METHODS AND TACTICS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE EXECUTION OF LAWS IN THE EXECUTION OF NON- CUSTODIAL SENTENCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with issues related to the peculiarities of the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws in the execution of punishments not related to imprisonment in institutions of the penal system. The object of the study is the social relations that develop in connection with the implementation by the prosecutor of the powers granted to him to exercise supervision over the execution of laws by the administrations of institutions and bodies executing criminal penalties not related to deprivation of liberty. The purpose of the study is to develop proposals and recommendations for improving prosecutorial supervision. The novelty of the research lies in the fact that the authors have undertaken to study the issues of organization and execution of prosecutorial supervision in the field of law enforcement by the administration of penal inspections and correctional centers executing non-custodial sentences, and have proposed recommendations to ensure legality in their official activities. The article sets out tactical recommendations for conducting a prosecutor's inspection of the execution of non-custodial sentences.

Keywords:
prokuratura, prokurorskiy nadzor, zakonnost', prokurorskaya proverka, osuzhdennye, al'ternativnye lisheniyu svobody nakazaniya
Text
Publication text (PDF): Read Download

Прокуратура Российской Федерации является специализированным правоохрани- тельным органом, который обеспечивает надзор за соблюдением законности в раз- личных сферах жизни человека, в том числе в местах лишения свободы и содержания задержанных. Особенность прокурорского надзора в органах и учреждениях уголовно- исполнительной системы (УИС) обусловлена тем, что осужденные, отбывающие нака- зания, не связанные с лишением свободы, ограничены в возможности защищать свои права и интересы. Именно надзорная деятельность прокуратуры для данной категории осужденных выступает гарантией защиты их прав и свобод. Уголовная политика Российской Федерации ориентирована на сокращение коли- чества осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы. Приоритетным становится уголовно-исполнительная политика, связанная с исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы. В ней реализуются два принципа уголовного права: принцип экономии уголовной репрессии и принцип гуманизма, которые ориентированы на назначение наказаний, не связанных с лишением свободы. Планируется увеличить количество осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Для лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, назначение наказаний, не связанных с лишением свободы, должно стать практикой в работе судов первой инстанции. Особенность прокурорского надзора за исполнением законов уголовно- исполнительными инспекциями (УИИ) состоит в том, что они исполняют различного вида наказания, не связанные с лишением свободы. Данное направление прокурорского надзора имеет некоторые отличия в специфике целей, задач, методике и тактике про- ведения. По состоянию на 1 января 2021 г. в УИС имелось 89 уголовно-исполнительных инспекций и 1429 их филиалов, в которых состояли на учете свыше 463 717 тыс. чело- век (Характеристика лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных инспекциях. URL : https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/Характеристика% 20лиц,%20состоящих%20на%20учете%20в%20уголовно-исполнительных%20инспек- циях.xls). Статья 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве самостоятельного подвида прокурорского надзора определяет надзор за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы. Данный подвид охватывает контроль за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и контроль за соблюдением прав осужденных, их отбывающих [1, с. 88]. Цель прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, - это общая цель дея- тельности прокуратуры России - верховенство закона, режим законности, охрана инте- ресов общества и государства (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Общей задачей прокурорского надзора за законностью исполнения нака- заний, не связанных с лишением свободы, выступает повышение их эффективности, а также достижение их целей. К конкретным задачам прокурорского надзора относятся: профилактика нарушения законодательства при исполнении наказаний, не свя- занных с лишением свободы; выявление и пресечение нарушений законодательства в учреждениях и органах УИС; контроль за устранением нарушений и восстановление нарушенного законодатель- ства в учреждениях и органах УИС. К учреждениям УИС, которые исполняют наказания, не связанные с лишением сво- боды, относятся УИИ, исправительные центры. Реализация задачи по выявлению и пресечению нарушений законодательства в учреждениях и органах УИС достигает- ся проведением прокурорского надзора, его частотой, эффективностью, методикой и тактикой его проведения. Прокурору необходимо обеспечить надзор за условно осу- жденными, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы [2, с. 96]. Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, распространяется на следующие категории осужденных: лица, которым назначено наказание в виде штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно- стью, лишения воинского, специального звания, классного чина, государственных на- град, исправительных работ, ограничения свободы; лица, к которым применено условное осуждение, и лица, которым предоставлена отсрочка от отбывания наказания. Для организации исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, Ми- нистерство юстиции Российской Федерации издало два приказа: от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»; от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы». При проведении прокурорской проверки необходимо прокон- тролировать законность нормативных актов, издаваемых учреждениями УИС, в связи с исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, состояние законности по обеспечению и соблюдению прав осужденных. В итоге работа прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с ли- шением свободы, должна привести к обозначенной выше цели - повышению эффектив- ности наказаний, что означает снижение рецидива совершения преступлений у осужден- ных к наказаниям, не связанным с лишением свободы [3, с. 291]. Прокурорский надзор за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, входит в самостоятельную отрасль прокурорского надзора - надзор за исполнением законов администрациями орга- нов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Деятельность УИИ, исправительных центров как объектов прокурорского надзо- ра подлежит проверке ежеквартально. С осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, участковые уполномоченные полиции проводят индивидуально- воспитательную работу, которая, в свою очередь, также является объектом прокурор- ского надзора. Можно утверждать, что предметом прокурорского надзора за исполне- нием наказаний, не связанных с лишением свободы, являются: проведение индивидуально-профилактической работы с осужденными к наказа- ниям, не связанным с лишением свободы; контроль за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. К основным задачам уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, относятся [4, с. 45]: организация исполнения наказаний; регистрация и постановка на учет осужденных к наказаниям, не связанным с ли- шением свободы, условно осужденных лиц, осужденных, которым предоставлена от- срочка от отбывания наказания; криминалистическая регистрация осужденных, разъяснение осужденным порядка отбывания наказания; осуществление надзора за осужденными, их поведением, исполнением ими своих обязанностей, возложенных на них судом; проведение воспитательной и профилактической работы с осужденными. Анализ практики прокурорского надзора показывает, что организация работы и кон- троль за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, нуждаются в повышении эффективности и укреплении состояния законности. Пред- метом прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, является проверка соблюдения требований УИК РФ администрациями уго- ловно-исполнительных инспекций. Исполнение наказания в виде обязательных работ осуществляется по месту жи- тельства осужденного. Вид выполняемой работы, место работы по согласованию с УИИ определяется органами местного самоуправления. УИИ ведут учет обязательных работ, контролируют поведение осужденного, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале исполнения приговора и месте отбывания осужденным наказания в виде обяза- тельных работ [5, с. 91]. Осужденному к обязательным работам разъясняются его права и обязанности, связанные с отбыванием обязательных работ. На каждого осужденного к обязательным работам инспектор УИИ составляет учетную карточку в электронном виде, где ведется подсчет отработанного времени. Если осужденному к обязательным работам отказывают в приеме на работу, то УИИ уведомляет о факте отказа в приеме на работу в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреж- дениях [6, с. 369]. Особенность прокурорского надзора за исполнением наказания в виде обязатель- ных работ обусловлена тремя обстоятельствами: определение объема прав осужденных к обязательным работам; выявление и устранение нарушений законодательства прокурором в части испол- нения наказания в виде обязательных работ; контроль за соблюдением требований к виду обязательных работ, к которым при- влекаются осужденные. Отбывание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется в качестве основного или дополнительного вида наказания. Отбывается данное наказание по месту жительства осужденного. На УИИ возлагается ведение учета осужденных по данному виду нака- зания, проверка соблюдения запрета осужденным занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, организация проведения индивидуально- профилактической работы с осужденным [7, с. 133]. Сущность данного наказания за- ключается в адресном запрете конкретному лицу занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наказание в виде исправительных работ исполняется осужденными по месту ра- боты, а осужденными, не имеющими работы, - по согласованию с УИИ, но в пределах места жительства осужденного. УИИ ведет регистрацию и учет осужденных к испра- вительным работам, контролирует соблюдение отбывания наказания, поведение осу- жденного, проводит воспитательную работу. УИИ сообщает в суд, вынесший приговор, о том, что приговор приведен в исполнение. В ходе прокурорской проверки выясняется срок отбытия наказания, начало и окончание срока исправительных работ. Проверя- ются удержания из заработной платы