PSYCHOLOGICAL READINESS AMONG EMPLOYEES OF THE SECURITY UNITS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA TO USE FIREARMS TO KILL: BEHAVIORAL ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of the study of the behavioral aspect of the psychological readiness of employees of the security units of the Federal Penitentiary Service of Russia to use firearms to kill is due to the stable level of escape activity of convicts, which determines the need to study the personal characteristics of employees responsible for the success of professional actions on the use of firearms to kill. L. S. Nersesyan, V. N. Pushkin (1969), M. I. D'yachenko (1985), L. A. Kandybovich (1985), I. S. Doroshenko (2002), A. I. Adaev (2004), B. B. Kazak (2006), E. V. Ovcharova (2012), and others were engaged in the study of readiness for activity in special and extreme conditions of service. Within the framework of the conducted empirical research, it is established that psychological readiness is considered as a predisposition to a certain behavior, mood, and structure of actions aimed at achieving results. Psychological readiness is based on adaptation mechanisms and coping strategies to overcome stressful situations. Because of this, the behavioral aspect is a necessary structural element of psychological readiness for activity. The purpose of the study is to study the psychological readiness of employees of the security units of the Federal Penitentiary Service of Russia to use firearms to kill. The research sample was made up of employees of 18 territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia who participated in the suppression of escapes of convicts by using firearms in places of deprivation of liberty. Methods and methods of research: testing, questionnaire of formal-dynamic properties of personality (V. M. Rusalov), methodology for studying strategies for overcoming stressful situations (S. Hobfall), Bass-Darkey aggressiveness questionnaire, methodology "Personal aggressiveness and conflict" (E. P. Il'in, P. A. Kovalev). The PsychometricExpert program (version 9.1.1) was used to process the obtained data. It is established that in the structure of psychological readiness of employees to use weapons to kill, the behavioral component is expressed in a reduced need for communication, a limited circle of contacts, and orientation to the reference group. Conflict and hostility are unlikely, but if necessary, they are used as tools to achieve the goal. Employees are distinguished by efficiency, high muscle tone, increased motor activity, high speed and flexibility when switching from one form of activity to another. Caution and thoroughness are combined with impulsivity, which reflects the ability to quickly move from passive observation to active action.

