PSYCHOLOGY OF LOSS. SOCIAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROTECTION FROM SOCIOGENIC LOSSES OF LAW STUDENTS, CADETS-ECONOMISTS, CADETS-PSYCHOLOGISTS DURING ACADEMIC EXERCISES
Abstract and keywords
Abstract (English):
267 fifth-year cadets from three faculties took part in the seven-day 1602 studies during the academic exercises. To identify and study sociogenic losses under the influence of group social protection on the socio-psychological protection of the personality of 159 law cadets, 63 economics cadets, 46 psychology cadets, and the relationship between them, 36 models of the "Socio-psychological climate of the collective" test were selected (B. D. Parygin, 2003). According to the results of the test and the role of the employee in each of the 9 game teams, a conversation was conducted using Postdiagnostic training-correction of the leader, members and SEC of the team. On the sixth day of the academic exercises, the evaluation of the effectiveness before and after auto-training was carried out in 250/233 studies of the 1st and 2nd color choices of 125 employees in the positions of blue-black colors of the eight-color Lusher test in our modification. The deterioration of the socio-psychological climate model from the 10th at the beginning to the 19th at the end of the exercises, the decrease in optimality from 4 to 7 units and the results of the effectiveness of the autogenic training session indicate a positive or negative relationship within the playing team between groups of law cadets, economics cadets, psychology cadets performing various functions, which leave an imprint on their relationship in social protection, causing socio-psychological protection through sociogenic losses, and predict the development of sociogeny. Auto- training compensated up to 83% of sociogenic losses in only two of the nine gaming teams.

Keywords:
social protection, socio-psychological protection, sociogenic losses, sociogeny
Text
Publication text (PDF): Read Download

При формировании положительного облика сотрудника, укреплении социально- психологического климата (СПК) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) обращается внимание на три характеристики

 

активности человека: творчество, личность, среда. Творчество – надситуационная активность личности сотрудника УИС, мера творческой самореализации, индивиду- альной неповторимости в деятельности через функции выбора и обновления, которые являются двигателем прогресса личности, продвижения по службе. Личность через потенциалы признания и самовыражения с оптимальным психическим состоянием при положительной обратной связи с окружающей средой должна обладать лидерскими качествами для построения взаимоотношений с сотрудниками, между собой и с осу- жденными при взаимодействии в системе «человек – человек». Среда – внешние по отношению к личности факторы, вызывающие психическую напряженность и неопре- деленность в экстремальных условиях деятельности сотрудника УИС с постоянной угрозой чести, достоинству, жизни.

Изменение социально-экономической ситуации в обществе и правовых подходов к исполнению уголовного наказания повлекло за собой более высокие требования к личности сотрудника и социально-психологическому климату в исправительных учреждениях (ИУ). Психологический анализ негативных явлений в УИС (конфликты, нарушение законности, суициды и пр.) показал, что в основе их часто лежит небла- гоприятный социально-психологический климат коллектива, который формирует групповая социальная защита и индивидуальная социально-психологическая защита личности. В связи с этим на современном этапе развития психологической службы УИС первоочередной задачей становится взаимодействие сотрудников для создания позитивного уровня социально-психологического климата путем проведения Пост- диагностического тренинга-коррекции лидера, членов и СПК коллектива (Б. Д. Пары- гин, 2003) для погашения социогенных потерь и исключения развития социогении.

Методика. В семидневном исследовании приняли участие 267 курсантов-пятикурс- ников трех факультетов. Для выделения и изучения влияния социальной защиты (СЗ) на социально-психологическую защиту (СПЗ) личности курсантов-юристов, курсантов- экономистов, курсантов-психологов, взаимоотношений между ними были выбраны 36 моделей теста СПК Б. Д. Парыгина (2003) у сотрудников 9 игровых коллективов (ИК). Во время семидневных академических учений в 1–4-й дни проводилась работа по вво- дным и выполнению задач по должности. В 5-й день осуществлялся выезд в исправи- тельное учреждение, исследование СЗ и СПЗ не проводилось. В 6-й день после поездки в исправительное учреждение курсантами-психологами каждого ИК был разработан и проведен сеанс аутогенной тренировки для членов своего ИК. 7-й день был короткий – от 8 до 12 часов и сопровождался подведением итогов за предыдущую неделю в ка- ждом из девяти ИК со сбором и анализом материалов и отвлечением по времени от прохождения курсантами теста СПК. Курсантами-психологами ежедневно проводился анализ СПК в каждом ИК, Постдиагностический тренинг-коррекция [2] в виде беседы с лидером и членами ИК и аутотренинга с оценкой по позициям синего и черного цве- тов в восьмицветовом варианте теста Люшера в нашей модификации [1, 3]. Статисти- ческий анализ результатов исследования осуществлялся с применением t-критерия Стьюдента.

