ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на основе доктринальных подходов к определению уголовной политики проведен анализ современных тенденций процесса криминализации. Особое внимание уделено вопросам криминализации общественно опасных деяний в связи с обеспечением национальной безопасности в информационной и экономической сферах, а также в области противодействия терроризму и экстремизму. Определено, что процесс криминализации характеризуется разнонаправленностью. Сделан вывод о том, что совершенствование уголовно-политических механизмов обеспечения национальной безопасности должно выстраиваться в едином комплексе мер по обеспечению безопасности с учетом национальных интересов, внутренних и внешних угроз.

Ключевые слова:
уголовная политика, криминализация, преступление, уголовная ответственность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Ука- зом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, обоснованно отмечено, что, несмотря на созданную основу для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов России, повышения ее роли в формирующемся по- лицентричном мире, укрепление государства происходит на фоне новых угроз нацио- нальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Данные угрозы вызваны негативным воздействием множества факторов внешней и внутренней среды, которые обусловлены процессами глобализации, изменением гео- политической обстановки, преобразованиями в политической, экономической и технологической сферах, а также структурными и социальными проблемами, препятствую- щими формированию высокого уровня общественного развития. Противодействие наиболее опасным угрозам национальной безопасности следует обеспечивать мерами не только социально-экономического, политического и идеоло- гического, но и уголовно-политического характера. Уголовная политика должна обеспе- чивать роль государства в качестве гаранта безопасности, способствовать реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных ин- тересов. В научной литературе термин «уголовная политика» употребляется в различных контекстах, при этом авторы вкладывают в него совершенно различное содержание, что часто приводит к подмене понятий [1, с. 51]. В целом эволюция воззрений на дан- ное понятие детально изучена [1, с. 18-60; 2, с. 24-29; 3, с. 8-26; 4, с. 17; 5; 6, с. 3-18], и сформированы две основные обобщенные позиции относительно его содержания. Первая характеризует уголовную политику как часть внутренней правовой политики и направление деятельности государства в лице органов государственной власти по противодействию преступности [2; 5, с. 7; 8, с. 7; 9, с. 74]. Вместе с тем с данной позици- ей нельзя полностью согласиться в связи с тем, что уголовная политика в этом случае толкуется слишком узко - лишь как некая государственная деятельность, что не учи- тывает все особенности ее формирования и субъектный состав. Вторая позиция, которая является наиболее содержательной и многоплановой, за- ключается в определении уголовной политики как «системы принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выра- ботанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - националь- ной безопасности» [1, с. 12]. В целом соглашаясь с данным определением, необходимо отметить возможность его дополнения рядом признаков - указанием на ее реализацию в результате государственной деятельности и направленности на минимизацию и воз- мещение вреда, причиненного преступлениями. Таким образом, в качестве уголовной политики России можно определить вырабо- танную на научной основе систему принципов, политико-правовых предписаний, пра- вовых и иных социальных норм антикриминального характера, направленную на обе- спечение национальной безопасности в области противодействия преступности и воз- мещение вреда, причиненного преступлениями, которые реализуются в деятельности уполномоченных органов государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества. Эффективность уголовной политики государства напрямую зависит от степени до- стижения задач по охране важных, «выгодных государству общественных отношений» [10, с. 7], благ, ценностей (социальных интересов) [11, с. 16], установленных в ст. 2 УК РФ [12, с. 19-21]. В связи с этим необходимость защиты указанных социальных интере- сов обусловливает стремление органов власти к интенсификации уголовно-правового воздействия, поэтому проблема повышения эффективности современного арсенала уголовно-правовых средств борьбы с преступностью входит в число важнейших задач уголовной политики [13, с. 11-14]. В качестве важнейшего элемента уголовной политики Российской Федерации сле- дует признать процесс криминализации, то есть признания тех или иных деяний пре- 20 НАУЧНЫЙ ФОРУМ ступными и наказуемыми [14, с. 14; 15; 16; 17]. При этом следует согласиться с В. Н. Ку- дрявцевым, что «объем и содержание криминализации общественно опасных деяний в конечном счете определяют характер тех уголовно-политических стратегий, которые были бы наиболее эффективными с учетом существующей в стране преступности. Деяние признается преступным только в результате соответствующей социальной ак- ции - законодательной оценки. Иными словами, человеческое общество в лице зако- нодателей отделяет преступное от непреступного» [14, с. 21]. Ряд ученых в качестве основного средства противодействия преступности часто предлагают усилить тяжесть уголовного наказания за отдельные виды преступлений [18, с. 11-15; 19, с. 16-21]. По мнению А. Э. Жалинского, такие предложения нередко представляют собой «ничем не обоснованное мнение отдельных авторов, что под- тверждается поступающими в Государственную Думу РФ многочисленными проектами федеральных законов, содержащими, как правило, предложения об усилении уголовной ответственности» [20, с. 24]. Причинами таких законодательных предложений являет- ся отсутствие реальных данных об общественной опасности того или иного противо- правного деяния, а также достоверных сведений о социальных и иных последствиях возможных изменений уголовной репрессии, ресурсных затратах в связи с принятием законопроекта и о том, согласно ли общество его финансировать, без чего в странах с устоявшимися системами уголовного правосудия не принимается ни один уголовный закон, устанавливающий преступность или усиливающий уголовное наказание за пре- ступное поведение [21]. Соответственно «российское уголовное законодательство должно адекватно от- ражать реалии социально-экономической действительности, оперативно реагиро- вать на их изменения, в особенности на расширение сферы проявлений негативных процессов и явлений, укрупнение их масштаба и возрастание на этой основе степе- ни общественной опасности» [22, с. 69]. В связи с этим нельзя не отметить позицию Э. Ф. Побегайло, согласно которой «уголовная политика любого государства должна основываться на четком и ясном понимании того, каких изменений в состоянии, струк- туре и динамике преступности можно будет добиться, совершенствуя соответствующие институты и нормы. Иначе