ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрыты основные принципы, на которых базируется процесс моделирования, широко применяемый при описании результатов психологических исследований (научной обоснованности, системности, соответствия решаемой задаче, открытости, а также принцип упрощения при сохранении существенных свойств системы). Кроме того, представлены методики, ставшие необходимым инструментарием в выявлении компонентов психологической модели отношения осужденных к труду, направленные на изучение ценностно-смысловой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер личности осужденных к лишению свободы. Проведенное на базе исправительных учреждений исследование позволило определить факторы, оказывающие влияние на отношение к труду лиц, отбывающих уголовные наказания в исправительных колониях, которыми выступили жизненные ценности личности осужденного, его смысложизненные ориентиры, мотивы, являющиеся движущими силами на пути преодоления трудностей, активность, направленная на достижение целей и решение задач. В результате статистической обработки данных были выявлены и ранжированы по степени значимости предикторы отношения к труду осужденных: психологический тип осужденного по отношению к труду и трудовой занятости в исправительном учреждении; восприятие труда и профессионализма как социальных ценностей; образование и квалификация; позитивный опыт труда и трудоустройства; ценности - образование, профессия, увлечения и пр.; латентные факторы - ценности, активность, мотивы (познавательный, внутренний, самоуважения, мотив к смене текущей деятельности и пр.). Представленные результаты исследования, позволившие подготовить психологическую модель отношения к труду осужденных, имеют ценную структурно представленную и практико-ориентированную информацию, которая способствует пониманию компонентов такого отношения и может служить опорой в решении вопросов мотивации и приобщения лиц, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях, к труду и трудовой деятельности.

