МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурором предоставленных ему полномочий по реализации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, не связанные с лишением свободы. Цель исследования - выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию прокурорского надзора.Новизна исследования заключается в том, что предпринято изучение вопросов организации и исполнения прокурорского надзора в сфере исполнения законов администрацией уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, предложены рекомендации по обеспечению законности в их служебной деятельности. В статье излагаются тактические рекомендации по проведению прокурорской проверки за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы.

Ключевые слова:
прокуратура, прокурорский надзор, законность, прокурорская проверка, осужденные, альтернативные лишению свободы наказания
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Прокуратура Российской Федерации является специализированным правоохрани- тельным органом, который обеспечивает надзор за соблюдением законности в раз- личных сферах жизни человека, в том числе в местах лишения свободы и содержания задержанных. Особенность прокурорского надзора в органах и учреждениях уголовно- исполнительной системы (УИС) обусловлена тем, что осужденные, отбывающие нака- зания, не связанные с лишением свободы, ограничены в возможности защищать свои права и интересы. Именно надзорная деятельность прокуратуры для данной категории осужденных выступает гарантией защиты их прав и свобод. Уголовная политика Российской Федерации ориентирована на сокращение коли- чества осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы. Приоритетным становится уголовно-исполнительная политика, связанная с исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы. В ней реализуются два принципа уголовного права: принцип экономии уголовной репрессии и принцип гуманизма, которые ориентированы на назначение наказаний, не связанных с лишением свободы. Планируется увеличить количество осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Для лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, назначение наказаний, не связанных с лишением свободы, должно стать практикой в работе судов первой инстанции. Особенность прокурорского надзора за исполнением законов уголовно- исполнительными инспекциями (УИИ) состоит в том, что они исполняют различного вида наказания, не связанные с лишением свободы. Данное направление прокурорского надзора имеет некоторые отличия в специфике целей, задач, методике и тактике про- ведения. По состоянию на 1 января 2021 г. в УИС имелось 89 уголовно-исполнительных инспекций и 1429 их филиалов, в которых состояли на учете свыше 463 717 тыс. чело- век (Характеристика лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных инспекциях. URL : https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/Характеристика% 20лиц,%20состоящих%20на%20учете%20в%20уголовно-исполнительных%20инспек- циях.xls). Статья 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве самостоятельного подвида прокурорского надзора определяет надзор за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы. Данный подвид охватывает контроль за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и контроль за соблюдением прав осужденных, их отбывающих [1, с. 88]. Цель прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, - это общая цель дея- тельности прокуратуры России - верховенство закона, режим законности, охрана инте- ресов общества и государства (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Общей задачей прокурорского надзора за законностью исполнения нака- заний, не связанных с лишением свободы, выступает повышение их эффективности, а также достижение их целей. К конкретным задачам прокурорского надзора относятся: профилактика нарушения законодательства при исполнении наказаний, не свя- занных с лишением свободы; выявление и пресечение нарушений законодательства в учреждениях и органах УИС; контроль за устранением нарушений и восстановление нарушенного законодатель- ства в учреждениях и органах УИС. К учреждениям УИС, которые исполняют наказания, не связанные с лишением сво- боды, относятся УИИ, исправительные центры. Реализация задачи по выявлению и пресечению нарушений законодательства в учреждениях и органах УИС достигает- ся проведением прокурорского надзора, его частотой, эффективностью, методикой и тактикой его проведения. Прокурору необходимо обеспечить надзор за условно осу- жденными, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы [2, с. 96]. Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, распространяется на следующие категории осужденных: лица, которым назначено наказание в виде штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно- стью, лишения воинского, специального звания, классного чина, государственных на- град, исправительных работ, ограничения свободы; лица, к которым применено условное осуждение, и лица, которым предоставлена отсрочка от отбывания наказания. Для организации исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, Ми- нистерство юстиции Российской Федерации издало два приказа: от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»; от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы». При проведении прокурорской проверки необходимо прокон- тролировать законность нормативных актов, издаваемых учреждениями УИС, в связи с исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, состояние законности по обеспечению и соблюдению прав осужденных. В итоге работа прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с ли- шением свободы, должна привести к обозначенной выше цели - повышению эффектив- ности наказаний, что означает снижение рецидива совершения преступлений у осужден- ных к наказаниям, не связанным с лишением свободы [3, с. 291]. Прокурорский надзор за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, входит в самостоятельную отрасль прокурорского надзора - надзор за исполнением законов администрациями орга- нов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Деятельность УИИ, исправительных центров как объектов прокурорского надзо- ра подлежит проверке ежеквартально. С осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, участковые уполномоченные полиции проводят индивидуально- воспитательную работу, которая, в свою очередь, также является объектом прокурор- ского надзора. Можно утверждать, что предметом прокурорского надзора за исполне- нием наказаний, не связанных с лишением свободы, являются: проведение индивидуально-профилактической работы с осужденными к наказа- ниям, не связанным с лишением свободы; контроль за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. К основным задачам уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, относятся [4, с. 45]: организация исполнения наказаний; регистрация и постановка на учет осужденных к наказаниям, не связанным с ли- шением свободы, условно осужденных лиц, осужденных, которым