нельзя исключить возможности принятия законодателем решений, которые могут осложнить криминологическую обстановку в стране, вызвать рост рецидивной преступности и отрицательно повлиять на состояние общественного порядка» [23, с. 132]. Рассмотрим детально основные тенденции в области кримнализации. Согласно Доктрине информационной безопасности, утвержденной Указом Пре- зидента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, с расширением применения информационных технологий, которые являются фактором совершенствования функционирования обще- ственных и государственных институтов, возникают и информационные угрозы. Возмож- ности оборота информации все чаще используются для достижения террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей. В соответствии с указанной Доктриной государство призвано обеспечить реализа- цию таких важнейших национальных интересов в информационной сфере, как защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, поддержка демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, со- хранение культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей, функциони- рование информационной инфраструктуры, развитие информационных технологий и электронной промышленности и др. НАУЧНЫЙ ФОРУМ 21 Государство также призвано обеспечить и информационную безопасность детей, то есть защиту ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции, посредством создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и фи- зического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благопо- лучия, а также формирования позитивного мировосприятия. В 2017 г. российскими правоохранительными органами зарегистрировано 90 587 пре- ступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Нормы об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации включены в гл. 28 УК РФ. В целях обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры, а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия таких объектов, УК РФ также в 2017 г. был дополнен ст. 274.1. Помимо этого, в 2017 г. в УК РФ включены ст. 110 «Доведение до самоубийства» (в новой редакции), ст. 110.1 «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», ст. 110.2 «Организация деятельности, направленной на по- буждение к совершению самоубийства», ст. 151.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего». Внесение указанных норм направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних посредством создания мер, способствующих предотвращению широкого распространения в сети Интернет негативной информации, побуждающей к совершению самоубийств или иной деструктивной деятельности, самоубийств среди детей и подростков, и борьбы с различными формами содействия суицидам и вовле- чения несовершеннолетних в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для их жизни. В 2012 г. в ст. 242 «Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов», ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порногра- фическими изображениями несовершеннолетних», ст. 242.2 «Использование несовершен- нолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов» УК РФ были включены квалифицированные составы преступлений, в которых была установлена ответственность за совершение указанных деяний с использованием информационно- телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет). Таким образом, компьютеризация российского общества, увеличение числа несовер- шеннолетних пользователей международной компьютерной сети Интернет привели к необходимости совершенствования российского уголовного законодательства с целью обеспечения не только информационной безопасности детей, но и их жизни и здоровья. Уголовно-правовой механизм обеспечения безопасности в информационно- коммуникационном пространстве включает в себя и нормы об уголовной ответственности: - за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. В 2013 г. ст. 137 УК РФ дополнена ч. 3, в которой была установлена ответственность за «незаконное распространение в… информационно-телекоммуникационных сетях ин- формации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достиг- шего 16-летнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описа- ние полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое рас- стройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия». Это стало одной из убедительных форм защиты права несовершеннолетних на получение информации и 22 НАУЧНЫЙ ФОРУМ доступ к ней, а также защиты от негативных последствий злоупотреблений иными ли- цами [24, с. 23-25]; - за преступления в сфере экономики. В 2018 г. исходя из расширения применения информационных технологий в финансовом секторе ч. 3 ст. 158 УК РФ была дополнена п. «г», в котором установлена ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ). В 2015 г. в связи с тем, что Федеральным законом «О национальной платежной систе- ме» введено определение электронного средства платежа, ст. 187 УК РФ «Неправомер- ный оборот средств платежей» в целях усиления уголовной ответственности за престу- пления, совершаемые в целях хищения денежных средств с использованием высоких технологий в банковской сфере, была изложена в новой редакции. Так, в ч. 1 ст. 187 УК РФ, помимо ответственности за изготовление в целях сбыта и (или) сбыт поддельных пла- тежных карт, была закреплена ответственность за совершение тех же действий в от- ношении поддельных распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты, а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств. Таким образом, описанные изменения уголовно-правовых норм о преступлениях в сфере экономики обусловлены возникновением новых способов совершения противо- правных деяний, сопряженных с незаконным использованием международной компью- терной сети Интернет. Процесс информатизации общества породил и новые формы террористической и экстремистской деятельности, следствием чего стало внесение изменений в УК РФ. В 2016 г. в ч. 2 ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористи- ческой деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма» были внесены изменения в целях создания дополнительных механизмов противодей- ствия террористическим и иным экстремистским проявлениям посредством установ- ления ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической де- ятельности, оправдание или пропаганду терроризма, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Кроме того, в 2014 г. ст. 280, 282, 280.1 УК РФ, исходя из задачи противодействия экстремизму в условиях развития технологий обработки и передачи информации, были изменены. Так, в ч. 2 ст. 280 УК РФ была установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использо- ванием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет; в ч. 1 ст. 282 УК РФ - за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отноше- ния к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершен- ные публично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет; в ч. 2 ст. 280.1 УК РФ - за публичные призывы к