ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. СОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ОТ СОЦИОГЕННЫХ ПОТЕРЬ КУРСАНТОВ-ЮРИСТОВ, КУРСАНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ, КУРСАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В семидневных 1602 исследованиях во время академических учений приняли участие 267 курсантов-пятикурсников трех факультетов. Для выделения и изучения социогенных потерь при влиянии групповой социальной защиты на социально-психологическую защиту личности 159 курсантов-юристов, 63 курсантов-экономистов, 46 курсантов-психологов, взаимоотношений между ними были выбраны 36 моделей теста «Социально-психологический климат коллектива» (Б. Д. Парыгин, 2003). По результатам теста и роли сотрудника в каждом из 9 игровых коллективов проводилась беседа с применением Постдиагностического тренинга-коррекции лидера, членов и социально-психологического климата коллектива. В шестой день академических учений оценка эффективности до и после аутотренинга проводилась в 250/233 исследованиях 1-го и 2-го выборов цветов у 125 сотрудников по позициям синего-черного цветов восьмицветового теста Люшера в нашей модификация. Ухудшение от 10-й в начале до 19-й в конце учений модели социально-психологического климата, снижение оптимальности с 4 до 7 единиц и результаты эффективности сеанса аутогенной тренировки свидетельствуют о позитивном или негативном взаимоотношении внутри игрового коллектива между группами курсантов-юристов, курсантов-экономистов, курсантов-психологов, выполняющих различные функции, которые накладывают отпечаток на их взаимоотношения в социальной защите, вызывающей социально-психологическую защиту через социогенные потери, и прогнозируют развитие социогении. Аутотренинг компенсировал до 83 % социогенных потерь только в двух из девяти игровых коллективов.

Ключевые слова:
социальная защита, социально-психологическая защита, социогенные потери, социогения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

При формировании положительного облика сотрудника, укреплении социально- психологического климата (СПК) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) обращается внимание на три характеристики

 

активности человека: творчество, личность, среда. Творчество – надситуационная активность личности сотрудника УИС, мера творческой самореализации, индивиду- альной неповторимости в деятельности через функции выбора и обновления, которые являются двигателем прогресса личности, продвижения по службе. Личность через потенциалы признания и самовыражения с оптимальным психическим состоянием при положительной обратной связи с окружающей средой должна обладать лидерскими качествами для построения взаимоотношений с сотрудниками, между собой и с осу- жденными при взаимодействии в системе «человек – человек». Среда – внешние по отношению к личности факторы, вызывающие психическую напряженность и неопре- деленность в экстремальных условиях деятельности сотрудника УИС с постоянной угрозой чести, достоинству, жизни.

Изменение социально-экономической ситуации в обществе и правовых подходов к исполнению уголовного наказания повлекло за собой более высокие требования к личности сотрудника и социально-психологическому климату в исправительных учреждениях (ИУ). Психологический анализ негативных явлений в УИС (конфликты, нарушение законности, суициды и пр.) показал, что в основе их часто лежит небла- гоприятный социально-психологический климат коллектива, который формирует групповая социальная защита и индивидуальная социально-психологическая защита личности. В связи с этим на современном этапе развития психологической службы УИС первоочередной задачей становится взаимодействие сотрудников для создания позитивного уровня социально-психологического климата путем проведения Пост- диагностического тренинга-коррекции лидера, членов и СПК коллектива (Б. Д. Пары- гин, 2003) для погашения социогенных потерь и исключения развития социогении.

Методика. В семидневном исследовании приняли участие 267 курсантов-пятикурс- ников трех факультетов. Для выделения и изучения влияния социальной защиты (СЗ) на социально-психологическую защиту (СПЗ) личности курсантов-юристов, курсантов- экономистов, курсантов-психологов, взаимоотношений между ними были выбраны 36 моделей теста СПК Б. Д. Парыгина (2003) у сотрудников 9 игровых коллективов (ИК). Во время семидневных академических учений в 1–4-й дни проводилась работа по вво- дным и выполнению задач по должности. В 5-й день осуществлялся выезд в исправи- тельное учреждение, исследование СЗ и СПЗ не проводилось. В 6-й день после поездки в исправительное учреждение курсантами-психологами каждого ИК был разработан и проведен сеанс аутогенной тренировки для членов своего ИК. 7-й день был короткий – от 8 до 12 часов и сопровождался подведением итогов за предыдущую неделю в ка- ждом из девяти ИК со сбором и анализом материалов и отвлечением по времени от прохождения курсантами теста СПК. Курсантами-психологами ежедневно проводился анализ СПК в каждом ИК, Постдиагностический тренинг-коррекция [2] в виде беседы с лидером и членами ИК и аутотренинга с оценкой по позициям синего и черного цве- тов в восьмицветовом варианте теста Люшера в нашей модификации [1, 3]. Статисти- ческий анализ результатов исследования осуществлялся с применением t-критерия Стьюдента.