осужденного (в размере от 5 до 20 % заработка осужденного). Осужденные к исправительным работам не могут уволиться с работы без разрешения УИИ. При производстве проверки прокурор сам определяет объекты проверки, лиц, подлежащих проверке. Отмеченные обстоятельства определяются в зависимости от организации исполнения исправительных работ УИИ и состояния за- конности в данной сфере надзора. Отбывание наказания в виде ограничения свободы исполняет УИИ, за работой УИИ осуществляет надзор прокуратура. Осужденный подлежит регистрации и постановке на учет по месту своего жительства [8, с. 166]. Осужденный проходит криминалистическую регистрацию, дактилоскопирование и постановку на криминалистический учет. УИИ разъ- ясняет осужденному сущность, установленные запреты, порядок и условия отбывания данного вида наказания. С осужденными к ограничению свободы проводится индиви- дуально-воспитательная работа. Состояние работы контролируется в ходе проверки. Кроме наказаний, не связанных с лишением свободы, на УИИ возложена обязанность по исполнению меры пресечения в виде домашнего ареста и запрета на совершение опреде- ленных действий. При избрании домашнего ареста судом на обвиняемого может быть воз- ложен ряд ограничений: невозможность покидать жилище в часы, установленные по реше- нию суда, запрет пользоваться средствами связи, почтой, получать и отправлять коррес- понденцию. Инспекторы УИИ контролируют соблюдение обвиняемым установленных судом запретов и ограничений. При производстве проверки исполнения наказаний, не связанных с лишением сво- боды, прокурор проверяет: законность регистрации и постановки на учет осужденного. Основанием для реги- страции и постановки на учет осужденного является вступивший в законную силу при- говор суда. При поступлении копии приговора в УИИ инспектор регистрирует приговор суда, ставит осужденного на учет. Дата регистрации приговора считается днем поста- новки осужденного на учет. При поступлении в УИИ копии приговора инспекция не позд- нее 30 суток со дня ее получения уведомляет суд, вынесший приговор, о приведении приговора в исполнение. Прокурор осуществляет проверку полученной копии приговора с регистрацией и постановкой на учет осужденного в журнале учета осужденных. На каждого осужденного заводится личное дело, составляется учетная карточка. Основа- нием освобождения осужденного от отбывания наказания является истечение срока наказания, постановление суда об условно-досрочном освобождении от наказания; контроль за исполнением осужденным условий отбывания наказания. УИИ создает и впоследствии ведет личное дело осужденного. В личное дело осужденного вносятся все необходимые сведения об осужденном, условиях и порядке отбывания наказания. Проводятся дактилоскопирование осужденного, воспитательная беседа с ним. По окон- чании беседы заполняется документ об обязанностях и правах осужденного. Условно осужденные обязаны пройти принудительный курс лечения [9, с. 163]. В ходе проверки прокурор изучает личное дело и анкету осужденного, соотносит полученные сведения с личным делом осужденного; проведение розыска осужденного либо установление места нахождения условно осужденного. УИИ предпринимает меры по установлению места нахождения осужден- ного к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Если осужденный отсутствует по месту жительства, УИИ информирует подразделение розыска об отсутствии осужден- ного, проводит опрос свидетелей по месту жительства, работы, учебы на предмет его местонахождения. Если в период 30 суток осужденный не будет найден, то материалы о скрывшемся осужденном передаются в территориальный орган внутренних дел для организации и продолжения розыска осужденного. В ходе проверки прокурор изучает документы об организации и объявлении розыска; состояние воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы. УИИ организует и проводит индивидуально-воспитательную работу с осужденными, для чего привлекаются сотрудники ОВД, прокуратуры, общественность. В ходе проверки прокурор выясняет, применялись ли к осужденному формы воспита- тельной работы, проводились ли индивидуальные, групповые беседы, посещение осу- жденных по месту жительства и работы; законность применения мер поощрения и взыскания к осужденным. Проверяется правильность составления документов о поощрении или взыскании, справедливость применения мер поощрения или наложения мер взыскания. Для наложения взыскания в личном деле осужденного должен храниться рапорт сотрудника УИИ, объяснения осужденного, документы, подтверждающие факт нарушения условий отбывания нака- зания осужденным [10, с. 47]; законность рассмотрения жалоб осужденного. УИИ рассматривает жалобы осу- жденного в пределах своей компетенции. При невозможности разрешить жалобу осу- жденного УИИ передает жалобу в вышестоящую инстанцию. Прокурор проверяет, как рассматривались жалобы осужденного, какие были приняты решения по жалобе осу- жденного. Особой проверке подлежат жалобы осужденного на незаконность примене- ния в отношении его мер взыскания; законность осуществления контроля поведения обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста. В ходе проверки прокурор устанавливает, какие методы контроля за обвиняемым применялись, при наличии у обвиняемого за- гранпаспорта он подлежит изъятию, при отказе предоставить его уведомляется мигра- ционная служба РФ для установления запрета на выезд за