осущест- влению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Россий- ской Федерации, совершенные с использованием электронных или информационно- телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет). В последние годы участились факты незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих или ядови- НАУЧНЫЙ ФОРУМ 23 тых веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием сети Интернет. В связи с этим в 2012 г. в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незакон- ные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» была установлена ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенный с использованием электронных или информационно-теле- коммуникационных сетей (включая сеть Интернет). Несмотря на то что в ст. 228.4, 234, 234.1 УК РФ также установлена уголовная ответ- ственность за сбыт прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими сред- ствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки, новых потенциально опасных психоактивных веществ, в данных статьях УК РФ не закреплен квалифицированный состав соответствующего деяния, связанный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Таким образом, вследствие проникновения информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности общества в последние годы происходит совершенствование уголовно-правовых механизмов обеспечения безопасности в информационно-коммуни- кативном пространстве путем установления уголовной ответственности за совершение ранее криминализированных деяний с использованием информационно-телекоммуника- ционных сетей, в том числе сети Интернет (квалифицированные составы преступления). В Стратегии национальной безопасности также отмечено, что российская эконо- мика является весьма уязвимой для различного рода угроз, что особенно остро прояв- ляется в условиях существующего режима международных санкций в отношении Рос- сии, нестабильности на энергетических и сырьевых рынках. Исходя из этого в качестве стратегической цели обеспечения национальной безопасности Российской Федерации было определено повышение конкурентоспособности национальной экономики и за- крепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, а также обеспечение собственной экономической безопасности. В связи с этим проти- водействие данным угрозам становится важной государственной задачей. Так, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 3,4 % сократилось количество преступлений экономической направленности. Всего выявлено 105,1 тыс. преступлений данной ка- тегории, их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступления составил 5,1 %, материальный ущерб от них - 234,3 млрд рублей. С 1996 г. в гл. 21 и 22 УК РФ было включено значительное количество норм, в кото- рых установлена ответственность за покушения на экономические отношения. Напри- мер, в 2003 г. - ст. 199.1, 199.2 (налоговые преступления); 2012 - ст. 159.1-159.6 (новые виды мошенничества); 2014 - ст. 200.2 (контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий); в 2014 г. - ст. 171.3, 171.4 (преступления, связанные с оборотом алкогольной продукции), ст. 199.3, 199.4 (новые составы налоговых преступлений) и др. При этом из данных глав УК РФ исключены лишь 4 статьи: 182 «Заведомо ложная реклама», 200 «Обман потребителей» (2003), 173 «Лжепредпринимательство» (2010), 188 «Контра- банда» (2011). Данную меру нельзя назвать в полной мере декриминализацией в связи с последующей криминализацией незаконного образования юридического лица (ст. 173.1), незаконного использования документов для образования юридического лица (ст. 173.2), 24 НАУЧНЫЙ ФОРУМ контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1), а также алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2). В большинство статей УК РФ, в которых установлена ответственность за экономиче- ские преступления, неоднократно вносились изменения. Уточнялись диспозиции, изменя- лись в сторону увеличения размеры ущерба и др. Например, из диспозиции ст. 172 УК РФ исключено словосочетание «с нарушением лицензионных требований и условий», в ст. 199 УК РФ увеличен крупный размер. Таким образом, возможно продолжение работы по корректировке уголовно-правовых норм в целях своевременности ответа на вновь возникающие угрозы экономической безопасности (деофшоризация, коррупция, незащищенность сферы страхования и др.) и согласованности с другими нормами уголовного, гражданского, административного права. Обоснованное внимание законодатель уделяет проблеме противодействия пре- ступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Несмотря на то что доля указанных преступлений в общем количестве совершаемых в России преступлений достаточно невелика [в 2017 г. выявлено 1871 преступление террори- стического характера (- 16,0 %) и 1521 преступление экстремистской направленности (+ 4,9 %)], их динамика не может не вызывать озабоченность. Как отмечается в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, каждое из этих преступлений вызывает повышенный общественный резо- нанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом. Повышенная степень общественной опасности террористической и экстремистской деятельности послужила основанием установления в 2002 г. уголовной ответственности за организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организацию деятельно- сти экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ), а в 2013 г. в УК РФ включены нормы, регламентирующие ответственность за организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4) и организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5). Повышенное внимание уделяется также противодействию финансированию терро- ризма и экстремизма. В 2014 г. УК РФ был дополнен ст. 282.3 «Финансирование экстре- мистской деятельности», а в 2017 г. увеличена санкция за финансирование терроризма в рамках ст. 205.1 УК РФ. Оценивая сложившуюся российскую уголовную политику, нельзя не согласиться с мнением В. Д. Зорькина, что «нестабильность законодательства… неизбежно ведет к нарушению его системности и подрывает ключевой принцип правовой определен- ности. В период кардинальных перемен исторического масштаба трудно обеспечить надлежащую стабильность правового регулирования. Тем не менее, надо по возмож- ности уходить от метода проб и ошибок, повышать научное обеспечение законотвор- чества» [25]. Говоря о характере процесса криминализации в настоящий период, следует отметить разнонаправленность, то есть установление уголовной ответственности с последующим изменением данных норм в сторону смягчения. В этом тренде прослеживается идея не только гуманизации и либерализации, но и дифференциации уголовного законодатель- ства, что в целом может быть оценено положительно. Таким образом, с учетом сложившихся тенденций совершенствование уголовно- политических механизмов обеспечения национальной безопасности должно выстраи- НАУЧНЫЙ ФОРУМ 25 ваться в едином комплексе мер по обеспечению безопасности с учетом национальных интересов, внутренних и внешних угроз.
Список литературы