Объект исследования – групповая социальная защита от социогенных потерь, обусловленная включением сотрудников в различные социальные группы игрового исправительного коллектива, которые налагают на них определенные социальные и должностные обязанности.

 

Предмет – индивидуальная социально-психологическая защита от социогенных по- терь социальной защиты, проявляющаяся в закономерностях возникновения и функци- онирования психологических способов поведения и деятельности сотрудников в соци- альных группах курсантов-юристов, курсантов-экономистов, курсантов-психологов и в их психологических достижениях и затруднениях.

Цель – изучение влияния социогенных потерь на комплекс творчества сотрудни- ков при взаимодействии курсантов-юристов с курсантами-экономистами, курсантами- психологами в социальной защите и ее влиянии на комплекс творчества комплексом личности и комплексом среды в социально-психологической защите во время профес- сиональной деятельности.

Задача – изучить социогенные потери при социальной и социально-психологической защитах в реальной и проективной моделях у курсантов-юристов, курсантов-экономистов, курсантов-психологов в профессиональной деятельности.

Гипотеза. Социальная защита влияет на социально-психологическую за- щиту через контрпозиции реальной и проективной моделей личности, вызы- вая социогенные потери. Социогенные потери максимальны при контрпозиции (ТЛС|СЛТ) в реальной (РМ) и проективной (ПМ) моделях личности или одноименных (СЛТ|СЛТ) позициях комплекса творчества (Т) внутри моделей при доминировании комплекса среды (С) и комплекса личности (Л) над комплексом творчества (Т) в про- фессиональной деятельности.

Результаты и обсуждение. В 1602 исследованиях приняли участие 267 человек, из них курсантов-юристов – 158, курсантов-экономистов – 63, курсантов-психологов – 46 (табл. 1).

Каждый коллектив включал в себя 35 курсантов, но приняло участие в исследо- вании СПК и аутотренинге меньшее количество участников, что связано с напря- женной работой и дефицитом времени при выполнении своих профессиональных обязанностей (табл. 2).

Таблица 1

 

Общее количество исследований за 6 дней учений в 9 игровых коллективах

 

День1–7-й

ИК1

ИК2

ИК3

ИК4

ИК5

ИК6

ИК7

ИК8

ИК9

О, n

174

168

180

204

204

192

120

180

180

1602

Ю, n

108

102

102

120

120

114

72

108

102

948

Э, n

36

36

42

48

48

42

30

48

48

378

П, n

30

30

36

36

36

36

18

24

30

276

 

Таблица 2

 

Количество курсантов, принявших участие в исследованиях за 6 дней учений в 9 игровых коллективах

 

День 1–7-й

ИК1

ИК2

ИК3

ИК4

ИК5

ИК6

ИК7

ИК8

ИК9

M

m

δ

О, n

29

28

30

34

34

32

20

30

30

267

29,67

0,26

4,18

Ю, n

18

17

17

20

20

19

12

18

17

158

17,56

0,19

2,40

Э, n

6

6

7

8

8

7

5

8

8

63

7,00

0,14

1,12

П, n

5

5

6

6

6

6

3

4

5

46

5,11

0,16

1,05

 

В 36 моделях СПК (1 – лучшая, 36 – худшая) представлена социальная защита (об- щая – 1, у курсантов-юристов – 2, курсантов-экономистов – 3, курсантов-психологов – 4)

и социально-психологическая защита от социогенных потерь в 1, 2, 3, 4, 5, 7-й день и за 1–7-й дни в 9 ИК с линейным ухудшением прогноза по оптимальности к концу акаде- мических учений (рис. 1, 2).

В начале академических учений (рис. 2) общей была 10-я модель социальной за- щиты, в конце – из-за социогенных потерь защита ухудшилась в 2 раза – до 19-й. Если в 10-й модели в реальной модели комплекс личности занимает первую позицию, ком- плекс творчества – вторую, среды – третью, в проективной модели – вторую позицию, на первой позиции остается комплекс творчества, на третьей – комплекс личности, то в 19-й модели в реальной и уже в проективной модели комплекс среды с потенциалами напряженности и неопределенности занимают первую позицию, комплекс личности – вторую, комплекс творчества – третью позицию.