Объект исследования – групповая социальная защита от социогенных потерь, обусловленная включением сотрудников в различные социальные группы игрового исправительного коллектива, которые налагают на них определенные социальные и должностные обязанности.

 

Предмет – индивидуальная социально-психологическая защита от социогенных по- терь социальной защиты, проявляющаяся в закономерностях возникновения и функци- онирования психологических способов поведения и деятельности сотрудников в соци- альных группах курсантов-юристов, курсантов-экономистов, курсантов-психологов и в их психологических достижениях и затруднениях.

Цель – изучение влияния социогенных потерь на комплекс творчества сотрудни- ков при взаимодействии курсантов-юристов с курсантами-экономистами, курсантами- психологами в социальной защите и ее влиянии на комплекс творчества комплексом личности и комплексом среды в социально-психологической защите во время профес- сиональной деятельности.

Задача – изучить социогенные потери при социальной и социально-психологической защитах в реальной и проективной моделях у курсантов-юристов, курсантов-экономистов, курсантов-психологов в профессиональной деятельности.

Гипотеза. Социальная защита влияет на социально-психологическую за- щиту через контрпозиции реальной и проективной моделей личности, вызы- вая социогенные потери. Социогенные потери максимальны при контрпозиции (ТЛС|СЛТ) в реальной (РМ) и проективной (ПМ) моделях личности или одноименных (СЛТ|СЛТ) позициях комплекса творчества (Т) внутри моделей при доминировании комплекса среды (С) и комплекса личности (Л) над комплексом творчества (Т) в про- фессиональной деятельности.

Результаты и обсуждение. В 1602 исследованиях приняли участие 267 человек, из них курсантов-юристов – 158, курсантов-экономистов – 63, курсантов-психологов – 46 (табл. 1).

Каждый коллектив включал в себя 35 курсантов, но приняло участие в исследо- вании СПК и аутотренинге меньшее количество участников, что связано с напря- женной работой и дефицитом времени при выполнении своих профессиональных обязанностей (табл. 2).

Таблица 1

 

Общее количество исследований за 6 дней учений в 9 игровых коллективах

 

День1–7-й

ИК1

ИК2

ИК3

ИК4

ИК5

ИК6

ИК7

ИК8

ИК9

О, n

174

168

180

204

204

192

120

180

180

1602

Ю, n

108

102

102

120

120

114

72

108

102

948

Э, n

36

36

42

48

48

42

30

48

48

378

П, n

30

30

36

36

36

36

18

24

30

276

 

Таблица 2

 

Количество курсантов, принявших участие в исследованиях за 6 дней учений в 9 игровых коллективах

 

День 1–7-й

ИК1

ИК2

ИК3

ИК4

ИК5

ИК6

ИК7

ИК8

ИК9

M

m

δ

О, n

29

28

30

34

34

32

20

30

30

267

29,67

0,26

4,18

Ю, n

18

17

17

20

20

19

12

18

17

158

17,56

0,19

2,40

Э, n

6

6

7

8

8

7

5

8

8

63

7,00

0,14

1,12

П, n

5

5

6

6

6

6

3

4

5

46

5,11

0,16

1,05

 

В 36 моделях СПК (1 – лучшая, 36 – худшая) представлена социальная защита (об- щая – 1, у курсантов-юристов – 2, курсантов-экономистов – 3, курсантов-психологов – 4)

и социально-психологическая защита от социогенных потерь в 1, 2, 3, 4, 5, 7-й день и за 1–7-й дни в 9 ИК с линейным ухудшением прогноза по оптимальности к концу акаде- мических учений (рис. 1, 2).

В начале академических учений (рис. 2) общей была 10-я модель социальной за- щиты, в конце – из-за социогенных потерь защита ухудшилась в 2 раза – до 19-й. Если в 10-й модели в реальной модели комплекс личности занимает первую позицию, ком- плекс творчества – вторую, среды – третью, в проективной модели – вторую позицию, на первой позиции остается комплекс творчества, на третьей – комплекс личности, то в 19-й модели в реальной и уже в проективной модели комплекс среды с потенциалами напряженности и неопределенности занимают первую позицию, комплекс личности – вторую, комплекс творчества – третью позицию.

