PSYCHOLOGICAL MODEL OF THE ATTITUDE TO WORK OF CONVICTS SERVING CRIMINAL SENTENCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The basic principles on which the modeling process is based, which is widely used in describing the results of psychological research (scientific validity, consistency, compliance with the problem being solved, openness, as well as the principle of simplification while preserving the essential properties of the system) are revealed in the article. In addition, the methods that have become necessary tools in identifying the components of the psychological model of convicts’ attitude to work, aimed at studying the value-semantic, emotional, cognitive, motivational spheres of the personality of convicts to imprisonment, are presented. The study conducted on the basis of correctional institutions allowed us to determine the factors that influence the attitude to work of persons serving criminal sentences in correctional colonies, which were the life values of the convict's personality, his life orientations, motives that are driving forces on the way to solving difficulties, activity aimed at achieving goals and solving tasks. As a result of statistical data processing, predictors of the convicts' attitude to work were identified and ranked according to the degree of significance: the psychological type of the convict in relation to work and employment in a correctional institution; the perception of work and professionalism as social values; education and qualifications; positive work and employment experience; values - education, profession, hobbies, etc.; latent factors - values, activity, motives (cognitive, internal, self-esteem, motive for changing current activities, etc.). The presented results of the study, which made it possible to prepare a psychological model of the attitude to the work of convicts, have valuable structurally presented and practice-oriented information that contributes to understanding the components of such an attitude and can serve as a support in solving issues of motivation and familiarization of persons serving criminal sentences in correctional institutions to labour and work.

Keywords:
otnoshenie k trudu, osuzhdennye, trud osuzhdennyh, psihologicheskaya model', ispravitel'nye uchrezhdeniya, motivaciya k trudu, cennostno-smyslovaya sfera
Text
Publication text (PDF): Read Download