1. Лесников Г. Ю. Уголовная политика современной России (методические, организационные и правовые основы) : дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. 350 с

2. Босхолов С. С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. 2-е изд., перераб. М., 2004. 303 с

3. Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. 176 с

4. Воронин М. Ю. Уголовная политика: понятие, история возникновения и развития : лекция. М., 2000. 40 с

5. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел : учебник / под ред. Л. И. Беляевой. М., 2003. 245 с

6. Лопашенко Н. А. Уголовная политика. М., 2009. 608 с

7. Малышева О. А. К вопросу о понятии «уголовная политика» // Российский следователь. 2005. № 9. С. 28-30

8. Стахов Я. Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации : монография / под науч. ред. В. П. Ревина. М., 2003. 163 с

9. Звечаровский И. Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. СПб., 2001. 100 с

10. Наумов А. В. Теоретические вопросы применения уголовно-правовых норм : ав- тореф. дис. … д-ра юрид. наук. Киев, 1975. 50 с

11. Разгильдиев Б. Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и их реализация : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1994. 36 с

12. Голубов И. И. Стабильность норм уголовного закона - условие эффективной уго- ловной политики (на примере главы 31 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Российский следователь. 2012. № 20. С. 19-21

13. Аминов Д. И., Полищук Д. А. Секреты эффективности уголовно-правовой поли- тики // Российский следователь. 2013. № 18. С. 11-14

14. Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005. 366 с

15. Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Криминология и проблемы криминализации // Журнал российского права. 2004. № 12. С. 46-50

16. Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства : монография / отв. ред. В. П. Кашепов. М., 2018. 280 с

17. Кашепов В. П. Концепция развития уголовного законодательства // Концепция развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004. С. 271-299

18. Милюков С. Ф. Место наказания в системе мер государственного принуждения // Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку : в 2 ч. СПб., 1994. Ч. 2. С. 11-15

19. Кубов Р. Х. Развитие уголовной политики на современном этапе // Российский следователь. 2009. № 3. С. 16-20

20. Жалинский А. Э. О современном состоянии уголовно-правовой науки // Уголовное право. 2005. № 1. С. 21-24

21. Гаврилов Б. Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М., 2008. 208 с

22. Ляпунов Ю. И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права : учеб. пособие. М., 1989. 119 с

23. Побегайло Э. Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Уголов- ное право. 2004. № 3. С. 132-135

24. Дархаева И. В., Иванова Н. В. Ограничение права несовершеннолетних на доступ и получение информации // Законность. 2015. № 12. С. 23-25

25. Зорькин В. Д. Конституция живет в законах. Резервы повышения качества российского законодательства // Российская газета. 2014. 18 дек

Войти или Создать
* Забыли пароль?