предоставлена от- срочка от отбывания наказания; криминалистическая регистрация осужденных, разъяснение осужденным порядка отбывания наказания; осуществление надзора за осужденными, их поведением, исполнением ими своих обязанностей, возложенных на них судом; проведение воспитательной и профилактической работы с осужденными. Анализ практики прокурорского надзора показывает, что организация работы и кон- троль за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, нуждаются в повышении эффективности и укреплении состояния законности. Пред- метом прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, является проверка соблюдения требований УИК РФ администрациями уго- ловно-исполнительных инспекций. Исполнение наказания в виде обязательных работ осуществляется по месту жи- тельства осужденного. Вид выполняемой работы, место работы по согласованию с УИИ определяется органами местного самоуправления. УИИ ведут учет обязательных работ, контролируют поведение осужденного, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале исполнения приговора и месте отбывания осужденным наказания в виде обяза- тельных работ [5, с. 91]. Осужденному к обязательным работам разъясняются его права и обязанности, связанные с отбыванием обязательных работ. На каждого осужденного к обязательным работам инспектор УИИ составляет учетную карточку в электронном виде, где ведется подсчет отработанного времени. Если осужденному к обязательным работам отказывают в приеме на работу, то УИИ уведомляет о факте отказа в приеме на работу в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреж- дениях [6, с. 369]. Особенность прокурорского надзора за исполнением наказания в виде обязатель- ных работ обусловлена тремя обстоятельствами: определение объема прав осужденных к обязательным работам; выявление и устранение нарушений законодательства прокурором в части испол- нения наказания в виде обязательных работ; контроль за соблюдением требований к виду обязательных работ, к которым при- влекаются осужденные. Отбывание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется в качестве основного или дополнительного вида наказания. Отбывается данное наказание по месту жительства осужденного. На УИИ возлагается ведение учета осужденных по данному виду нака- зания, проверка соблюдения запрета осужденным занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, организация проведения индивидуально- профилактической работы с осужденным [7, с. 133]. Сущность данного наказания за- ключается в адресном запрете конкретному лицу занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наказание в виде исправительных работ исполняется осужденными по месту ра- боты, а осужденными, не имеющими работы, - по согласованию с УИИ, но в пределах места жительства осужденного. УИИ ведет регистрацию и учет осужденных к испра- вительным работам, контролирует соблюдение отбывания наказания, поведение осу- жденного, проводит воспитательную работу. УИИ сообщает в суд, вынесший приговор, о том, что приговор приведен в исполнение. В ходе прокурорской проверки выясняется срок отбытия наказания, начало и окончание срока исправительных работ. Проверя- ются удержания из заработной платы осужденного (в размере от 5 до 20 % заработка осужденного). Осужденные к исправительным работам не могут уволиться с работы без разрешения УИИ. При производстве проверки прокурор сам определяет объекты проверки, лиц, подлежащих проверке. Отмеченные обстоятельства определяются в зависимости от организации исполнения исправительных работ УИИ и состояния за- конности в данной сфере надзора. Отбывание наказания в виде ограничения свободы исполняет УИИ, за работой УИИ осуществляет надзор прокуратура. Осужденный подлежит регистрации и постановке на учет по месту своего жительства [8, с. 166]. Осужденный проходит криминалистическую регистрацию, дактилоскопирование и постановку на криминалистический учет. УИИ разъ- ясняет осужденному сущность, установленные запреты, порядок и условия отбывания данного вида наказания. С осужденными к ограничению свободы проводится индиви- дуально-воспитательная работа. Состояние работы контролируется в ходе проверки. Кроме наказаний, не связанных с лишением свободы, на УИИ возложена обязанность по исполнению меры пресечения в виде домашнего ареста и запрета на совершение опреде- ленных действий. При избрании домашнего ареста судом на обвиняемого может быть воз- ложен ряд ограничений: невозможность покидать жилище в часы, установленные по реше- нию суда, запрет пользоваться средствами связи, почтой, получать и отправлять коррес- понденцию. Инспекторы УИИ контролируют соблюдение обвиняемым установленных судом запретов и ограничений. При производстве проверки исполнения наказаний, не связанных с лишением сво- боды, прокурор проверяет: законность регистрации и постановки на учет осужденного. Основанием для реги- страции и постановки на учет осужденного является вступивший в законную силу при- говор суда. При поступлении копии приговора в УИИ инспектор регистрирует приговор суда, ставит осужденного на учет. Дата регистрации приговора считается днем поста- новки осужденного на учет. При поступлении в УИИ копии приговора инспекция не позд- нее 30 суток со дня ее получения уведомляет суд, вынесший приговор, о приведении приговора в исполнение. Прокурор осуществляет проверку полученной копии приговора с регистрацией и постановкой на учет осужденного в журнале учета осужденных. На каждого осужденного заводится личное дело, составляется учетная карточка. Основа- нием освобождения осужденного от отбывания наказания является истечение срока наказания, постановление суда об условно-досрочном освобождении от наказания; контроль за исполнением осужденным условий отбывания наказания. УИИ создает и впоследствии ведет личное дело осужденного. В личное дело осужденного вносятся все необходимые сведения об осужденном, условиях и порядке отбывания наказания. Проводятся дактилоскопирование осужденного, воспитательная беседа с ним. По окон- чании беседы заполняется документ об обязанностях и правах осужденного. Условно осужденные обязаны пройти принудительный курс лечения [9, с. 163]. В ходе проверки прокурор изучает личное дело и анкету осужденного, соотносит полученные сведения с личным делом осужденного; проведение розыска осужденного либо установление места нахождения условно осужденного. УИИ предпринимает меры по установлению места нахождения осужден- ного к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Если осужденный отсутствует по месту жительства, УИИ информирует подразделение розыска об отсутствии осужден- ного, проводит опрос свидетелей по месту жительства, работы, учебы на предмет его местонахождения. Если в период 30 суток осужденный не будет найден, то материалы о скрывшемся осужденном передаются в территориальный орган внутренних дел для организации и продолжения розыска осужденного. В ходе проверки прокурор изучает документы об организации и объявлении розыска; состояние воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы. УИИ организует и проводит индивидуально-воспитательную работу с осужденными, для чего привлекаются сотрудники ОВД, прокуратуры, общественность. В ходе проверки прокурор выясняет, применялись ли к осужденному формы воспита- тельной работы, проводились ли индивидуальные, групповые беседы, посещение осу- жденных по месту жительства и работы; законность применения мер поощрения и взыскания к осужденным. Проверяется правильность составления документов о поощрении или взыскании, справедливость применения мер поощрения или наложения мер взыскания. Для наложения взыскания в личном деле осужденного должен храниться рапорт сотрудника УИИ, объяснения осужденного, документы, подтверждающие факт нарушения условий отбывания нака- зания осужденным [10, с. 47]; законность рассмотрения жалоб осужденного. УИИ рассматривает жалобы осу- жденного в пределах своей компетенции. При невозможности разрешить жалобу осу- жденного УИИ передает жалобу в вышестоящую инстанцию. Прокурор проверяет, как рассматривались жалобы осужденного, какие были приняты решения по жалобе осу- жденного. Особой проверке подлежат жалобы осужденного на незаконность примене- ния в отношении его мер взыскания; законность осуществления контроля поведения обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста. В ходе проверки прокурор устанавливает, какие методы контроля за обвиняемым применялись, при наличии у обвиняемого за- гранпаспорта он подлежит изъятию, при отказе предоставить его уведомляется мигра- ционная служба РФ для установления запрета на выезд за пределы страны. Не реже двух раз в неделю проводится проверка обвиняемого на предмет соблюдения испол- нения меры пресечения в виде домашнего ареста. Типичными нарушениями в деятельности УИИ при работе с осужденными к наказа- ниям, не связанным с лишением свободы, являются: нарушение сроков регистрации и постановки на учет осужденных; неполнота контроля со стороны УИИ за осужденным по выполнению условий от- бывания наказания; непринятие мер со стороны УИИ для установления местонахождения осужденного; формальное ведение воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не свя- занным с лишением свободы; необоснованное применение мер поощрения и взыскания; нарушение сроков постановки и снятия с учета осужденных. Наказание в виде принудительных работ исполняют исправительные центры, дей- ствующие на территории 16 субъектов Российской Федерации. Существует 14 испра- вительных центров, функционирующих при исправительных учреждениях [11, с. 38]. Прокурорский надзор за исполнением наказаний в виде принудительных работ особо не отличается от проведения надзора за соблюдением законности в исправительных учреждениях. Вместе с тем следует указать на особенности исполнения наказания в виде принудительных работ. Территориальный орган УИИ по месту жительства осужденного в течение десяти суток со дня получения копии приговора уведомляет осужденного о необходимости прибытия к месту отбывания наказания. Если осужденный уклоняется от отбывания наказания или не прибывает к месту отбывания наказания, он объявляется в розыск территориальными органами ФСИН России. После задержания осужденного материалы дела передаются в суд для принятия решения о замене принудительных работ на лишение свободы. Осужденные к принудительным работам обязаны трудиться в местах, определяе- мых исправительными центрами. Они не вправе самостоятельно поступить на работу, уволиться с работы, перевестись на другую работу. При привлечении осужденных к принудительным работам исправительные центры должны учитывать половые, воз- растные ограничения, ограничения по состоянию здоровья. В силу этого в ходе про- верки прокурор контролирует трудоустройство осужденных к принудительным работам. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ оставшийся срок наказания заменяется лишением свободы из расчета один день принудительных работ на один день лишения свободы [12, с. 97]. Прокурору надлежит выяснить причины не- желания осужденного отбывать наказание в виде принудительных работ. При трудоустройстве осужденного к принудительным работам прокурор должен про- верить обеспечение техники безопасности работодателем, условия труда, режим труда и отдыха, получение спецодежды, инструментов и т. д. Если будут выявлены нарушения трудового законодательства, прокурор принимает меры к их устранению. Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать и хранить при себе предметы, изъятые из гражданского оборота, алкогольную продукцию, игральные карты, порнографическую литературу. При производстве проверки прокурору рекомен- дуется выяснить, как администрация предприятия контролирует соблюдение осужден- ными трудовой дисциплины, рабочего времени. Если принудительные работы выпол- няются на изолированных участках исправительного учреждения, прокурор должен проверить, как обеспечивается изоляция осужденных к принудительным работам от осужденных к лишению свободы. При отбывании наказания в виде принудительных работ из заработка осужденного производятся удержания. Независимо от суммы удержания осужденному должно быть выплачено не менее 25 % от суммы начисленной заработной платы. Осужденные к при- нудительным работам оплачивают коммунально-бытовые услуги на свое содержание. Прокурор проверяет законность начисления и удержания из заработной платы осужден- ного. За добросовестное поведение и отношение к труду осужденные к принудитель- ным работам могут быть представлены к поощрениям. К осужденным, допустившим нарушение условий отбывания наказания, могут применяться меры взыскания. Меры взыскания или поощрения налагаются начальником исправительного центра. В ходе проверки прокурор должен отменять незаконные решения о поощрении или наложении взыскания на осужденного к принудительным работам. С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что организация прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, должна спо- собствовать повышению их эффективности, а следовательно, и снижению рецидива совершения преступлений у осужденных. Итогом прокурорских проверок в органах и учреждениях УИС должен стать режим законности, где все объекты надзора соблюда- ют и исполняют действующее законодательство. Сейчас ситуация такая, что проверки проводятся, а режима законности нет [13, с. 104]. Прокурорская проверка выступает одной из основных форм прокурорского надзора в системе УИС. На сегодняшний день необходимо решить задачу, которая состоит в том, что большое число проверок не уменьшает количества нарушений законодательства в системе УИС. В подтверждение изложенного следует отметить, что большинство жалоб на нарушение прав человека в Европейский суд по правам человека приходится на осужденных, содержащихся в учреждениях УИС. Эффективность прокурорского надзора в органах и учреждениях УИС повысится только тогда, когда прокурорские проверки будут про- водиться качественно для достижения целей прокурорского надзора.
Список литературы

