Из истории становления социальной конфликтологии
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию конфликтов. Объективно представлена и восстановлена хронология развития социальной конфликтологии в полном объеме с учетом вклада тех исследователей, которые стояли у ее истоков. Предмет теории социальной конфликтологии включает в себя закономерности возникновения и проявления конфликтов. В статье анализируются трудности, имеющие место при определении понятия, структуры, динамики и классификации социальных конфликтов. Социальная конфликтология интенсивно развивается: созданы общетеоретические предпосылки и основания для ее стройной теории. Она способствует разработке оптимальной социальной политики и профессиональной подготовке социальных работников.

Ключевые слова:
конфликт, социальная напряженность, социальная конфликтология, конфликтологическая компетентность, социальная политика, профессиональная подготовка
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Теоретические предпосылки и сущность проблемы. Процесс уточнения предмета социальной конфликтологии происходил на всех этапах ее становления как науки: в период накопления научных знаний в сфере философии; в ходе выделения описательной социальной конфликтологии в самостоятельную область знания; во время оформления социальной конфликтологии в науку, как таковую, со всеми присущими ей атрибутами. В связи с этим целью статьи являлись уточнение предмета социальной конфликтологии и создание полноценной теории социальных конфликтов. Этапы становления социальной конфликтологии. Термин «социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858-1918 гг.). В современной социальной психологии и социологии понятие «конфликтология» собирательное, употребляемое для обозначения особой области исследований. Пока эта теория носит характер «среднего ранга», в то же время она претендует на статус общепсихологической теории. С середины 1920-х гг. интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился, но с начала 1940-х гг. снова возрос. Попытка возрождения теории конфликтов связана с именем Т. Парсонса (1902-1979 гг.). С момента становления западной социальной психологии и социологии степень интереса к исследованию конфликта значительно варьировалась - от признания важности и позитивной ценности конфликта в конце XIX - начале XX в. (Г. Зиммель) до минимального внимания к нему со стороны социальных аналитиков и попытки создания специальной дисциплины о конфликтах - конфликтологии (Р. Дарендорф, X. Крисмански и др.) [24, 30]. За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма, когнитивизма, математического моделирования, теории игр и др. О широте исследования этой проблемы в западных странах говорят следующие обстоятельства. В США по данной тематике издаются специальные журналы, в частности «Проблемы разрешения конфликтных ситуаций». Имеются специальные научные учреждения, которые занимаются изучением только проблемы конфликтов. Кроме того, при Мичиганском университете функционирует Центр по исследованию конфликтов, который координирует все разработки, проводимые в этом направлении. В Англии создан Лондонский институт по изучению международных конфликтов, готовятся профессиональные конфликтологи. Однако теория конфликта в США, европейских странах не представляет какой-либо единой концепции, а выступает в виде разрозненных взглядов. Среди них наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера [14], конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, общая теория конфликта К. Боулдинга [4]. Актуальность и социальная значимость изучения конфликтов привлекла к этой проблеме внимание ЮНЕСКО. Далее события развивались в хронологической последовательности. Проблеме конфликтов было посвящено Парижское заседание Социологической ассоциации при ЮНЕСКО в 1957 г. В 1960-х гг. в Мичиганском университете был создан Центр по исследованию конфликтных ситуаций, начавший издание журнала по этой проблематике. Вслед за этим специальные научные организации, ставящие целью изучение конфликтов, стали возникать и в других странах. В 1970-х гг. в США развертывается деятельность ряда конфликтологических центров при военных и других организациях. В настоящее время их внимание сосредоточено на гибридных конфликтах. Кофликтологию преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук. В связи с объявлением Организацией Объединенных Наций 1986 г. годом мира в Австралии был создан Международный центр разрешения конфликтов. Его задачами стали практическая работа в этой области, обучение искусству урегулирования конфликтов. Конфликтологические центры с аналогичными задачами возникают и во многих других странах. На сегодняшний день имеется острая необходимость связать в систему те исследования, которые ведутся в рамках различных наук: биологии, искусствоведения, математики, педагогики, политологии, правоведения, разных отраслей психологии, социологии, философии и некоторых других наук, например психиатрии, военных наук. Создание такой комплексной науки о конфликтах не только желательно и возможно, но и необходимо [24]. Предмет социальной конфликтологии. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Ее интересуют в основном два типа конфликтов: внутриличностные и социальные. К главным видам конфликтов относятся: внутриличностные, межличностные, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и коалициями. Однако в реальной жизни редко можно встретить конфликты в чистом виде. Концептуальные основы социальной конфликтологии. В контексте изложенного есть необходимость более детально рассмотреть парадигмальные, в том числе концептуальные, основы социальной конфликтологии, которая является не декларативной, а реально главной составляющей современной конфликтологии. Конфликтная модель общества получила развитие в 1950-1960-е гг. в странах Западной Европы и США. Противоборство (в явных или латентных формах) - универсальное и доминирующее свойство общественных отношений. «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс», - иронизирует американский конфликтолог Ч. Ликсон. Ученые справедливо полагали, что бесконфликтное общество нереально и искусственно. Мысль о том, что идеальное общество может представлять собой «полную гармонию» без напряженностей, - не более чем мечта, от которой лучше избавиться. Конфликтная модель общества. Разработчиками конфликтной модели развития общества являются классики конфликтологии. Это немецкий социолог Р. Дарендорф - автор конфликтной модели общества и американский социолог Л. Козер, рассмотревший концепцию позитивно-функционального конфликта [14]. Р. Дарендорф считал не отношения собственности, а отношения господства и подчинения присущими любому обществу, неизбежно вызывающему конфликт. В своих трудах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957 г.), «Современный социальный конфликт» (1988 г.) он рассматривает конфликт как главную категорию социологии. Для него конфликт - естественное состояние общества, его отсутствие он квалифицирует как ненормальное явление. Р. Дарендорф разработал свою социологическую концепцию конфликта и назвал ее теорией конфликта. Основные положения теории конфликта: - общество представляет собой систему конфликтующих групп; - конфликт - это не только атрибут, но и источник позитивных изменений общества; - причиной конфликтности являются властные отношения, господство одних над другими; - общность и различия интересов и потребностей людей по мере их осознания ведут к образованию разного рода организационных структур: профсоюзов, партий, лоббистских объединений; - конфликты неизбежны, универсальны, никогда не исчезают, поэтому правильнее говорить не о разрешении, а об урегулировании конфликтов. Классическим произведением современной конфликтологии стала работа американского социолога Л. Козера «Функции социального конфликта» (1956 г.) [14]. Развивая идеи предшественников о всеобщности и универсальности конфликта, Л. Козер обосновал позитивную роль конфликтного взаимодействия в жизнедеятельности общества. Возникновение конфликтов в обществе он объясняет как следствие неудовлетворения потребностей различных социальных групп, касающихся распределения власти, богатства, статуса. Объективное социальное неравенство определяет неравенство в удовлетворении потребностей. Сформулированные им положения стали теоретическим фундаментом современной конфликтологии: - постоянно действующим источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, обусловливающих определенную напряженность, время от времени провоцирующих конфликт; - функции конфликта можно дифференцировать на положительные, конструктивные (присущи демократическому, открытому обществу) и отрицательные, деструктивные, носящие разрушительный, революционно-насильственный характер (свойственны недемократическому, закрытому обществу); - задача конфликтологии состоит в разработке рекомендаций по локализации и ограничению негативных проявлений и использованию позитивных функций конфликтов. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо уяснить природу социальных интересов и потребностей. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия людей, больших и малых групп. Он охватывает все сферы жизнедеятельности, всю совокупность социальных отношений. Таким образом, вскрываются общие причины конфликтов и пути их разрешения. В настоящее время теория психоанализа не представляет весомой ценности для социальной конфликтологии, тем не менее сбрасывать ее со счетов не следует ни в коем случае. Ученики З. Фрейда создали школу социального психоанализа, который, несомненно, представляет гораздо большую ценность для социальной конфликтологии. Последователь Фрейда швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961 гг.) основал школу аналитической психологии, точнее, социального психоанализа. Им выдвинуто положение о существовании коллективного бессознательного, обусловливающего межгрупповые конфликты [32]. Социально-психологический аспект конфликтологии. Теория конфликтов во многом обязана социальной психологии с момента ее рождения. Это правда. Дело в том, что возникновение самой социальной психологии связано с необходимостью объяснения природы конфликтов. В 1876 г. В. Х. Кандинский произвел анализ явлений конформизма и психического индуцирования массовых экстатических состояний, иначе говоря, конфликтов в рамках действующей агрессивной толпы [12]. В 1893 г. А. А. Токарский в докладе «Психические эпидемии» трактовал их как формы массового коллективного поведения. К ним он отнес народные волнения, религиозные движения и явления паники [33]. С. С. Корсаков писал о психических эпидемиях в связи с анализом индуцированного помешательства и отмечал близость этих явлений [19]. В 1897 г. В. М. Бехтерев произвел дифференциацию тех форм общения, которые характерны для коллективных, массовых его проявлений в виде психических «эпидемий» [3]. В годы первой русской революции стал актуальным вопрос о массовых преступлениях. Предметом исследования Д. Д. Безсонова была психология толпы. В ее характеристику он ввел понятия пассивности и активности: «С психологической стороны должно различать толпу пассивную (выжидающую) и толпу активную (действующую)». Все это имеет прямое отношение к определенным видам конфликтов. Проблема толпы довольно долго рассматривалась в русле традиционной теории внеколлективного поведения (Ю. А. Шерковин, Г. М. Андреева, А. В. Серегин) и массовых эксцессов. Что касается истории исследования групповых эксцессов, то ее начало связано с работой Г. А. Туманова (1974 г.). Получается, что социальная психология и теория социальных конфликтов друг без друга не могут обойтись уже на протяжении более сотни лет. В то же время следует особо подчеркнуть, что перед социальной психологией стоит задача не по разработке технологий по осуществлению искусственных, навязанных извне цветных революций, а в превенции реальных массовых деструктивных конфликтов. Дело в том, что социальная конфликтология не только составная, но и основная часть конфликтологии. Однако пока нет универсальной, строго операциональной дефиниции, которая учитывала бы все многообразие социальных конфликтов, начиная от внутриличностного и заканчивая массовыми. Реальное состояние отечественной социальной конфликтологии. В нашей стране изучение конфликтов осуществлялось в советское время главным образом в русле марксистской теории классовой борьбы. Официальная идеология утверждала, что при социализме могут существовать только неантагонистические противоречия и нет условий для возникновения социальных конфликтов. В силу этого проблема конфликтов рассматривалась в основном в плане критики пороков капитализма. С середины 1920-х до конца 1940-х гг. никакой работы по изучению конфликта не велось. Начиная с 1950-х гг. постепенно стали все чаще появляться в печати публикации, касающиеся отдельных видов конфликтов в трудовых организациях, произведениях искусства, международных отношениях, в педагогическом процессе, спорте, служебных и семейных отношениях. Однако общая теория конфликта оставалась запретной областью и упоминалась только в целях «разоблачения лжеизмышлений» буржуазных ученых и философов. Так, З. Фрейда буквально клеймили, но это не помешало тем же лицам позже канонизировать его. Нельзя сказать, что проблема конфликтов в СССР находилась в центре внимания. Наоборот, она практически была под запретом, хотя в рамках