пределы страны. Не реже двух раз в неделю проводится проверка обвиняемого на предмет соблюдения испол- нения меры пресечения в виде домашнего ареста. Типичными нарушениями в деятельности УИИ при работе с осужденными к наказа- ниям, не связанным с лишением свободы, являются: нарушение сроков регистрации и постановки на учет осужденных; неполнота контроля со стороны УИИ за осужденным по выполнению условий от- бывания наказания; непринятие мер со стороны УИИ для установления местонахождения осужденного; формальное ведение воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не свя- занным с лишением свободы; необоснованное применение мер поощрения и взыскания; нарушение сроков постановки и снятия с учета осужденных. Наказание в виде принудительных работ исполняют исправительные центры, дей- ствующие на территории 16 субъектов Российской Федерации. Существует 14 испра- вительных центров, функционирующих при исправительных учреждениях [11, с. 38]. Прокурорский надзор за исполнением наказаний в виде принудительных работ особо не отличается от проведения надзора за соблюдением законности в исправительных учреждениях. Вместе с тем следует указать на особенности исполнения наказания в виде принудительных работ. Территориальный орган УИИ по месту жительства осужденного в течение десяти суток со дня получения копии приговора уведомляет осужденного о необходимости прибытия к месту отбывания наказания. Если осужденный уклоняется от отбывания наказания или не прибывает к месту отбывания наказания, он объявляется в розыск территориальными органами ФСИН России. После задержания осужденного материалы дела передаются в суд для принятия решения о замене принудительных работ на лишение свободы. Осужденные к принудительным работам обязаны трудиться в местах, определяе- мых исправительными центрами. Они не вправе самостоятельно поступить на работу, уволиться с работы, перевестись на другую работу. При привлечении осужденных к принудительным работам исправительные центры должны учитывать половые, воз- растные ограничения, ограничения по состоянию здоровья. В силу этого в ходе про- верки прокурор контролирует трудоустройство осужденных к принудительным работам. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ оставшийся срок наказания заменяется лишением свободы из расчета один день принудительных работ на один день лишения свободы [12, с. 97]. Прокурору надлежит выяснить причины не- желания осужденного отбывать наказание в виде принудительных работ. При трудоустройстве осужденного к принудительным работам прокурор должен про- верить обеспечение техники безопасности работодателем, условия труда, режим труда и отдыха, получение спецодежды, инструментов и т. д. Если будут выявлены нарушения трудового законодательства, прокурор принимает меры к их устранению. Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать и хранить при себе предметы, изъятые из гражданского оборота, алкогольную продукцию, игральные карты, порнографическую литературу. При производстве проверки прокурору рекомен- дуется выяснить, как администрация предприятия контролирует соблюдение осужден- ными трудовой дисциплины, рабочего времени. Если принудительные работы выпол- няются на изолированных участках исправительного учреждения, прокурор должен проверить, как обеспечивается изоляция осужденных к принудительным работам от осужденных к лишению свободы. При отбывании наказания в виде принудительных работ из заработка осужденного производятся удержания. Независимо от суммы удержания осужденному должно быть выплачено не менее 25 % от суммы начисленной заработной платы. Осужденные к при- нудительным работам оплачивают коммунально-бытовые услуги на свое содержание. Прокурор проверяет законность начисления и удержания из заработной платы осужден- ного. За добросовестное поведение и отношение к труду осужденные к принудитель- ным работам могут быть представлены к поощрениям. К осужденным, допустившим нарушение условий отбывания наказания, могут применяться меры взыскания. Меры взыскания или поощрения налагаются начальником исправительного центра. В ходе проверки прокурор должен отменять незаконные решения о поощрении или наложении взыскания на осужденного к принудительным работам. С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что организация прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, должна спо- собствовать повышению их эффективности, а следовательно, и снижению рецидива совершения преступлений у осужденных. Итогом прокурорских проверок в органах и учреждениях УИС должен стать режим законности, где все объекты надзора соблюда- ют и исполняют действующее законодательство. Сейчас ситуация такая, что проверки проводятся, а режима законности нет [13, с. 104]. Прокурорская проверка выступает одной из основных форм прокурорского надзора в системе УИС. На сегодняшний день необходимо решить задачу, которая состоит в том, что большое число проверок не уменьшает количества нарушений законодательства в системе УИС. В подтверждение изложенного следует отметить, что большинство жалоб на нарушение прав человека в Европейский суд по правам человека приходится на осужденных, содержащихся в учреждениях УИС. Эффективность прокурорского надзора в органах и учреждениях УИС повысится только тогда, когда прокурорские проверки будут про- водиться качественно для достижения целей прокурорского надзора.
References