Ключевые слова:
отношение к труду, осужденные, труд осужденных, психологическая модель, исправительные учреждения, мотивация к труду, ценностно-смысловая сфера
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Одним из перспективных методов исследования отношения к труду осужденных является метод моделирования, поскольку образное мышление позволяет более предметно конкретизировать и наглядно представить его структуру, а также продемонстрировать все его элементы, образующие целостную психологическую модель отношения к трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [3, 5]. В словаре иностранных слов под моделью понимается некий образец, предмет, обладающий и наделенный теми же характеристиками, что и аналогичный экземпляр, имеющийся в действительности. В рамках проведенного исследования моделью отношения к труду осужденных является наглядная схема, описывающая отдельные элементы, которая к тому же имеет особую системную взаимосвязь между всеми ее компонентами. Учитывая то, что большинство включенных в модель компонентов имеют психологическое содержание и обусловливают отношение к труду, следует определить ее именно как психологическую модель. Представление такой психологической модели становится весьма значимым как для психологов, так и для иных сотрудников исправительных учреждений, осуществляющих свою профессиональную деятельность в рамках таких направлений деятельности, как: диагностика ценностно-смысловой сферы личности лиц, отбывающих уголовные наказания; мотивация осужденных к труду; психологическая коррекция отношений осужденного к различным сторонам действительности. Моделирование отношения к труду осужденных необходимо определить и как объект системного анализа, поскольку оно само по себе является частью системного подхода [7, 11]. Определяя векторы в моделировании отношения к труду осужденных, следует также выделить основные принципы разработки самой психологической модели, на которых основано ее построение: - принцип научной обоснованности, заключающийся в эмпирическом обосновании с использованием методов статистической обработки данных содержательных элементов структуры, который также основан на фундаментальных трудах известных отечественных и зарубежных авторов; - принцип системности, являющийся неотъемлемым в построении моделей и означающий объединение всех влияющих и обусловливающих частей на основе их сопричастности в данном случае к такой психологической категории, как отношение к труду; - принцип соответствия решаемой задаче, заключающийся в том, что модель отношения к труду осужденных определяет те аспекты системы, которые выступают наиболее важными для решения задачи исследования. В случае если предпринимались бы попытки создать универсальную модель такого отношения, то это могло бы привести к ее усложнению и, вероятнее, к непригодности; - принцип открытости, связанный с возможностью общего доступа к использованию и применению в практической деятельности разработанной психологической модели; - принцип упрощения при сохранении существенных свойств системы. Смысл моделирования заключается в упрощении модели и абстрагировании от второстепенных деталей, свойственных прототипам. В. Н. Мясищев в своей научной работе отмечал, что структура отношений в общем виде представлена такими их компонентами, как: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий (волевой) [12]. Эти компоненты стали фундаментом в структуре отношения человека к труду и являются базовыми компонентами психологической модели отношения осужденных к труду. В то же время, основываясь на положениях системного подхода в психологии и, в частности, на положении о системной детерминации психических явлений (Б. Ф. Ломов и др.), отношение к труду следует рассматривать как сложное психологическое образование. В связи с этим отношение к труду осужденных выступает в качестве психической системы, а следовательно, имеет определенную структуру. Компоненты данной структуры являются в функциональном плане интегративными, объединяя названные когнитивные, эмоциональные и мотивационные проявления психологического конструкта «отношение» [8]. Анализ теоретических представлений об отношении к труду осужденных и результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, проведенного на базе исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, позволяют на совершенно новом, научно обоснованном уровне описать психологические элементы отношения к труду и трудовой занятости осужденных, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях, и с учетом соблюдения принципов моделирования представить психологическую модель отношения к труду осужденных, отбывающих уголовные наказания [1]. Основными методиками, позволившими описать компонентную структуру психологической модели отношения осужденных к труду, стали: 1. Морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной (МТЖЦ). В целях исследования отношения к труду методика определяет мотивационноценностную структуру личности осужденного. В связи с этим понятие «ценность» выступает в качестве отношения субъекта к объекту (труду) и признается имеющим жизненную важность для человека [14]. Изучение терминальных ценностей методики способствует установлению ориентиров осужденных на жизненном пути. Авторами теста делается акцент на направленность опросника на исследование индивидуальной системы ценностей, что приводит к пониманию смысла действий личности, а также поступков. Человеку свойственно опираться на ценности, складывающиеся в обществе. Они и вырабатывают его самобытность. Однако ценности самой личности обычно не воспроизводят точную копию ценностей, присущих обществу. 2. Опросник Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка. Методика диагностики типа поведенческой активности. Выбранная методика, направленная на диагностику типа поведенческой активности, позволила выявить личностные особенности, детерминированные уровнем общей активности человека, а также типами его поведения [2]. Данный тестопросник из области диагностики стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях, а также социально-психологической диагностики развития личности. 3. Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева - тест (СЖО). Методика представляет собой адаптацию версии опросника «Цель в жизни» (Purpose-in- LifeTest, PIL), разработанного и используемого в диагностической практике Д. Крамбо и Л. Махоликом [10]. Методика СЖО применяется с целью изучения смысложизненных ориентиров личности, которые формируют основу образа Я. Выделяемые субшкалы методики («Цели жизни», «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь») являются факторами, составляющими смысл жизни человека. 4. Тест - личностный опросник изучения темперамента Я. Стреляу. В содержании опросника выделены три шкалы, соответствующие основным характеристикам нервной деятельности (сила процессов возбуждения, сила процессов торможения и уровень подвижности нервных процессов). Тест представляет собой перечень из 134 вопросов, предусматривающих варианты ответа: да, не знаю и нет. Методика Я. Стреляу позволила доказать зависимость свойств нервной системы от специфических свойств раздражителя. Описанные автором шкалы отмечают значение темперамента в регуляции стимулирующей ценности окружающей среды. 