марксизмаленинизма ей уделялось немалое внимание, но дальше деклараций и лозунгов дело не шло. Одна лексика в этом контексте чего стоит! Так, приходилось в соответствующих публикациях употреблять словосочетание «внеколлективное поведение» вместо «массовые бепорядки» и т. д. Примеры можно продолжать. В связи с этим отметим, что история исследования конфликтов в России носит далеко не однозначный и прямолинейный характер. Проблема конфликтов с 1949 по 2012 год так или иначе была затронута в 1555 диссертациях отечественных ученых. За 77 лет (с 1924 по 2001 год) на русском языке опубликовано более 3000 работ, посвященных изучению конфликтов, из них большинство увидело свет в последние годы ушедшего тысячелетия. Этот подъем продолжается. В настоящее время идет анализ и освоение зарубежного опыта, появляются оригинальные теоретические и методические разработки социальных, психологических, юридических аспектов конфликта. В середине 1990-х гг. издается монография А. Г. Здравомыслова «Социология конфликта» (1995 г.), обобщающая результаты зарубежных и отечественных исследований и дающая на этой теоретической базе анализ конфликтов в современном российском обществе. В это время выходят в свет первые отечественные учебники по конфликтологии. Без всякого преувеличения можно констатировать, что с 1990-гг. наблюдался всплеск конфликтологических исследований. Так, в учебном пособии «Социальная психология», переизданном с 2001 г. более 20 раз, всегда был и остается раздел о социальной напряженности и конфликтах, а также различных видах кризиса [30]. Социально-психологическая сущность социального кризиса состоит в массовой социальной дезадаптации, то есть напряженности [29]. В начале 1990-х гг. нами сформулированы понятие, структура, уровень, факторы и механизм возникновения, функции, формы проявления социальной напряженности и изложена своя интерпретация этого явления в ряде периодических изданий [27]. В 1990-е гг. мы не только занимались разработкой теории социальной напряженности, но и проводили эмпирические исследования данной проблемы [24, 27, 30]. Интересные попытки собрать в рамках социальной психологии общую модель конфликта предпринимались иными отечественными исследователями: А. А. Ершовым, А. Петровской, Ф. М. Бородкиным, Н. М. Коряк, Н. В. Гришиной и др. [13]. В феврале 1992 г. при Институте социологии АН СССР создан Центр конфликтологии. По мнению многих авторов, отечественная школа конфликтологии сложилась в 1990-е гг., однако с этим согласиться никак нельзя. В середине 1970-х гг. нами защищена закрытая кандидатская диссертация «Проблема конфликтов в первичных коллективах осужденных» (1978 г.) [25], подготовлен целый ряд публикаций по рассматриваемой теме. Кстати, изучением конфликтов в это время занимались и другие коллеги в правоохранительной сфере. В самом начале 1990-х гг. нами была защищена докторская диссертация о криминогенном общении (1991 г.). В ней также шла речь о межличностных, групповых конфликтах, массовых эксцессах, беспорядках. Концептуальной основой обоснования криминогенного общения выступила сформулированная нами теория деформации. Хронолого-фактологический анализ показывает, что это была первая кандидатская диссертация по теме, связанной с криминальными конфликтами. Мы выступили в качестве соавтора советско-европейской монографии, тираж которой был, к сожалению, уничтожен. Книга так и не вышла в свет. В юридической психологии исследованием конфликтов занимались А. Д. Глоточкин, А. Г. Ковалев, В. Ф. Пирожков, К. К. Платонов, И. Б. Пономарев, А. В. Усс и др. Например, М. И. Еникеевым и В. И. Васильевым, а также В. Н. Кудрявцевым были подготовлены и изданы несколько самостоятельных вариантов учебного пособия «Юридическая конфликтология» (1995 г.). В настоящее время в России, как и во многих странах мира, созданы научные центры, издается специальная литература, проводятся конференции по конфликтологии, в учебных заведениях готовят конфликтологов. Конфликтология акцентирует причины возникновения противоречий в системе отношений индивидов и групп, условия их перерастания в конфликты, пути предупреждения и методы урегулирования конфликтов в современной России. Нельзя не сказать об изданиях по конфликтологии. Вне всякого сомнения они заслуживают позитивной оценки. Имеются в виду соответствующие работы А. Я. Анцупова, А. Г. Большакова, С. А. Войтова, Н. В. Гришиной, С. М. Емельянова, Г. И. Козырева, А. И. Шипилова и др. [1, 2, 8]. Однако