ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ НА ПОРАЖЕНИЕ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность исследования поведенческого аспекта психологической готовности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний к применению огнестрельного оружия на поражение обусловлена стабильным уровнем побеговой активности осужденных, что определяет необходимость изучения личностных особенностей сотрудников, отвечающих за успешность профессиональных действий по применению огнестрельного оружия на поражение. Исследованием готовности к деятельности в особых и экстремальных условиях службы занимались Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин (1969 г.), М. И. Дьяченко (1985 г.), Л. А. Кандыбович (1985 г.), И. С. Дорошенко (2002 г.), А. И. Адаев (2004 г.), Б. Б. Казак (2006 г.), Е. В. Овчарова (2012 г.) и др. В рамках проведенного эмпирического исследования установлено, что психологическая готовность рассматривается как предрасположенность к определенному поведению, настрой, структура действий, направленных на достижение результата. В основе психологической готовности лежат механизмы адаптации и копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. В силу этого поведенческий аспект является необходимым структурным элементом психологической готовности к деятельности. Цель исследования - изучение психологической готовности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний к применению огнестрельного оружия на поражение. Исследовательскую выборку составили сотрудники 18 территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, участвовавшие в пресечении побегов осужденных путем применения огнестрельного оружия в местах лишения свободы. Методы и методики исследования: тестирование, опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов), методика изучения стратегий преодоления стрессовых ситуаций (С. Хобфолл), опросник агрессивности Басса - Дарки, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев). Для обработки полученных данных была использована программа PsychometricExpert (версия 9.1.1). Установлено, что в структуре психологической готовности сотрудников к применению оружия на поражение поведенческий компонент выражается в сниженной потребности в общении, ограниченном круге контактов, ориентации на референтную группу. Конфликтность и враждебность маловероятны, но при необходимости используются как инструменты в достижении цели. Сотрудников отличают работоспособность, высокий мышечный тонус, повышенная двигательная активность, высокая скорость и гибкость при переключении с одних форм активности на другие. Осторожность и тщательность сочетаются с импульсивностью, что отражает способность к быстрому переходу от пассивного наблюдения к активным действиям.