Переход от 10-й модели в начале учений к 19-й модели к концу сопровождается ухуд- шением СПК по оптимальности от 4-й ступени 10-й до 7-й ступени 19-й. От наихудшей 31-й модели 19-я по оптимальности отстоит всего в 2 ступенях, где уже и в реальной, и в проективной моделях на первой позиции находится комплекс среды, на второй – лич- ности, на третьей – творчества, которое угнетено комплексами среды и личности или блокировано по сравнению с 1-й (рис. 1). У курсантов-юристов в 1–5-й и 7-й дни учений сформировались 10, 12, 18, 15, 16, 20-я модели СПК, курсантов-экономистов – 12, 13,

20, 17, 14, 18-я, курсантов-психологов – 16, 18, 19, 18, 17, 18-я.

Таким образом, каждая группа даже за короткий интенсивный период деятельности формировала социальную защиту, а она, в свою очередь, влияла на социально-психо- логическую защиту, которая, вызывая социогенные потери, приводила к падению уровня оптимальности с 4 до 7 единиц и ухудшению в обобщенном виде до 13, 15, 15, 16-й мо- дели СПК в общей группе и в группах курсантов-юристов, курсантов-экономистов, кур- сантов-психологов (рис. 2).

image

 

Рис. 1. Пространственное распределение влияния социально-психологического климата на уровень оптимальности реальной и проективной моделей (Б. Д. Парыгин, 2003)

 

image

Рис. 2. Обобщенная для курсантов-юристов, курсантов-экономистов, курсантов- психологов социальная и социально-психологическая защита от социогенных потерь

 

image

Рис. 3. Эффективность аутотренинга по позициям синего и черного цветов

 

Таблица 3

 

Ранг по эффективности аутотренинга по позициям синего и черного цветов

 

Девять игровых коллективов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ранг по средней позиции от синего до черного цвета

7

3

1

8

2

4

5

9

6

Ранг по 2 выборам синего, черного цветов до и после АТ

4

8

1

6

2

5

7

9

3

 

На 6-й день учений проведено 250/233 исследования 1-го и 2-го выборов цветов у 125 курсантов в роли сотрудников восьми ИК, прошедших сеанс аутогенной трениров- ки (АТ), который готовили психологи игровых коллективов. Проведено по 1-му и 2-му выборам по тесту Люшера в нашей модификации до и после коррекции в ИК1 20/20 ис- следований, ИК2 – 20/20, ИК3 – 34/23, ИК4 – 38/38, ИК5 – 34/34, ИК6 – 44/44, ИК7 – 0/0,

ИК9 – 18/18 исследований. Часть курсантов не отмечали результаты теста Люшера по- сле сеанса АТ, с чем связана разница количества 1-го и 2-го выборов.

В нормальном психическом состоянии синий цвет занимает первую позицию, черный – восьмую. Как видно на рисунке 3, ИК3 (6,58 – 82 %) и ИК4 (6,67 – 83 %) от- личаются максимальной эффективностью АТ по позициям синего и черного цветов. Сеансы в остальных ИК были равны по эффективности во втором выборе после АТ в ИК1–9 – 57 %, ИК1 – 41, ИК2 – 49, ИК5 – 60, ИК6 – 54, ИК7 – 41, ИК8 – 0, ИК9 – 57 %,

что предполагает в дальнейшем более тщательную подготовку структуры сеанса АТ психологами 1-го, 2-го, 5–9-го ИК. Данные рисунка 3 проанализированы и пред- ставлены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, ИК3 занял первое место среди восьми ИК по рангу средней дистанции от синего до черного цвета и по рангу обобщенных двух выборов по дистанции от синего до черного цвета до и после АТ. Вторую позицию занял ИК5, последнюю – ИК8. Психологи ИК8 в организации аутотренинга не приняли участия. ИК4 по усреднен- ным значениям занял последнюю позицию. Остальные ИК заняли промежуточные по эффективности АТ позиции.

Вывод. Разные модели СПК и результаты эффективности АТ свидетельствуют о по- зитивном или негативном взаимоотношении внутри игровых коллективов между группами курсантов-юристов, курсантов-экономистов, курсантов-психологов, выполняющих различные функции, которые накладывают отпечаток на их взаимоотношения в соци- альной защите, вызывающей социально-психологическую защиту через социогенные потери, и прогнозируют развитие социогении.

References

1. Parygin, B. D. 2003, Social Psychology: a textbook, St. Petersburg.

2. Serov, V. I. 2011, The “blue-black color” distance of eight color choices as an indicator of correction of personality losses: collection of materials of the XXII psychological school, Ryazan.

3. Berlejn, E. V. 2009, ‘Experience of studying social and psychological tension in correctional institutions’, in Collection of materials of the Deev readings (March 2009) and the XX Psychological School, pp. 56-62, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

Login or Create
* Forgot password?