Одним из перспективных методов исследования отношения к труду осужденных является метод моделирования, поскольку образное мышление позволяет более предметно конкретизировать и наглядно представить его структуру, а также продемонстрировать все его элементы, образующие целостную психологическую модель отношения к трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [3, 5]. В словаре иностранных слов под моделью понимается некий образец, предмет, обладающий и наделенный теми же характеристиками, что и аналогичный экземпляр, имеющийся в действительности. В рамках проведенного исследования моделью отношения к труду осужденных является наглядная схема, описывающая отдельные элементы, которая к тому же имеет особую системную взаимосвязь между всеми ее компонентами. Учитывая то, что большинство включенных в модель компонентов имеют психологическое содержание и обусловливают отношение к труду, следует определить ее именно как психологическую модель. Представление такой психологической модели становится весьма значимым как для психологов, так и для иных сотрудников исправительных учреждений, осуществляющих свою профессиональную деятельность в рамках таких направлений деятельности, как: диагностика ценностно-смысловой сферы личности лиц, отбывающих уголовные наказания; мотивация осужденных к труду; психологическая коррекция отношений осужденного к различным сторонам действительности. Моделирование отношения к труду осужденных необходимо определить и как объект системного анализа, поскольку оно само по себе является частью системного подхода [7, 11]. Определяя векторы в моделировании отношения к труду осужденных, следует также выделить основные принципы разработки самой психологической модели, на которых основано ее построение: - принцип научной обоснованности, заключающийся в эмпирическом обосновании с использованием методов статистической обработки данных содержательных элементов структуры, который также основан на фундаментальных трудах известных отечественных и зарубежных авторов; - принцип системности, являющийся неотъемлемым в построении моделей и означающий объединение всех влияющих и обусловливающих частей на основе их сопричастности в данном случае к такой психологической категории, как отношение к труду; - принцип соответствия решаемой задаче, заключающийся в том, что модель отношения к труду осужденных определяет те аспекты системы, которые выступают наиболее важными для решения задачи исследования. В случае если предпринимались бы попытки создать универсальную модель такого отношения, то это могло бы привести к ее усложнению и, вероятнее, к непригодности; - принцип открытости, связанный с возможностью общего доступа к использованию и применению в практической деятельности разработанной психологической модели; - принцип упрощения при сохранении существенных свойств системы. Смысл моделирования заключается в упрощении модели и абстрагировании от второстепенных деталей, свойственных прототипам. В. Н. Мясищев в своей научной работе отмечал, что структура отношений в общем виде представлена такими их компонентами, как: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий (волевой) [12]. Эти компоненты стали фундаментом в структуре отношения человека к труду и являются базовыми компонентами психологической модели отношения осужденных к труду. В то же время, основываясь на положениях системного подхода в психологии и, в частности, на положении о системной детерминации психических явлений (Б. Ф. Ломов и др.), отношение к труду следует рассматривать как сложное психологическое образование. В связи с этим отношение к труду осужденных выступает в качестве психической системы, а следовательно, имеет определенную структуру. Компоненты данной структуры являются в функциональном плане интегративными, объединяя названные когнитивные, эмоциональные и мотивационные проявления психологического конструкта «отношение» [8]. Анализ теоретических представлений об отношении к труду осужденных и результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, проведенного на базе исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, позволяют на совершенно новом, научно обоснованном уровне описать психологические элементы отношения к труду и трудовой занятости осужденных, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях, и с учетом соблюдения принципов моделирования представить психологическую модель отношения к труду осужденных, отбывающих уголовные наказания [1]. Основными методиками, позволившими описать компонентную структуру психологической модели отношения осужденных к труду, стали: 1. Морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной (МТЖЦ). В целях исследования отношения к труду методика определяет мотивационноценностную структуру личности осужденного. В связи с этим понятие «ценность» выступает в качестве отношения субъекта к объекту (труду) и признается имеющим жизненную важность для человека [14]. Изучение терминальных ценностей методики способствует установлению ориентиров осужденных на жизненном пути. Авторами теста делается акцент на направленность опросника на исследование индивидуальной системы ценностей, что приводит к пониманию смысла действий личности, а также поступков. Человеку свойственно опираться на ценности, складывающиеся в обществе. Они и вырабатывают его самобытность. Однако ценности самой личности обычно не воспроизводят точную копию ценностей, присущих обществу. 2. Опросник Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка. Методика диагностики типа поведенческой активности. Выбранная методика, направленная на диагностику типа поведенческой активности, позволила выявить личностные особенности, детерминированные уровнем общей активности человека, а также типами его поведения [2]. Данный тестопросник из области диагностики стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях, а также социально-психологической диагностики развития личности. 3. Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева - тест (СЖО). Методика представляет собой адаптацию версии опросника «Цель в жизни» (Purpose-in- LifeTest, PIL), разработанного и используемого в диагностической практике Д. Крамбо и Л. Махоликом [10]. Методика СЖО применяется с целью изучения смысложизненных ориентиров личности, которые формируют основу образа Я. Выделяемые субшкалы методики («Цели жизни», «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь») являются факторами, составляющими смысл жизни человека. 4. Тест - личностный опросник изучения темперамента Я. Стреляу. В содержании опросника выделены три шкалы, соответствующие основным характеристикам нервной деятельности (сила процессов возбуждения, сила процессов торможения и уровень подвижности нервных процессов). Тест представляет собой перечень из 134 вопросов, предусматривающих варианты ответа: да, не знаю и нет. Методика Я. Стреляу позволила доказать зависимость свойств нервной системы от специфических свойств раздражителя. Описанные автором шкалы отмечают значение темперамента в регуляции стимулирующей ценности окружающей среды. 