Ключевые слова:
психологическая готовность, применение оружия на поражение, подразделения охраны, уголовно-исполнительная система, побеговая активность осужденных, поведенческий аспект
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) направлена на обеспечение и реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от общества, их исправление, формирование правопослушной мотивации и профилактику совершения новых преступлений. В случае, когда осужденный пытается нарушить границы пенитенциарного учреждения, исключительным средством является применение оружия на поражение. В силу этого служба в подразделениях охраны ФСИН России предъявляет особые требования к личности сотрудника УИС, несущего службу с оружием [3]. Актуальность исследования психологической готовности к применению оружия на поражение в деятельности сотрудников подразделений охраны УИС обусловлена стабильным уровнем побеговой активности преступников, а также необходимостью изучения личностных особенностей сотрудников, отвечающих за успешность профессиональных действий по применению оружия. В контексте исследуемой проблемы важно отметить то, что эмпирических исследований психологической готовности сотрудников подразделений охраны ФСИН России к применению оружия на поражение в рамках пенитенциарной психологии проводилось недостаточно. В современной психологической науке накоплен обширный теоретический и практический материал по проблеме готовности человека к разным видам деятельности. По мнению Н. Н. Ивашко, деятельность сотрудников подразделений охраны проходит в особых условиях, которые являются источником напряжения, снижения психологической готовности сотрудников УИС [7]. Исследованием готовности к деятельности в особых условиях занимались Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин (1969 г.), М. И. Дьяченко (1985 г.), Л. А. Кандыбович (1985 г.), И. С. Дорошенко (2002 г.), А. И. Адаев (2004 г.), Б. Б. Казак (2006 г.), Е. В. Овчарова (2012 г.) и др. Анализ теоретических источников позволил выделить ряд особенностей, актуальных для определения специфики психологической готовности к применению оружия на поражение. Так, представляет интерес классическая модель научения Э. Торндайка, который предложил закон формирования готовности путем закрепления успешных стимульно-реактивных связей и подкрепления желаемого поведения [17]. В. А. Ядов в диспозиционной концепции изучил психологическую готовность в рамках предрасположенности, обусловленной условиями и результатами предшествующей деятельности [1]. В исследованиях, посвященных изучению психологической готовности к деятельности в особых, экстремальных условиях, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко рассматривали ее как психологический настрой на исполнение деятельности, задача которого - модифицировать поведение, содействовать активности личности [5]. В. Н. Пушкин и Л. С. Нерсесян предложили рассматривать психологическую готовность в виде трех компонентов: первый - психическая направленность личности, второй - интегральный психофизиологический компонент, третий - структура действий, направленных на достижение результата [12]. И. А. Кучерявенко отмечает, что готовность предполагает наличие у специалиста образа структуры поведения и направленности сознания на его выполнение, стремление выполнить поставленную задачу [11]. Изучая психологическую готовность курсантов образовательных организаций МЧС России, К. А. Волосов доказывает ее зависимость от уровня личностных ресурсов, особенностей стресс-преодолевающего поведения, нервно-психической устойчивости, развития волевых качеств [2]. Похожую позицию высказывает и Л. Э. Кузнецова, отмечая, что основной составляющей психологической готовности к службе является адаптационный потенциал личности, который определяет копинг-ресурс, копинг-стратегии совладания со сложными жизненными ситуациями, а также копинг-поведение [10]. Е. В. Овчарова, раскрывая содержание адаптационного потенциала, доказала, что для успешного поведения сотрудников подразделений охраны ФСИН России важны такие показатели, как индивидуалистичность, сверхконтроль, демонстративность поведения, эгоистичность, отрицание трудностей социальной адаптации, настойчивость, высокая степень вовлеченности в работу [13]. Внутреннюю напряженность, неуверенность в себе, пессимистическую оценку перспективы, депрессию, неустойчивость эмоций, озабоченность собственным здоровьем, склонность к импульсивным действиям без учета последствий она связывает с низким уровнем психологической готовности [14]. И. С. Дорошенко, исследуя психологическую готовность к выполнению задач у сотрудников подразделений охраны исправительных учреждений, определяет личностный уровень готовности. Она выделяет некоторые свойства (качества), присущие сотруднику, которые помогают ему качественно решать поставленные задачи: организованность, уравновешенность, независимость, адаптивность, энергичность, заинтересованность в достижении поставленной цели. Автор выделяет социально-психологический уровень психологической готовности (потребность в общении, самостоятельность в принятии решений, умеренная агрессивность) и психофизиологический уровень (сила нервных процессов, равновесие, подвижность, быстрая реакция, сопротивляемость, настойчивость, сдержанность) и др. [4]. И. Н. Коноплева, изучая личностную составляющую психологической готовности к применению оружия на поражение у сотрудников МВД России, выделяет в качестве ключевых элементов готовности способность личности к адаптации и саморегуляции. Автор подчеркивает, что проблема готовности может быть понята и исследована только в рамках конкретной профессиональной деятельности или профессиональной группы [9]. Отмечая высокую значимость рассмотренных нами теоретических исследований, необходимо указать на то, что эмпирическое изучение поведенческого аспекта психологической готовности к применению оружия на поражение у сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы проводилось недостаточно. Соглашаясь с мнением Р. Д. Санжаевой, мы считаем, что психологическая готовность - это комплексная интегративная характеристика психологического содержания субъекта экстремальной деятельности. Ее психологическая структура имеет стержневое значение [19], а потому должна быть более подробно исследована. Методы Для изучения поведенческих аспектов психологической готовности сотрудников подразделений охраны УИС нами была сформирована выборка, в которую вошли сотрудники, успешно применявшие в служебной деятельности оружие на поражение. Выборка была сформирована в рамках изучения всех фактов побегов из мест лишения свободы. В состав выборки вошли 34 сотрудника из учреждений УИС. Для определения поведенческих аспектов психологической готовности к применению огнестрельного оружия на поражение в рамках психодиагностического метода были использованы следующие методики: опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов) [16], методика изучения стратегий преодоления стрессовых ситуаций (С. Хобфолл) [20], опросник уровня агрессивности Басса - Дарки [18], методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) [8]. Результаты В рамках эмпирического исследования нами был проведен анализ личностных особенностей сотрудников, применявших оружие на поражение. Рассматривая результаты исследования по опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов), в организации поведения сотрудников ФСИН России были выявлены особенности следующих психофизиологических параметров: 1) эргичность - характеризует степень напряженности взаимодействия организма со средой; 2) пластичность - отражает степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения на другие; 3) скорость (темп) - показывает степень быстроты исполнения программы поведения; 4) эмоциональная чувствительность - отражает порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с акцептором результата действия (рис. 1). Полученные результаты дают основание сделать следующие выводы: - высокие результаты по шкале «Эргичность психомоторная» свидетельствуют о наличии у респондентов высокого мышечного тонуса и двигательной активности. У сотрудников отделов охраны ФСИН России диагностирован избыток физических сил, потребность в деятельности, высокая мышечная работоспособность; - высокие результаты по шкале «Пластичность психомоторная» свидетельствуют о гибкости при переключении с одних форм двигательной активности на другие, выраженном стремлении к разнообразным способам физической деятельности; - высокие показатели психомоторной скорости указывают на высокий темп поведения, легкость при переключении от одного вида деятельности к другой, высокую двигательную активность; - повышенные показатели коммуникативной скорости