1. Рубцова О. Н. Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Право. 2016. № 16(2). С. 86-92

2. Витина М. Д. Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 95-97

3. Рубцова О. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов органами полиции при осуществлении контроля за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и лишению свободы условно // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 291-294

4. Никитин Е. Л., Кустов М. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, мест содержания задержанных и заключенных под стражу : учеб. пособие. СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. 63 с

5. Трегубова Е. А. О некоторых особенностях исполнения наказания в виде обязательных работ // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 5(36). С. 89-95

6. Коваленко Е. Н. Прокурорский надзор за исполнением наказания в виде исправительных и обязательных работ // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 4(17). С. 367-369

7. Лядов Э. В. Уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в законодательстве и правоприменительной практике // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 33, № 1. С. 133-139

8. Малков В. П., Шафигуллина Ч. Ф. Ограничение свободы в системе видов наказаний по Уголовному кодексу Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 3(15). С. 164-170

9. Степашин В. М. Обязанности, возлагаемые при условном осуждении по усмотрению суда // Вестник Омского университета. Сер. Право. 2013. № 4(37). С. 161-167

10. Красоткин П. Н., Шаклеина А. Ю. Организационные и правовые проблемы исполнения некоторых наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы // Вестник Кузбасского института. 2019. № 3(40). С. 46-56

11. Саутина С. А. Исправительные центры в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 2(213). С. 37-44

12. Дулепов В. В. Принудительные работы как вид уголовного наказания // Закон и право. 2018. № 10. С. 96-98

13. Гречин А. В. Анализ осуществления и реализации прокурорской деятельности по соблюдению и исполнению законов в местах содержания под стражей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (на материалах статистических данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов) // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2019. № 4. С. 103-112

Войти или Создать
* Забыли пароль?