5. Методика оценки уровня притязаний В. К. Гербачевского. Цель применения опросника В. К. Гербачевского заключалась в выявлении уровней притязаний личности. Опросник основан на диагностике компонентов мотивационных структур личности. В процессе ответов на задания опросника происходит актуализация различных потребностей личности, среди которых особое место занимают социальные и познавательные потребности, а также желание повысить самоуважение, потребности самосознания и многие другие. Исходя из этих потребностей происходит оценка человеком значимости задания, трудности его выполнения, оценка временных затрат и сил [4]. 6. Методика цветовых метафор для диагностики мотивов различных видов деятельности, являющаяся модифицированным вариантом цветового теста отношений А. Эткинда. Метод цветовых метафор позволяет осуществлять диагностику реальных мотивов личности, побудительные механизмы к тому или иному виду деятельности (например, к труду), само отношение к ней, при этом указывая на его полярность [14]. Как было отмечено ранее, для разработки психологической модели отношения к труду осужденных ориентиром стал интегративный подход, учитывающий необходимость всестороннего и детального изучения различных психологических компонентов [13]. Прежде чем представить общую, специфичную структуру модели отношения к труду осужденных, следует выделить факторы, оказывающие влияние на само отношение в условиях мест лишения свободы. В проведенном Б. В. Александровым исследовании основными детерминантами отношения к труду лиц, отбывающих уголовные наказания, выступили жизненные ценности личности осужденного, его смысложизненные ориентиры, мотивы, являющиеся движущими силами на пути преодоления трудностей, имеющих место в жизнедеятельности каждого человека, активность, направленная на достижение целей и решение задач [7]. Кроме того, особое место в структуре отношения к труду занимают предикторы, обусловливающие дальнейшую динамику составных элементов отношения осужденных к труду. Отсюда становится очевидным, что одним из свойств психологической модели является ее динамичность. Выделение предикторов отношения к труду осужденных было основано на проверке результатов проведенного исследования, в котором приняли участие 214 осужденных мужского пола, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях Воронежской и Рязанской областей, на нормальность распределения. Из них: отбывающих наказание в обычных условиях - 81 %, облегченных - 19 %; отбывающих наказание за преступления против жизни и здоровья - 15,4 %, за преступления против собственности - 57,9, против здоровья населения и общественной нравственности - 17,3, за иные преступления, в том числе против половой неприкосновенности и половой свободы личности, - 9,4 %. Возраст - от 19 до 60 лет (M = 33.2, SD = 7.50), при этом в возрасте от 18 до 30 лет - 37,3 %, от 31 года до 40 лет - 46,3, 41 года и старше - 16,4 %. Срок осуждения - от 0,67 (8 месяцев) до 24 лет (M = 4.8, SD = 3.84), при этом до 2 лет - 27,6 %, от 2 до 5 лет - 33,6, от 5 до 10 лет - 30,8, свыше 10 лет -8 %. Количество судимостей - от 1 до 9 (M = 2.8, SD= = 1.80), при этом одну судимость имели 27 %, 2 или 3 - 43, 4 и более - 30 %. С целью проверки на нормальность распределения обследованию подверглись три группы осужденных: трудоустроенные в исправительном учреждении, нетрудоустроенные, но желающие работать в этих учреждениях и нетрудоустроенные, отказывающиеся от работы. Далее осуществлялся анализ по переменным, при котором для групп, в которых встречалось более 50 чел., использовался одновыборочный критерий Колмогорова - Смирнова. В то же время для групп, где количество осужденных было менее или равно 50, применялся критерий Шапиро - Уилка. Следующим этапом исследования явилось определение самих предикторов отношения к труду путем применения к полученным результатам однофакторного дисперсионного анализа ANOVA - в случае нормального распределения, а также непараметрического критерия Краскела - Уоллиса - в отношении переменных, для которых выявлены существенные отклонения от нормального распределения. Кроме того, при выявлении значимого влияния проводились множественные сравнения с помощью критерия Манна - Уитни. Критический уровень значимости при множественных сравнениях трех групп составлял 0,017. Все представленные в психологической модели отношения к труду осужденных в исправительном учреждении предикторы были определены исходя из статистически значимых различий (p < 0,05) между тремя обозначенными ранее группами. Анализ результатов исследования позволил установить, что ключевым предиктором отношения к труду является психологический тип осужденного по отношению к труду и трудоустройству в исправительном учреждении; он объясняет свыше 75 % дисперсии. Кроме того, к наиболее сильным предикторам отношения к труду относятся: все три субшкалы методики «Шкала отношения осужденных к труду» (ШООТ) («Восприятие труда и профессионализма как социальных ценностей», «Образование и квалификация», «Позитивный опыт труда и трудоустройства»); ценности «Образование», «Профессия», «Увлечения» и др.; латентные факторы «Ценности» и «Активность»; познавательный мотив. Важно отметить, что попавшие в число предикторов контролируемые переменные «Категория судимости» и «Исправительное учреждение» сильно проигрывают многим психологическим переменным по силе влияния. Это позволило надеяться на то, что удастся изменить отношение к труду даже у осужденных с не самой лучшей криминальной историей, помещенных в учреждения строгого режима. Особое место в структуре психологической модели отведено компонентам, которые были получены при помощи методики ШООТ, не имеющей аналогов в отечественной и зарубежной психологической литературе, но в то же время интегрирующей возможности личностного опросника, проективного теста и биографического метода и при этом обладающей обоснованной валидностью и эмпирически доказанными удовлетворительными показателями надежности [9]. К их числу следует отнести: - позитивный объективный и субъективный опыт труда и трудоустройства, накопленный человеком (как до осуждения, так и, возможно, после); - субъективное восприятие реальных (объективных) достижений человека (равно как и их последующих перспектив) в отношении квалификации и профессионализма, а также необходимого для них общего и профессионального образования; - субъективное восприятие труда, профессионализма и образования как социальных ценностей. С учетом изложенного была подготовлена психологическая модель отношения к труду осужденных в исправительном учреждении для использования ее в практической деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений (рис.). Выводы На основании представленной психологической модели, разработанной с учетом полученных в ходе исследования эмпирических данных, предлагаем рассматривать отношение к труду как системное образование, интегрирующее в своей структуре психологические детерминанты, которые служат опорой для представителей администрации исправительных учреждений в вопросах оказания психологического воздействия на осужденных с целью их исправления. С учетом особенностей структуры представленной модели отношения к труду осужденных психологическими ресурсами его формирования должны являться: направленность осужденных на повышение уровня своего образования и квалификации; развитие профессионализма; психокоррекция ценностносмысловых конструктов; мотивация трудовой деятельности. Рис. Психологическая модель отношения к труду осужденных в исправительном учреждении
References