свидетельствуют о наличии способности к легкой и плавной речи, быстрой вербализации, высокой скорости речевой активности. Характерна вербальная «острота», образность и доступность речи; - средние, с тенденцией к низким, результаты по шкале «Эргичность коммуникативная» свидетельствуют о сниженной потребности в общении, ограниченном круге контактов. Для сотрудников характерна избирательность и требовательность к окружению, потребность в новых знакомствах снижена; - важным элементом для анализа являются низкие показатели по всем шкалам эмоциональности (интеллектуальная, коммуникативная, психомоторная). Из этого следует, что для выборки нехарактерна чувствительность к возможным неудачам. Уверенность в себе, спокойствие, критика к качеству работы не оказывают разрушительного воздействия на личность. Трудности в процессе общения не вызывают колебаний в самооценке и каких-либо внутренних переживаний. Проведенный анализ по методике «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (В. М. Русалов) показывает, что респондентам характерна высокая скорость речевой активности, интеллектуальная и физиологическая гибкость, которая проявляется в легком переходе от пассивного созерцания к активным мыслительным процедурам и поступкам. Анализ психодиагностических данных, полученных при использовании методики изучения стратегий преодоления стрессовых ситуаций (С. Хобфолл), позволил сделать выводы о личностных особенностях респондентов, направленных на поддержку психосоциальной адаптации в период стресса (рис. 2). По результатам исследования у сотрудников подразделений охраны ФСИН России выявлены высокие значения по шкале «Поиск социальной поддержки», что свидетельствует о потребности в одобрении представителями референтной группы, важности эмоциональной поддержки близких, потребности в понимании и сочувствии. Необходимость поиска социальной поддержки у сотрудников отдела охраны сочетается с высоким уровнем стремления к вступлению в социальный контакт, что выражается в отзывчивости, желании помочь коллегам при решении их проблем. Попадая в сложную ситуацию, они предпочитают действовать сообща, избегая персональной ответственности. Считают, что совместные усилия приносят больше пользы, чем действия одного, ценят свою принадлежность к команде и группе. Высокие баллы по шкале «Ассертивные действия» указывают на способность респондентов адекватно оценивать сложность и значимость происходящих событий, проявлять самостоятельность при решении проблем. Характерна независимость, самодостаточность, уверенность в себе. Развита способность защищать свои права, не ущемляя прав окружающих, присутствует тенденция высказывать собственное мнение и удовлетворять свои требования. Отмечается выраженный показатель по шкале «Осторожные действия». Данный параметр свидетельствует о наличии у сотрудников, применивших оружие, тенденции к тщательности, планомерности выполняемой деятельности. Преобладает внимательность к деталям, недоверчивость к непроверенной информации, осмотрительность и осторожность, отказ от поспешных решений, тщательность при анализе значимых стимулов. Повышенные баллы по шкале «Импульсивные действия» свидетельствуют о способности быстро принимать и реализовывать принятые решения. Шкала «Избегание» демонстрирует средние показатели, из чего следует, что респондентам характерно рациональное использование собственных ресурсов при решении возникающих проблем. При необходимости отмечается готовность прибегнуть к действиям, требующим большой напряженности и ответственности за последствия. Таким образом, диагностируемая выборка демонстрирует уникальное сочетание шкал - тенденцию к осторожности и склонность к проявлению импульсивных действий, что может указывать на легкость перехода от пассивного наблюдения к стремительным действиям. В ходе применения опросника агрессивности Басса - Дарки получены результаты, свидетельствующие о наличии в поведении респондентов умеренных агрессивных тенденций в области субъект-субъектных отношений. Это говорит о том, что агрессия может использоваться в качестве одного из способов решения проблем, связанных с защитой собственной ценности, самооценки, уровня притязаний (рис. 3). Для участников исследования характерно наличие таких личностных качеств, как настойчивость, потребность в достижении результата, способность к устранению и разрушению препятствий. Повышенные значения по шкале «Физическая агрессия» дают основания предположить, что использование физической силы против другого лица маловероятно, но при возникновении экстремальной ситуации, а также в ситуации угрозы для себя или своих близких данный ресурс может быть актуализирован. При анализе шкал «Вербальная агрессия», «Чувство вины» установлено, что данные показатели находятся в границах средних значений. Сотрудники, применившие оружие на поражение, не склонны к проявлению вербальных реакций в виде спора, угроз, криков. Чувство вины, угрызения совести испытывают редко, критично и трезво относятся к своим поступкам. В целом у сотрудников, принявших участие в исследовании, отсутствует потребность в оппозиционном поведении по отношению к социальному пространству. Пассивное сопротивление, как и активная борьба против установившихся обычаев и законов, не является характерной для выборки. Отмечается нормальная устойчивость эмоционального состояния. Уровень готовности к проявлению отрицательных эмоций и негативных чувств незначительный. Характерна доверчивость, критичность, адекватная самооценка. Использование методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) позволило уточнить и дополнить сведения, полученные при использовании методики Басса - Дарки, включив в структуру исследования параметр «конфликтность» (рис. 4). Повышенные показатели по шкале «бескомпромиссность» свидетельствуют о наличии у представителей исследовательской выборки выраженного стремления брать инициативу, отстаивать свои взгляды, интересы. В личной и профессиональной среде возможно игнорирование аргументов собеседника, следование своим интересам и убеждениям. Конфликтность является собирательной шкалой, куда входит сумма значений по показателям «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость» и «подозрительность». Учитывая, что для выборки значимой является только шкала «бескомпромиссность», можно предположить, что источником конфликтов может стать посягательство на личностные интересы, принципы, установки и убеждения респондентов. Установлено, что усредненный профиль по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) выявляет преобладание в личности сотрудников подразделений охраны ФСИН России таких черт, как низкая потребность в урегулировании разногласий, устойчивость в отношении напряженности в общении, неуступчивость в принципиальных позициях, настойчивость в реализации задуманных действий. Характерны более выраженная нацеленность на результат, потребность в достижении поставленной цели. Выводы 1. Сотрудники подразделений охраны ФСИН России имеют ряд поведенческих особенностей, учет которых может повысить эффективность кадрового отбора в подразделения охраны и организовать профилактическую работу с ними. Для сотрудников исследуемой категории характерны сниженная потребность в общении, ограниченный круг контактов. В сочетании с высоким уровнем поиска социальной поддержки это может свидетельствовать о наличии значимой референтной группы, отношениями внутри которой сотрудники ограничиваются. Для них конфликтность и агрессивность маловероятны, однако они могут использоваться как инструмент в отстаивании собственных интересов и достижении поставленных целей. Характерна неуступчивость в принципиальных позициях, настойчивость в реализации задуманных действий, приоритет личных ценностей и интересов, самодостаточность. 2. Сотрудников подразделений охраны ФСИН России отличают работоспособность, высокий мышечный тонус, избыток физических сил, двигательная активность. Характерны высокая скорость реакции и гибкость при переключении с одних форм активности на другие. Осторожность и тщательность сочетаются с импульсивностью, что отражает способность к быстрому переключению от пассивного наблюдения к активным действиям. Рис. 1. Средние значения у сотрудников подразделений охраны ФСИН России по методике «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (В. М. Русалов) Рис. 2. Средние баллы сотрудников подразделений охраны ФСИН России по методике изучения стратегий преодоления стрессовых ситуаций (С. Хобфолл)) Рис. 3. Средние баллы у сотрудников подразделений охраны ФСИН России по опроснику агрессивности Басса - Дарки Рис. 4. Средние значения у сотрудников подразделений охраны ФСИН России по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)
Список литературы