Переход от 10-й модели в начале учений к 19-й модели к концу сопровождается ухуд- шением СПК по оптимальности от 4-й ступени 10-й до 7-й ступени 19-й. От наихудшей 31-й модели 19-я по оптимальности отстоит всего в 2 ступенях, где уже и в реальной, и в проективной моделях на первой позиции находится комплекс среды, на второй – лич- ности, на третьей – творчества, которое угнетено комплексами среды и личности или блокировано по сравнению с 1-й (рис. 1). У курсантов-юристов в 1–5-й и 7-й дни учений сформировались 10, 12, 18, 15, 16, 20-я модели СПК, курсантов-экономистов – 12, 13,

20, 17, 14, 18-я, курсантов-психологов – 16, 18, 19, 18, 17, 18-я.

Таким образом, каждая группа даже за короткий интенсивный период деятельности формировала социальную защиту, а она, в свою очередь, влияла на социально-психо- логическую защиту, которая, вызывая социогенные потери, приводила к падению уровня оптимальности с 4 до 7 единиц и ухудшению в обобщенном виде до 13, 15, 15, 16-й мо- дели СПК в общей группе и в группах курсантов-юристов, курсантов-экономистов, кур- сантов-психологов (рис. 2).

image

 

Рис. 1. Пространственное распределение влияния социально-психологического климата на уровень оптимальности реальной и проективной моделей (Б. Д. Парыгин, 2003)

 

image

Рис. 2. Обобщенная для курсантов-юристов, курсантов-экономистов, курсантов- психологов социальная и социально-психологическая защита от социогенных потерь

 

image

Рис. 3. Эффективность аутотренинга по позициям синего и черного цветов

 

Таблица 3

 

Ранг по эффективности аутотренинга по позициям синего и черного цветов

 

Девять игровых коллективов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ранг по средней позиции от синего до черного цвета

7

3

1

8

2

4

5

9

6

Ранг по 2 выборам синего, черного цветов до и после АТ

4

8

1

6

2

5

7

9

3

 

На 6-й день учений проведено 250/233 исследования 1-го и 2-го выборов цветов у 125 курсантов в роли сотрудников восьми ИК, прошедших сеанс аутогенной трениров- ки (АТ), который готовили психологи игровых коллективов. Проведено по 1-му и 2-му выборам по тесту Люшера в нашей модификации до и после коррекции в ИК1 20/20 ис- следований, ИК2 – 20/20, ИК3 – 34/23, ИК4 – 38/38, ИК5 – 34/34, ИК6 – 44/44, ИК7 – 0/0,

ИК9 – 18/18 исследований. Часть курсантов не отмечали результаты теста Люшера по- сле сеанса АТ, с чем связана разница количества 1-го и 2-го выборов.

В нормальном психическом состоянии синий цвет занимает первую позицию, черный – восьмую. Как видно на рисунке 3, ИК3 (6,58 – 82 %) и ИК4 (6,67 – 83 %) от- личаются максимальной эффективностью АТ по позициям синего и черного цветов. Сеансы в остальных ИК были равны по эффективности во втором выборе после АТ в ИК1–9 – 57 %, ИК1 – 41, ИК2 – 49, ИК5 – 60, ИК6 – 54, ИК7 – 41, ИК8 – 0, ИК9 – 57 %,

что предполагает в дальнейшем более тщательную подготовку структуры сеанса АТ психологами 1-го, 2-го, 5–9-го ИК. Данные рисунка 3 проанализированы и пред- ставлены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, ИК3 занял первое место среди восьми ИК по рангу средней дистанции от синего до черного цвета и по рангу обобщенных двух выборов по дистанции от синего до черного цвета до и после АТ. Вторую позицию занял ИК5, последнюю – ИК8. Психологи ИК8 в организации аутотренинга не приняли участия. ИК4 по усреднен- ным значениям занял последнюю позицию. Остальные ИК заняли промежуточные по эффективности АТ позиции.

Вывод. Разные модели СПК и результаты эффективности АТ свидетельствуют о по- зитивном или негативном взаимоотношении внутри игровых коллективов между группами курсантов-юристов, курсантов-экономистов, курсантов-психологов, выполняющих различные функции, которые накладывают отпечаток на их взаимоотношения в соци- альной защите, вызывающей социально-психологическую защиту через социогенные потери, и прогнозируют развитие социогении.

Список литературы

1. Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. СПб. : СПбГУП, 2003. 616 с.

2. Серов В. И. Дистанция «синий-черный цвет» восьми цветовых выборов как индикатор коррекции потерь личности : сб. материалов ХХII психологической школы. Рязань, 2011. 8 с.

3. Опыт изучения социально-психологической напряженности в исправительных учреждениях / Е. В. Берлейн [и др.] // Сборник материалов Деевских чтений (март 2009 г.) и ХХ психологической школы. Рязань : Академия ФСИН России, 2009. С. 56 - 62.

Войти или Создать
* Забыли пароль?