1. Vereschagin V. A. Metody ocenki ispol'zovaniya truda osuzhdennyh. M. : VNII MVD SSSR, 1979. 63 s

2. Zobkov A. V. Psihologicheskaya model' samoregulyacii povedeniya i uchebno-professional'noy deyatel'nosti studencheskoy molodezhi // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 7(99). S. 79-86

3. Karayani A. G. Psihologicheskaya model' sluzhebnoy deyatel'nosti kak instrument sozdaniya sistemy ee psihologicheskogo obespecheniya // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Psihologiya. 2013. T. 6, № 4. S. 92-98

4. Lomov B. F. Sistemnost' v psihologii: izbrannye psihologicheskie trudy. 3-e izd. M. : MPSI ; Voronezh : MODEK, 2011. 423 s

5. Myasischev V. N. Psihologiya otnosheniy. 4-e izd. M. : MPSI ; Voronezh : MODEK, 2011. 400 s

6. Levchenko E. V. Istoriya i teoriya psihologii otnosheniy. SPb. : Aleteyya, 2003. 312 s

7. Aleksandrov B. V. Psihologicheskaya specifika otnosheniya k trudu osuzhdennyh s raznymi tipami zanyatosti v ispravitel'nom uchrezhdenii : dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2020. 260 s

8. Sopov V. F., Karpushina L. V. Morfologicheskiy test zhiznennyh cennostey // Prikladnaya psihologiya. 2001. № 4. S. 9-30

9. Vasserman L. I., Gumenyuk N. V. Testovaya metodika «Tip povedencheskoy aktivnosti» i ee komp'yuternaya versiya dlya diagnostiki ustoychivosti k stressu : posobie dlya vrachey. SPb. : Sankt-Peterburgskiy nauchno-issledovatel'skiy psihonevrologicheskiy institut imeni V. M. Behtereva, 1995. 30 s

10. Leont'ev D. A., Kalashnikov M. O., Kalashnikova O. E. Faktornaya struktura testa smyslozhiznennyh orientaciy // Psihologicheskiy zhurnal. 1993. T. 14, № 1. S. 150-155

11. Strelyau Ya. Rol' temperamenta v psihicheskom razvitii / per. s pol. V. N. Porusa. M. : Progress, 1982. 232 s

12. Gerbachevskiy V. K. Oprosnik «Ocenka urovnya prityazaniy» // Praktikum po obschey, eksperimental'noy i prikladnoy psihologii : ucheb. posobie / pod red. A. A. Krylova, S. A. Manicheva. 2-e izd., dop. i pererab. SPb. : Piter, 2000. S. 303-308

13. Solomin I. L. Psihosemanticheskaya diagnostika skrytoy motivacii : metod. ruk. SPb. : Imaton, 2001. 112 s

14. Rubcova N. E. Integrativno-tipologicheskiy podhod k psihologicheskoy klassifikacii professional'noy deyatel'nosti : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. Yaroslavl', 2014. 59 s

15. Len'kov S. L., Rubcova N. E., Aleksandrov B. V. Shkala otnosheniya osuzhdennyh k trudu (ShOOT) // Psihologiya i pravo. 2020. T. 10, № 2. S. 223-239

Login or Create
* Forgot password?