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности : учеб. пособие. М. : Академия, 2009. 304 с

2. Волосов К. А. Психологическая готовность выпускников образовательных учреждений МЧС России к профессиональной деятельности: на примере ФПС МЧС России : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 128 с

3. Ганишина И. С., Кириллова Т. В., Федосеева Л. Н. Личностный профиль сотрудников уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием // Психология экстремальных профессий : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Я. А. Корнеева. Архангельск : Изд-во РАО, 2019. С. 33-35

4. Дорошенко И. С. Психологическая готовность к выполнению служебных задач сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Минюста России : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2002. 23 с

5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск : Университетское, 1985. 175 с

6. Зауторова Э. В. Особенности личности сотрудника охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 2(6). С. 99-105

7. Ивашко Н. Н. Особенности профессиональной подготовки сотрудников подразделений охраны и конвоирования исправительных учреждений к служебной деятельности // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2018. № 1(1). С. 20-27

8. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» // Диагностика эмоциональнонравственного развития / под ред. И. Б. Дерманова. СПб. : Речь, 2002. С. 142-146

9. Коноплева И. Н. Личностная составляющая психологической готовности сотрудников милиции к применению огнестрельного оружия и ее изменение в процессе тренинга : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2005. 167 с

10. Кузнецова Л. Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФсточки зрения ресурсного подхода // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 324-327

11. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12. С. 60-62

12. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 24-31

13. Овчарова Е. В. Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовноисполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2012. 198 с

14. Овчарова Е. В. Особенности психических состояний сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием // Юридическая наука. 2019. № 3. С. 55-58

15. Пестриков Д. В., Полянин Н. А., Пентяшин Е. В. Формирование психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению боевого оружия в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 56-65

16. Практикум по психодиагностике личности / под ред. Н. К. Ракович. Минск : БГПУ имени М. Танка, 2002. 248 с

17. Кордуэлл М. Психология. А - Я : словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. 448 с

18. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара : Бахрах, 1998. 672 с

19. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 6-16

20. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Институт психотерапии, 2002. 362 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?