Keywords:
psihologicheskaya gotovnost', primenenie oruzhiya na porazhenie, podrazdeleniya ohrany, ugolovno-ispolnitel'naya sistema, pobegovaya aktivnost' osuzhdennyh, povedencheskiy aspekt
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) направлена на обеспечение и реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от общества, их исправление, формирование правопослушной мотивации и профилактику совершения новых преступлений. В случае, когда осужденный пытается нарушить границы пенитенциарного учреждения, исключительным средством является применение оружия на поражение. В силу этого служба в подразделениях охраны ФСИН России предъявляет особые требования к личности сотрудника УИС, несущего службу с оружием [3]. Актуальность исследования психологической готовности к применению оружия на поражение в деятельности сотрудников подразделений охраны УИС обусловлена стабильным уровнем побеговой активности преступников, а также необходимостью изучения личностных особенностей сотрудников, отвечающих за успешность профессиональных действий по применению оружия. В контексте исследуемой проблемы важно отметить то, что эмпирических исследований психологической готовности сотрудников подразделений охраны ФСИН России к применению оружия на поражение в рамках пенитенциарной психологии проводилось недостаточно. В современной психологической науке накоплен обширный теоретический и практический материал по проблеме готовности человека к разным видам деятельности. По мнению Н. Н. Ивашко, деятельность сотрудников подразделений охраны проходит в особых условиях, которые являются источником напряжения, снижения психологической готовности сотрудников УИС [7]. Исследованием готовности к деятельности в особых условиях занимались Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин (1969 г.), М. И. Дьяченко (1985 г.), Л. А. Кандыбович (1985 г.), И. С. Дорошенко (2002 г.), А. И. Адаев (2004 г.), Б. Б. Казак (2006 г.), Е. В. Овчарова (2012 г.) и др. Анализ теоретических источников позволил выделить ряд особенностей, актуальных для определения специфики психологической готовности к применению оружия на поражение. Так, представляет интерес классическая модель научения Э. Торндайка, который предложил закон формирования готовности путем закрепления успешных стимульно-реактивных связей и подкрепления желаемого поведения [17]. В. А. Ядов в диспозиционной концепции изучил психологическую готовность в рамках предрасположенности, обусловленной условиями и результатами предшествующей деятельности [1]. В исследованиях, посвященных изучению психологической готовности к деятельности в особых, экстремальных условиях, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко рассматривали ее как психологический настрой на исполнение деятельности, задача которого - модифицировать поведение, содействовать активности личности [5]. В. Н. Пушкин и Л. С. Нерсесян предложили рассматривать психологическую готовность в виде трех компонентов: первый - психическая направленность личности, второй - интегральный психофизиологический компонент, третий - структура действий, направленных на достижение результата [12]. И. А. Кучерявенко отмечает, что готовность предполагает наличие у специалиста образа структуры поведения и направленности сознания на его выполнение, стремление выполнить поставленную задачу [11]. Изучая психологическую готовность курсантов образовательных организаций МЧС России, К. А. Волосов доказывает ее зависимость от уровня личностных ресурсов, особенностей стресс-преодолевающего поведения, нервно-психической устойчивости, развития волевых качеств [2]. Похожую позицию высказывает и Л. Э. Кузнецова, отмечая, что основной составляющей психологической готовности к службе является адаптационный потенциал личности, который определяет копинг-ресурс, копинг-стратегии совладания со сложными жизненными ситуациями, а также копинг-поведение [10]. Е. В. Овчарова, раскрывая содержание адаптационного потенциала, доказала, что для успешного поведения сотрудников подразделений охраны ФСИН России важны такие показатели, как индивидуалистичность, сверхконтроль, демонстративность поведения, эгоистичность, отрицание трудностей социальной адаптации, настойчивость, высокая степень вовлеченности в работу [13]. Внутреннюю напряженность, неуверенность в себе, пессимистическую оценку перспективы, депрессию, неустойчивость эмоций, озабоченность собственным здоровьем, склонность к импульсивным действиям без учета последствий она связывает с низким уровнем психологической готовности [14]. И. С. Дорошенко, исследуя психологическую готовность к выполнению задач у сотрудников подразделений охраны исправительных учреждений, определяет личностный уровень готовности. Она выделяет некоторые свойства (качества), присущие сотруднику, которые помогают ему качественно решать поставленные задачи: организованность, уравновешенность, независимость, адаптивность, энергичность, заинтересованность в достижении поставленной цели. Автор выделяет социально-психологический уровень психологической готовности (потребность в общении, самостоятельность в принятии решений, умеренная агрессивность) и психофизиологический уровень (сила нервных процессов, равновесие, подвижность, быстрая реакция, сопротивляемость, настойчивость, сдержанность) и др. [4]. И. Н. Коноплева, изучая личностную составляющую психологической готовности к применению оружия на поражение у сотрудников МВД России, выделяет в качестве ключевых элементов готовности способность личности к адаптации и саморегуляции. Автор подчеркивает, что проблема готовности может быть понята и исследована только в рамках конкретной профессиональной деятельности или профессиональной группы [9]. Отмечая высокую значимость рассмотренных нами теоретических исследований, необходимо указать на то, что эмпирическое