5. Методика оценки уровня притязаний В. К. Гербачевского. Цель применения опросника В. К. Гербачевского заключалась в выявлении уровней притязаний личности. Опросник основан на диагностике компонентов мотивационных структур личности. В процессе ответов на задания опросника происходит актуализация различных потребностей личности, среди которых особое место занимают социальные и познавательные потребности, а также желание повысить самоуважение, потребности самосознания и многие другие. Исходя из этих потребностей происходит оценка человеком значимости задания, трудности его выполнения, оценка временных затрат и сил [4]. 6. Методика цветовых метафор для диагностики мотивов различных видов деятельности, являющаяся модифицированным вариантом цветового теста отношений А. Эткинда. Метод цветовых метафор позволяет осуществлять диагностику реальных мотивов личности, побудительные механизмы к тому или иному виду деятельности (например, к труду), само отношение к ней, при этом указывая на его полярность [14]. Как было отмечено ранее, для разработки психологической модели отношения к труду осужденных ориентиром стал интегративный подход, учитывающий необходимость всестороннего и детального изучения различных психологических компонентов [13]. Прежде чем представить общую, специфичную структуру модели отношения к труду осужденных, следует выделить факторы, оказывающие влияние на само отношение в условиях мест лишения свободы. В проведенном Б. В. Александровым исследовании основными детерминантами отношения к труду лиц, отбывающих уголовные наказания, выступили жизненные ценности личности осужденного, его смысложизненные ориентиры, мотивы, являющиеся движущими силами на пути преодоления трудностей, имеющих место в жизнедеятельности каждого человека, активность, направленная на достижение целей и решение задач [7]. Кроме того, особое место в структуре отношения к труду занимают предикторы, обусловливающие дальнейшую динамику составных элементов отношения осужденных к труду. Отсюда становится очевидным, что одним из свойств психологической модели является ее динамичность. Выделение предикторов отношения к труду осужденных было основано на проверке результатов проведенного исследования, в котором приняли участие 214 осужденных мужского пола, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях Воронежской и Рязанской областей, на нормальность распределения. Из них: отбывающих наказание в обычных условиях - 81 %, облегченных - 19 %; отбывающих наказание за преступления против жизни и здоровья - 15,4 %, за преступления против собственности - 57,9, против здоровья населения и общественной нравственности - 17,3, за иные преступления, в том числе против половой неприкосновенности и половой свободы личности, - 9,4 %. Возраст - от 19 до 60 лет (M = 33.2, SD = 7.50), при этом в возрасте от 18 до 30 лет - 37,3 %, от 31 года до 40 лет - 46,3, 41 года и старше - 16,4 %. Срок осуждения - от 0,67 (8 месяцев) до 24 лет (M = 4.8, SD = 3.84), при этом до 2 лет - 27,6 %, от 2 до 5 лет - 33,6, от 5 до 10 лет - 30,8, свыше 10 лет -8 %. Количество судимостей - от 1 до 9 (M = 2.8, SD= = 1.80), при этом одну судимость имели 27 %, 2 или 3 - 43, 4 и более - 30 %. С целью проверки на нормальность распределения обследованию подверглись три группы осужденных: трудоустроенные в исправительном учреждении, нетрудоустроенные, но желающие работать в этих учреждениях и нетрудоустроенные, отказывающиеся от работы. Далее осуществлялся анализ по переменным, при котором для групп, в которых встречалось более 50 чел., использовался одновыборочный критерий Колмогорова - Смирнова. В то же время для групп, где количество осужденных было менее или равно 50, применялся критерий Шапиро - Уилка. Следующим этапом исследования явилось определение самих предикторов отношения к труду путем применения к полученным результатам однофакторного дисперсионного анализа ANOVA - в случае нормального распределения, а также непараметрического критерия Краскела - Уоллиса - в отношении переменных, для которых выявлены существенные отклонения от нормального распределения. Кроме того, при выявлении значимого влияния проводились множественные сравнения с помощью критерия Манна - Уитни. Критический уровень значимости при множественных сравнениях трех групп составлял 0,017. Все представленные в психологической модели отношения к труду осужденных в исправительном учреждении предикторы были определены исходя из статистически значимых различий (p < 0,05) между тремя обозначенными ранее группами. Анализ результатов исследования позволил установить, что ключевым предиктором отношения к труду является психологический тип осужденного по отношению к труду и трудоустройству в исправительном учреждении; он объясняет свыше 75 % дисперсии. Кроме того, к наиболее сильным предикторам отношения к труду относятся: все три субшкалы методики «Шкала отношения осужденных к труду» (ШООТ) («Восприятие труда и профессионализма как социальных ценностей», «Образование и квалификация», «Позитивный опыт труда и трудоустройства»); ценности «Образование», «Профессия», «Увлечения» и др.; латентные факторы «Ценности» и «Активность»; познавательный мотив. Важно отметить, что попавшие в число предикторов контролируемые переменные «Категория судимости» и «Исправительное учреждение» сильно проигрывают многим психологическим переменным по силе влияния. Это позволило надеяться на то, что удастся изменить отношение к труду даже у осужденных с не самой лучшей криминальной историей, помещенных в учреждения строгого режима. Особое место в структуре психологической модели отведено компонентам, которые были получены при помощи методики ШООТ, не имеющей аналогов в отечественной и зарубежной психологической литературе, но в то же время интегрирующей возможности личностного опросника, проективного теста и биографического метода и при этом обладающей обоснованной валидностью и эмпирически доказанными удовлетворительными показателями надежности [9]. К их числу следует отнести: - позитивный объективный и субъективный опыт труда и трудоустройства, накопленный человеком (как до осуждения, так и, возможно, после); - субъективное восприятие реальных (объективных) достижений человека (равно как и их последующих перспектив) в отношении квалификации и профессионализма, а также необходимого для них общего и профессионального образования; - субъективное восприятие труда, профессионализма и образования как социальных ценностей. С учетом изложенного была подготовлена психологическая модель отношения к труду осужденных в исправительном учреждении для использования ее в практической деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений (рис.). Выводы На основании представленной психологической модели, разработанной с учетом полученных в ходе исследования эмпирических данных, предлагаем рассматривать отношение к труду как системное образование, интегрирующее в своей структуре психологические детерминанты, которые служат опорой для представителей администрации исправительных учреждений в вопросах оказания психологического воздействия на осужденных с целью их исправления. С учетом особенностей структуры представленной модели отношения к труду осужденных психологическими ресурсами его формирования должны являться: направленность осужденных на повышение уровня своего образования и квалификации; развитие профессионализма; психокоррекция ценностносмысловых конструктов; мотивация трудовой деятельности. Рис. Психологическая модель отношения к труду осужденных в исправительном учреждении
Список литературы