перечень основных направлений современной отечественной конфликтологии на этом не заканчивается. В последнее время резко возросла потребность в разработке социальной конфликтологии. Ее актуальность связана не только с мировыми, международными, но и с внутренними проблемами и вызовами. В этом плане заслуживают особого внимания исследования, связанные с изучением социальной напряженности, кризисов, цветных революций, гибридных войн, массовых протестных выступлений и т. д. Долгое время предметное поле деятельности социальной психологии старательно отгораживалось от явлений, связанных с конфликтами, законами «перевернутого мира», деформации. Эти проблемы оставались «запретной зоной», были недоступными для социальной психологии, что обедняло понимание ее предмета. Тем не менее анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод о том, что социальнопсихологические явления, в том числе социальные конфликты, имеют различную природу, так как возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в различных сферах (государство, экономика, общество, отдельная личность) и условиях (нормальные, осложненные и экстремальные). Не принимать во внимание это обстоятельство - значит совершать серьезную теоретическую ошибку в понимании социальных конфликтов [30]. На наш взгляд, социально-психологический подход, ориентирующий на анализ и понимание как конструктивных, так и деструктивных социальных конфликтов, возникающих на личностном, групповом, семейном, организационном, меза-, макро-, то есть массовом, уровнях, в различных сферах и условиях позволяет сформулировать предмет социальной конфликтологии. Им является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления как конструктивных, так и деструктивных социальных конфликтов, в том числе гибридных, возникающих на макро-, среднем и микроуровне в различных сферах (политика, экономика и общество), в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной конфликтологии, ее теоретической области [24]. Следует особо подчеркнуть, что до сих пор крайне малое внимание уделяется конструктивным социальным конфликтам, без которых нельзя представить достижение успеха, карьерного роста, развитие личности, групп, семьи, организаций и общества в целом. Это явный пробел как в теории, так и в практике в отечественной конфликтологии [24]. Традиционное сведение социальных конфликтов только к деструктивным явлениям дает о себе знать и поныне. Данный подход имеет свое глубокое историческое прошлое, но должен уйти навсегда из теории и практики отечественной конфликтологии. Негативные последствия игнорирования этого факта колоссальны. Конструктивные социальные конфликты должны занять соответствующее место не только в конфликтологии, но и в сфере политики, экономики и общества. Предмет прикладной социальной конфликтологии складывается из закономерностей социально-психологической диагностики, консультирования и социальнопсихологических технологий урегулирования и разрешения конфликтов. Если объединить предмет социально-психологической теории конфликтов и прикладной социальной конфликтологии, то образуется предмет современной социальной конфликтологии [24]. Таким образом, социальная конфликтология должна состоять из двух частей: теории и прикладной социальной конфликтологии. В свою очередь, последняя обязана включать в себя диагностику и технологии превенции, урегулирования и разрешения социальных конфликтов, а также развития конфликтологической компетентности. Что касается теории социальных конфликтов, то ее нельзя представить вне связи с социальной напряженностью и различными видами массового кризиса, в основе которых лежит массовая деформация. Пока учебников по социальной конфликтологии в таком формате нет, но наверняка они появятся. В 1990-х гг. в нашей стране с помощью российско-американской программы по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов, вошла в обиход и практика медиаторства. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993 г. был открыт первый в России центр разрешения конфликтов. В 1997 г. созданный ранее Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологовмедиаторов, возобновил свою деятельность. В настоящее время конфликтология представляет собой область профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки, знаний и умений. Специалисты-конфликтологи ведут исследовательскую и практическую работу в научных институтах и конфликтологических центрах, административных и юридических учреждениях, управлениях корпораций и дипломатических ведомствах. Накопился обширный фонд конфликтологической литературы. Конфликтология включается в программы обучения психологов, социологов, журналистов, юристов, социальных работников, менеджеров в качестве особой учебной дисциплины. Существуют колледжи и университеты, выпускающие конфликтологов, есть система международной сертификации конфликтологов-медиаторов [24]. В настоящее время мы являемся свидетелями бума, связанного с проблемой конфликта. Переведены и изданы многие зарубежные источники, вышли в свет отечественные издания по конфликтологии, в том числе библиографический указатель. Созданы специальные центры и лаборатории по прикладной конфликтологии. В свое время в Санкт-Петербурге Институтом «Гармония» ежегодно проводились конференции по разрешению конфликтов, такое практиковалось и в Белгородском педагогическом университете. Защищаются докторские и кандидатские диссертации по конфликтам. Началась подготовка практических специалистов по урегулированию конфликтов (имеется в виду обучение переговорщиков). Читаются специальные курсы по конфликтологии. Совместно с зарубежными коллегами проводятся совместные мероприятия. В то же время ситуация остается по существу неизменной, хотя практически каждый второй психолог и другие специалисты считают себя конфликтологами. Социальную конфликтологию нельзя сводить к психологии конфликтов. Это далеко не одно и то же. Однако данная ошибка присутствует и в соответствующих публикациях, и в устных докладах. Практика урегулирования и разрешения конфликтов по-прежнему мало соединена с теорией [24]. Однако как бы то ни было, специалисты в области конфликтов не могут снимать с себя ответственности за разрыв между теорией и практикой разрешения конфликтов. Во многом осложняют более или менее устоявшее понимание и формулирование конфликтов такие их разновидности, как управляемый, а также гибридный конфликт. Управляемые и гибридные конфликты связаны не с традиционным, а с современным подходом к пониманию и использованию как их структуры, так и динамики. Имеет место чрезвычайно много так называемых инноваций, связанных с моделью конфликтного взаимодействия сторон. Например, использование современных специальных средств и технологий позволяет одной из сторон прикрывать и «легендировать» истинные цели и создавать ситуацию невозможности ответных действий. На самом деле ничего общего управляемые и гибридные конфликты с деэскалацией, урегулированием и разрешением конфликтов не имеют. Напротив, это прикрытая эскалация конфликтов. Они связаны напрямую с подготовкой и осуществлением цветных революций [24]. Заключение. В целях повышения конфликтологической компетентности специалистов, занимающихся проблемой конфликтов, целесообразно скоординировать усилия конфликтологов на основе создания специальных изданий и ассоциации. Наиболее важной задачей является создание полноценной теории социальных конфликтов и на этой основе - социальной конфликтологии. Без этого невозможно вести речь об эффективном урегулировании и разрешении социальных конфликтов. Разрыв между теорией и практикой урегулирования социальных конфликтов продолжает оставаться. Об этом свидетельствуют, в частности, события, имевшие место в ходе президентских выборов в США. Выводы 1. Социальная конфликтология интенсивно развивается: созданы общетеоретический каркас, контур, скелет, если можно так сказать, проблемы. Подготовленное нами и изданное в 2021 г. учебное пособие «Социальная конфликтология» - тому подтверждение. 2. Необходимо повышать конфликтологическую компетентность среди различных социальных групп, в том числе социальных работников, в целях урегулирования и разрешения конфликтов. 3. Основным подходом к обеспечению урегулирования социальных конфликтов должна стать их социальная превенция. Перспективы. Социальная конфликтология - составная часть конфликтологии. Предстоит еще немало сделать как в теоретическом, так и в прикладном плане для ее полного оформления. В связи с этим должны быть детально исследованы такие виды конфликтов, как внутриличностные, межличностные, групповые, семейные, корпоративные, региональные и т. д. Без всякого сомнения, становление социальной конфликтологии окажет позитивное влияние на развитие реальной социальной политики и эффективность профессиональной подготовки социальных работников.
Список литературы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учебник СПб. : Питер, 2015. 528 c

2. Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. Указатель 1555 диссертаций отечественных ученых (1949-2012 годы). М. : ТАСТ, 2013. 244 c

3. Бехтерев В. М. Роль внушения в общественной жизни: речь, произнесенная в Императорской Военно-медицинской академии. СПб. : К. Л. Риккер, 1898. 53 с

4. Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория. Нью-Йорк : Харпер, 1963. 372 с

5. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций : учеб. пособие. М., 2001. 182 с

6. Войтова С. А., Зубань Е. Н. Конфликтология. СПб., 1992. 84 с

7. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология : учебник. М. : ИНФРА-М, 2000. 240 с

8. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. СПб. : Питер, 2006. 544 с

9. Громова О. Н. Конфликтология : курс лекций. М. : Тандем ; ЭКМОС, 2000. 345 с

10. Зайцев А. К. Социальный конфликт. M. : Academia, 2001. 463 с

11. Иванова О. А., Суртаева Н. Н. Конфликтология в социальной работе : учеб. и практ. для академ. бакалавриата. Люберцы : Юрайт, 2016. 282 c

12. Общепонятные психологические этюды Виктора Кандинского. I. Очерк прежних и современных воззрений на психическую жизнь человека и животных. II. Нервнопсихический контагий и душевные эпидемии. М. : А. Ланг, 1881. 236 с

13. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты : учебник. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2013. 287 c

14. Козер Л. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. А. Назаровой. М. : Идея- Пресс ; Дом интеллектуальной книги, 2008. 205 с

15. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М. : Владос, 2000. 320 с

16. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. СПб. : Лань,1999. 448 с

17. Конфликтология для XXI века: наука - образование - практика : материалы Санкт-Петербургского Междунар. форума. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. 772 c

18. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М. : Стрингер, 1992. 212 с

19. Корсаков С. С. Курс психиатрии. 2-е изд. М., 1901

20. Рубин Д. Социальный конфликт. Эскалация, тупик, разрешение. Секреты убеждения. М. : Прайм-Еврознак, 2010. 352 c

21. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. 8-е изд. М. : Юнити, 2017. 367 с

22. Социальный конфликт: современные исследования : реферат. сб. / под ред. Н. Л. Полякова. М. : ИНИОН, 1991. 114 с

23. Степаненкова В. М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 141-142

24. Сухов А. Н. Социальная конфликтология: теоретико-исторический аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 4. С. 300-304

25. Сухов А. Н. Конфликты в первичных коллективах осужденных. Рязань : РВШ МВД РФ, 1978. 72 с

26. Сухов А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань : РВШ МВД РФ, 1993. 134 с

27. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. М. : Academia, 2002. 256 с

28. Сухов А. Н. Внутриличностный конфликт: конструктивный аспект // Человеческий капитал. 2020. № 10(142). С. 171-178

29. Сухов А. Н. Социально-психологический подход к пониманию массового кризиса // Человеческий капитал. 2015. № 10(82). C. 6-9

30. Сухов А. Н., Гераськина М. Г. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. 8-е изд. М. : Юнити, 2017. 367 с

31. Шильцова Ю. В. К вопросу о пионерах в области развития отечественной конфликтологии // Молодой ученый. 2020. № 33(323). С. 81-83

32. Юнг К. Архетип и символ. М. : Ренессанс, 1991. 297 с

33. Токарский А. А. Психические эпидемии // Вопросы философии и психологии. 1891. № 5(20). С. 203-223

Войти или Создать
* Забыли пароль?