изучение поведенческого аспекта психологической готовности к применению оружия на поражение у сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы проводилось недостаточно. Соглашаясь с мнением Р. Д. Санжаевой, мы считаем, что психологическая готовность - это комплексная интегративная характеристика психологического содержания субъекта экстремальной деятельности. Ее психологическая структура имеет стержневое значение [19], а потому должна быть более подробно исследована. Методы Для изучения поведенческих аспектов психологической готовности сотрудников подразделений охраны УИС нами была сформирована выборка, в которую вошли сотрудники, успешно применявшие в служебной деятельности оружие на поражение. Выборка была сформирована в рамках изучения всех фактов побегов из мест лишения свободы. В состав выборки вошли 34 сотрудника из учреждений УИС. Для определения поведенческих аспектов психологической готовности к применению огнестрельного оружия на поражение в рамках психодиагностического метода были использованы следующие методики: опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов) [16], методика изучения стратегий преодоления стрессовых ситуаций (С. Хобфолл) [20], опросник уровня агрессивности Басса - Дарки [18], методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) [8]. Результаты В рамках эмпирического исследования нами был проведен анализ личностных особенностей сотрудников, применявших оружие на поражение. Рассматривая результаты исследования по опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов), в организации поведения сотрудников ФСИН России были выявлены особенности следующих психофизиологических параметров: 1) эргичность - характеризует степень напряженности взаимодействия организма со средой; 2) пластичность - отражает степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения на другие; 3) скорость (темп) - показывает степень быстроты исполнения программы поведения; 4) эмоциональная чувствительность - отражает порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с акцептором результата действия (рис. 1). Полученные результаты дают основание сделать следующие выводы: - высокие результаты по шкале «Эргичность психомоторная» свидетельствуют о наличии у респондентов высокого мышечного тонуса и двигательной активности. У сотрудников отделов охраны ФСИН России диагностирован избыток физических сил, потребность в деятельности, высокая мышечная работоспособность; - высокие результаты по шкале «Пластичность психомоторная» свидетельствуют о гибкости при переключении с одних форм двигательной активности на другие, выраженном стремлении к разнообразным способам физической деятельности; - высокие показатели психомоторной скорости указывают на высокий темп поведения, легкость при переключении от одного вида деятельности к другой, высокую двигательную активность; - повышенные показатели коммуникативной скорости свидетельствуют о наличии способности к легкой и плавной речи, быстрой вербализации, высокой скорости речевой активности. Характерна вербальная «острота», образность и доступность речи; - средние, с тенденцией к низким, результаты по шкале «Эргичность коммуникативная» свидетельствуют о сниженной потребности в общении, ограниченном круге контактов. Для сотрудников характерна избирательность и требовательность к окружению, потребность в новых знакомствах снижена; - важным элементом для анализа являются низкие показатели по всем шкалам эмоциональности (интеллектуальная, коммуникативная, психомоторная). Из этого следует, что для выборки нехарактерна чувствительность к возможным неудачам. Уверенность в себе, спокойствие, критика к качеству работы не оказывают разрушительного воздействия на личность. Трудности в процессе общения не вызывают колебаний в самооценке и каких-либо внутренних переживаний. Проведенный анализ по методике «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (В. М. Русалов) показывает, что респондентам характерна высокая скорость речевой активности, интеллектуальная и физиологическая гибкость, которая проявляется в легком переходе от пассивного созерцания к активным мыслительным процедурам и поступкам. Анализ психодиагностических данных, полученных при использовании методики изучения стратегий преодоления стрессовых ситуаций (С. Хобфолл), позволил сделать выводы о личностных особенностях респондентов, направленных на поддержку психосоциальной адаптации в период стресса (рис. 2). По результатам исследования у сотрудников подразделений охраны ФСИН России выявлены высокие значения по шкале «Поиск социальной поддержки», что свидетельствует о потребности в одобрении представителями референтной группы, важности эмоциональной поддержки близких, потребности в понимании и сочувствии. Необходимость поиска социальной поддержки у сотрудников отдела охраны сочетается с высоким уровнем стремления к вступлению в социальный контакт, что выражается в отзывчивости, желании помочь коллегам при решении их проблем. Попадая в сложную ситуацию, они предпочитают действовать сообща, избегая персональной ответственности. Считают, что совместные усилия приносят больше пользы, чем действия одного, ценят свою принадлежность к команде и группе. Высокие баллы по шкале «Ассертивные действия» указывают на способность респондентов адекватно оценивать сложность и значимость происходящих событий, проявлять самостоятельность при решении проблем. Характерна независимость, самодостаточность, уверенность в себе. Развита способность защищать свои права, не ущемляя прав окружающих, присутствует тенденция высказывать собственное мнение и удовлетворять свои требования. Отмечается выраженный показатель по шкале «Осторожные действия». Данный параметр свидетельствует о наличии у сотрудников, применивших оружие, тенденции к тщательности, планомерности выполняемой