1. Верещагин В. А. Методы оценки использования труда осужденных. М. : ВНИИ МВД СССР, 1979. 63 с

2. Зобков А. В. Психологическая модель саморегуляции поведения и учебно-профессиональной деятельности студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 7(99). С. 79-86

3. Караяни А. Г. Психологическая модель служебной деятельности как инструмент создания системы ее психологического обеспечения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. 2013. Т. 6, № 4. С. 92-98

4. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды. 3-е изд. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 423 с

5. Мясищев В. Н. Психология отношений. 4-е изд. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 400 с

6. Левченко Е. В. История и теория психологии отношений. СПб. : Алетейя, 2003. 312 с

7. Александров Б. В. Психологическая специфика отношения к труду осужденных с разными типами занятости в исправительном учреждении : дис. ... канд. психол. наук. М., 2020. 260 с

8. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30

9. Вассерман Л. И., Гуменюк Н. В. Тестовая методика «Тип поведенческой активности» и ее компьютерная версия для диагностики устойчивости к стрессу : пособие для врачей. СПб. : Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В. М. Бехтерева, 1995. 30 с

10. Леонтьев Д. А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 1. С. 150-155

11. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / пер. с пол. В. Н. Поруса. М. : Прогресс, 1982. 232 с

12. Гербачевский В. К. Опросник «Оценка уровня притязаний» // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Питер, 2000. С. 303-308

13. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации : метод. рук. СПб. : Иматон, 2001. 112 с

14. Рубцова Н. Е. Интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2014. 59 с

15. Леньков С. Л., Рубцова Н. Е., Александров Б. В. Шкала отношения осужденных к труду (ШООТ) // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. С. 223-239

Войти или Создать
* Забыли пароль?