1. Rubcova O. N. Celi i zadachi prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov administraciyami organov i uchrezhdeniy, ispolnyayuschih nakazaniya, ne svyazannye s lisheniem svobody // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pravo. 2016. № 16(2). S. 86-92

2. Vitina M. D. Prokurorskiy nadzor za soblyudeniem zakonov pri ispolnenii nakazaniy, ne svyazannyh s lisheniem svobody // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 339. S. 95-97

3. Rubcova O. N. Prokurorskiy nadzor za ispolneniem zakonov organami policii pri osuschestvlenii kontrolya za licami, osuzhdennymi k nakazaniyam, ne svyazannym s lisheniem svobody, i lisheniyu svobody uslovno // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2017. T. 25(1-4), № 2. S. 291-294

4. Nikitin E. L., Kustov M. N. Prokurorskiy nadzor za ispolneniem zakonov administraciyami organov i uchrezhdeniy, ispolnyayuschih nakazanie, mest soderzhaniya zaderzhannyh i zaklyuchennyh pod strazhu : ucheb. posobie. SPb. : Sankt-Peterburgskiy yuridicheskiy institut (filial) Universiteta prokuratury Rossiyskoy Federacii, 2018. 63 s

5. Tregubova E. A. O nekotoryh osobennostyah ispolneniya nakazaniya v vide obyazatel'nyh rabot // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2019. № 5(36). S. 89-95

6. Kovalenko E. N. Prokurorskiy nadzor za ispolneniem nakazaniya v vide ispravitel'nyh i obyazatel'nyh rabot // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2016. T. 5, № 4(17). S. 367-369

7. Lyadov E. V. Ugolovnoe nakazanie v vide lisheniya prava zanimat' opredelennye dolzhnosti ili zanimat'sya opredelennoy deyatel'nost'yu v zakonodatel'stve i pravoprimenitel'noy praktike // Yuridicheskiy vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. T. 33, № 1. S. 133-139

8. Malkov V. P., Shafigullina Ch. F. Ogranichenie svobody v sisteme vidov nakazaniy po Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federacii // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2010. № 3(15). S. 164-170

9. Stepashin V. M. Obyazannosti, vozlagaemye pri uslovnom osuzhdenii po usmotreniyu suda // Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Pravo. 2013. № 4(37). S. 161-167

10. Krasotkin P. N., Shakleina A. Yu. Organizacionnye i pravovye problemy ispolneniya nekotoryh nakazaniy i mer ugolovno-pravovogo haraktera, ne svyazannyh s lisheniem svobody // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2019. № 3(40). S. 46-56

11. Sautina S. A. Ispravitel'nye centry v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme Rossiyskoy Federacii // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. 2020. № 2(213). S. 37-44

12. Dulepov V. V. Prinuditel'nye raboty kak vid ugolovnogo nakazaniya // Zakon i pravo. 2018. № 10. S. 96-98

13. Grechin A. V. Analiz osuschestvleniya i realizacii prokurorskoy deyatel'nosti po soblyudeniyu i ispolneniyu zakonov v mestah soderzhaniya pod strazhey ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federacii (na materialah statisticheskih dannyh General'noy prokuratury Rossiyskoy Federacii i prokuratur sub'ektov) // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N. I. Lobachevskogo. 2019. № 4. S. 103-112

Login or Create
* Forgot password?