деятельности. Преобладает внимательность к деталям, недоверчивость к непроверенной информации, осмотрительность и осторожность, отказ от поспешных решений, тщательность при анализе значимых стимулов. Повышенные баллы по шкале «Импульсивные действия» свидетельствуют о способности быстро принимать и реализовывать принятые решения. Шкала «Избегание» демонстрирует средние показатели, из чего следует, что респондентам характерно рациональное использование собственных ресурсов при решении возникающих проблем. При необходимости отмечается готовность прибегнуть к действиям, требующим большой напряженности и ответственности за последствия. Таким образом, диагностируемая выборка демонстрирует уникальное сочетание шкал - тенденцию к осторожности и склонность к проявлению импульсивных действий, что может указывать на легкость перехода от пассивного наблюдения к стремительным действиям. В ходе применения опросника агрессивности Басса - Дарки получены результаты, свидетельствующие о наличии в поведении респондентов умеренных агрессивных тенденций в области субъект-субъектных отношений. Это говорит о том, что агрессия может использоваться в качестве одного из способов решения проблем, связанных с защитой собственной ценности, самооценки, уровня притязаний (рис. 3). Для участников исследования характерно наличие таких личностных качеств, как настойчивость, потребность в достижении результата, способность к устранению и разрушению препятствий. Повышенные значения по шкале «Физическая агрессия» дают основания предположить, что использование физической силы против другого лица маловероятно, но при возникновении экстремальной ситуации, а также в ситуации угрозы для себя или своих близких данный ресурс может быть актуализирован. При анализе шкал «Вербальная агрессия», «Чувство вины» установлено, что данные показатели находятся в границах средних значений. Сотрудники, применившие оружие на поражение, не склонны к проявлению вербальных реакций в виде спора, угроз, криков. Чувство вины, угрызения совести испытывают редко, критично и трезво относятся к своим поступкам. В целом у сотрудников, принявших участие в исследовании, отсутствует потребность в оппозиционном поведении по отношению к социальному пространству. Пассивное сопротивление, как и активная борьба против установившихся обычаев и законов, не является характерной для выборки. Отмечается нормальная устойчивость эмоционального состояния. Уровень готовности к проявлению отрицательных эмоций и негативных чувств незначительный. Характерна доверчивость, критичность, адекватная самооценка. Использование методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) позволило уточнить и дополнить сведения, полученные при использовании методики Басса - Дарки, включив в структуру исследования параметр «конфликтность» (рис. 4). Повышенные показатели по шкале «бескомпромиссность» свидетельствуют о наличии у представителей исследовательской выборки выраженного стремления брать инициативу, отстаивать свои взгляды, интересы. В личной и профессиональной среде возможно игнорирование аргументов собеседника, следование своим интересам и убеждениям. Конфликтность является собирательной шкалой, куда входит сумма значений по показателям «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость» и «подозрительность». Учитывая, что для выборки значимой является только шкала «бескомпромиссность», можно предположить, что источником конфликтов может стать посягательство на личностные интересы, принципы, установки и убеждения респондентов. Установлено, что усредненный профиль по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) выявляет преобладание в личности сотрудников подразделений охраны ФСИН России таких черт, как низкая потребность в урегулировании разногласий, устойчивость в отношении напряженности в общении, неуступчивость в принципиальных позициях, настойчивость в реализации задуманных действий. Характерны более выраженная нацеленность на результат, потребность в достижении поставленной цели. Выводы 1. Сотрудники подразделений охраны ФСИН России имеют ряд поведенческих особенностей, учет которых может повысить эффективность кадрового отбора в подразделения охраны и организовать профилактическую работу с ними. Для сотрудников исследуемой категории характерны сниженная потребность в общении, ограниченный круг контактов. В сочетании с высоким уровнем поиска социальной поддержки это может свидетельствовать о наличии значимой референтной группы, отношениями внутри которой сотрудники ограничиваются. Для них конфликтность и агрессивность маловероятны, однако они могут использоваться как инструмент в отстаивании собственных интересов и достижении поставленных целей. Характерна неуступчивость в принципиальных позициях, настойчивость в реализации задуманных действий, приоритет личных ценностей и интересов, самодостаточность. 2. Сотрудников подразделений охраны ФСИН России отличают работоспособность, высокий мышечный тонус, избыток физических сил, двигательная активность. Характерны высокая скорость реакции и гибкость при переключении с одних форм активности на другие. Осторожность и тщательность сочетаются с импульсивностью, что отражает способность к быстрому переключению от пассивного наблюдения к активным действиям. Рис. 1. Средние значения у сотрудников подразделений охраны ФСИН России по методике «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (В. М. Русалов) Рис. 2. Средние баллы сотрудников подразделений охраны ФСИН России по методике изучения стратегий преодоления стрессовых ситуаций (С. Хобфолл)) Рис. 3. Средние баллы у сотрудников подразделений охраны ФСИН России по опроснику агрессивности Басса - Дарки Рис. 4. Средние значения у сотрудников подразделений охраны ФСИН России по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)
References

1. Belinskaya E. P., Tihomandrickaya O. A. Social'naya psihologiya lichnosti : ucheb. posobie. M. : Akademiya, 2009. 304 s

2. Volosov K. A. Psihologicheskaya gotovnost' vypusknikov obrazovatel'nyh uchrezhdeniy MChS Rossii k professional'noy deyatel'nosti: na primere FPS MChS Rossii : dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2012. 128 s

3. Ganishina I. S., Kirillova T. V., Fedoseeva L. N. Lichnostnyy profil' sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy, nesuschih sluzhbu s oruzhiem // Psihologiya ekstremal'nyh professiy : materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. Ya. A. Korneeva. Arhangel'sk : Izd-vo RAO, 2019. S. 33-35

4. Doroshenko I. S. Psihologicheskaya gotovnost' k vypolneniyu sluzhebnyh zadach sotrudnikov podrazdeleniy ohrany ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Minyusta Rossii : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Ryazan', 2002. 23 s

5. D'yachenko M. I., Kandybovich L. A., Ponomarenko V. A. Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhennyh situaciyah: psihologicheskiy aspekt. Minsk : Universitetskoe, 1985. 175 s

6. Zautorova E. V. Osobennosti lichnosti sotrudnika ohrany ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federacii // Teoriya i praktika nauchnyh issledovaniy: psihologiya, pedagogika, ekonomika i upravlenie. 2019. № 2(6). S. 99-105

7. Ivashko N. N. Osobennosti professional'noy podgotovki sotrudnikov podrazdeleniy ohrany i konvoirovaniya ispravitel'nyh uchrezhdeniy k sluzhebnoy deyatel'nosti // Teoriya i praktika nauchnyh issledovaniy: psihologiya, pedagogika, ekonomika i upravlenie. 2018. № 1(1). S. 20-27

8. Metodika «Lichnostnaya agressivnost' i konfliktnost'» // Diagnostika emocional'nonravstvennogo razvitiya / pod red. I. B. Dermanova. SPb. : Rech', 2002. S. 142-146

9. Konopleva I. N. Lichnostnaya sostavlyayuschaya psihologicheskoy gotovnosti sotrudnikov milicii k primeneniyu ognestrel'nogo oruzhiya i ee izmenenie v processe treninga : dis. ... kand. psihol. nauk. Rostov n/D, 2005. 167 s

10. Kuznecova L. E. Formirovanie psihologicheskoy gotovnosti yunoshey k prohozhdeniyu obyazatel'noy voennoy sluzhby v VS RFstochki zreniya resursnogo podhoda // Molodoy uchenyy. 2012. № 3. S. 324-327

11. Kucheryavenko I. A. Problema psihologicheskoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti // Molodoy uchenyy. 2011. № 12. S. 60-62

12. Nersesyan L. S., Pushkin V. N. Psihologicheskaya struktura gotovnosti operatora k ekstremal'nym deystviyam // Voprosy psihologii. 1969. № 5. S. 24-31

13. Ovcharova E. V. Psihicheskie sostoyaniya sotrudnikov otdelov ohrany ugolovnoispolnitel'noy sistemy, nesuschih sluzhbu s oruzhiem, i ih kratkosrochnaya korrekciya : dis. ... kand. psihol. nauk. Ryazan', 2012. 198 s

14. Ovcharova E. V. Osobennosti psihicheskih sostoyaniy sotrudnikov otdelov ohrany ugolovno-ispolnitel'noy sistemy, nesuschih sluzhbu s oruzhiem // Yuridicheskaya nauka. 2019. № 3. S. 55-58

15. Pestrikov D. V., Polyanin N. A., Pentyashin E. V. Formirovanie psihologicheskoy gotovnosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy k primeneniyu boevogo oruzhiya v ekstremal'nyh situaciyah // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2016. № 3. S. 56-65

16. Praktikum po psihodiagnostike lichnosti / pod red. N. K. Rakovich. Minsk : BGPU imeni M. Tanka, 2002. 248 s

17. Korduell M. Psihologiya. A - Ya : slovar'-spravochnik / per. s angl. K. S. Tkachenko. M. : FAIR-PRESS, 2000. 448 s

18. Raygorodskiy D. Ya. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy : ucheb. posobie. Samara : Bahrah, 1998. 672 s

19. Sanzhaeva R. D. Gotovnost' i ee psihologicheskie mehanizmy // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obschestvo. 2016. № 2. S. 6-16

20. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. M. : Institut psihoterapii, 2002. 362 s

Login or Create
* Forgot password?