ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы осуществления пробационного контроля в Республике Казахстан, в частности касающиеся практики применения пробационного контроля на основе анализа статистических данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам Республики Казахстан, реализации пробационного контроля, а также использования зарубежного опыта осуществления пробации. Предлагаются пути совершенствования данного института.

Ключевые слова:
пробационный контроль, служба пробации, ограничение свободы, привлечение к общественным работам, условно осужденные, отсрочка отбывания наказания, условно-досрочное освобождение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Институт пробации в Республике Казахстан (РК) представляет собой систему видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, в целях предупреждения совершения ими уголовных правонарушений. Пробация стала новой формой реализации норм уголовного и уголовно-исполнительного права для нашей правовой системы. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О пробации» институт пробации рассматривается как: вид уголовного наказания (ст. 44 УК РК «Ограничение свободы»); система исполнения наказания (наказания, не связанные с лишением свободы); форма социально-правового контроля; процесс исправления осужденного; мера предупреждения преступности и средство ресоциализации осужденных. Интерес к службе пробации (далее - служба) обусловлен в первую очередь выполнением функции, не связанной с изоляцией от общества, а также оказанием помощи в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших правонарушение. Вследствие принятых государством мер в сфере реформирования и гуманизации уголовной политики происходит снижение тюремного населения. Так, на сегодняшний день численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной систе- мы, составила 29 913 (в 2018 г. - 35 000, в 2017 г. - 36 343 лица). Тенденция снижения тюремного населения вызвала увеличение численности осужденных, прошедших по учетам служб пробации, количество которых в 2017 г. составило более 50 тыс., в 2018 - более 53 тыс., на сентябрь 2019 г. - более 55 тыс. (рис. 1) (URL : https://www.zakon. kz/4902362-kazahstan-po-prezhnemu-nahoditsya-sredi.html). 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0 2017 г. 2018 г. 2019 г. Тюремное население Количество лиц, прошедших по учетам пробации Рис. 1 Анализ данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам Республи- ки Казахстан при Генеральной прокуратуре (КПСиСУ) по направлениям деятельности служб пробации показал следующее. Ограничение свободы. В период с 2017 г. по настоящее время ограничение сво- боды назначалось в 840 случаях: в 2017 г. - 139, в 2018 - 167, на сентябрь 2019 г. - в 673 случаях. Привлечение к общественным работам. В 2017 г. привлечены к общественным работам и находились под пробационным контролем 37 чел., в 2018 - 75, на сентябрь 2019 г. - 151 чел. Условно осужденные лица, которым предоставлена отсрочка отбывания нака- зания либо к которым применено условно-досрочное освобождение. Под пробацион- ным контролем в 2017 г. находилось 176 человек, в 2018 - 241, на сентябрь 2019 г. - 686 чел. (рис. 2) (URL : https://qamqor.gov.kz/portal/ page/portal/POPageGroup/Services/ Pravstat). 34 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 800 700 600 500 400 300 200 100 0 2017 г. 2018 г. на сентябрь 2019 г. Ограничение свободы Привлечение к общественным работам Условно осужденные лица, которым предоставлена отсрочка и т. д., находящиеся под пробацией Рис. 2 Общая картина применения пробации на сентябрь 2019 г. представлена на рисунке 3 (URL : https://qamqor.gov.kz/portal/ page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat). Привлеченные к общественным работам, 1 % Иные лица, находящиеся под пробацией, Условно - Ограничение свободы, 2 % 95 % осужденные, предоставлена отсрочка, условно-досрочно освобожденные, 2 % Рис. 3 На рисунке 3 видно, что основную долю лиц, находящихся под пробационным кон- тролем, составляют тюремное население и освободившиеся из мест лишения свободы. В отношении таких лиц пробация осуществляется как мера ресоциализации, социаль- ной адаптации и коррекция их поведения с целью предупреждения новых преступлений. Представленные данные получены с разрезов отдельных граф форм судебной отчет- ности КПСиСУ, что само по себе усложняет сбор и анализ информации по деятельно- сти служб пробации. Более развернутый анализ дать не представляется возможным в силу отсутствия данных по лицам, отбывающим наказание и освободившимся из мест лишения свободы, находящимся под пробацией, которые в отчетных данных КПСиСУ не значатся. Изложенное свидетельствует о том, что действующее состояние осуществления пробационного контроля недостаточно анализируется в Республике Казахстан в рамках статистического и иного исследования. Инструкция по обеспечению правовой стати- стической информацией, утвержденная приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 15 апреля 2019 г. № 25, не имеет отдельной формы отчетности по вопро- сам деятельности служб пробации. Осуществление пробационного контроля в стране регламентируется Уголовным ко- дексом Республики Казахстан от 2014 г., Законом Республики Казахстан «О пробации» от 2016 г., Правилами организации деятельности службы пробации, утвержденными приказом министра внутренних дел Республики Казахстан, от 2014 г. (далее - Правила). Сущность данного контроля заключается в том, что службы должны систематически осуществлять наблюдение за подучетными лицами. Однако имеют место нарушения действующих положений и норм, регулирующих деятельность служб. На основании изу- чения материалов дел лиц, находящихся на учете службы пробации (изучено 64 дела), выявлены следующие нарушения. Более 15 фактов несвоевременной постановки осужденных на учет. Например, в июле 2018 г. гр. Р. был осужден, приговор по нему направлен в Департамент уголовно- исполнительной системы лишь в сентябре 2018 г., последние данные Р. направлены в службу спустя еще один месяц, то есть Р. на протяжении более 2 месяцев находился без контроля и надзора. Ненадлежащий контроль за подучетными, нарушение порядка нахождения под пробационным контролем. Например, осужденные уклоняются от исполнения наказа- ния либо нарушают требования условного осуждения, условно-досрочного отбытия наказания, при этом надлежащий контроль за ними не осуществляется. Нарушение объявления розыска скрывшихся лиц. Розыск подучетных инициируется поздно или совсем не осуществляется, несвоевременно отправляется представление в суд (имеются факты, когда подучетные лица не являются для отметки в службы более 6 месяцев, при этом никаких первоначальных розыскных мероприятий не проводилось). Несвоевременное направление службами осужденных для выполнения работ (18 случаев). Отсутствие учета фактов совершения повторных уголовных правонарушений по причине слабого контроля и ненадлежащего исполнения своих обязанностей, несвое- временное проведение необходимых профилактических мероприятий. Отсутствие индивидуальных программ оказания социально-правовой помощи вы- шеуказанным лицам по снижению рисков рецидива и ресоциализации. Ненадлежащее исполнение местными исполнительными органами требований норм ст. 62 УИК РК, что дает основание считать неэффективной проводимую работу по ресоциализации, адаптации этих лиц и предупреждению рецидивной преступности (основания - отсутствуют документы о проделанной работе подучетных, программы по социальной адаптации таких лиц). Затрудняет осуществление должного контроля слабое материально-техническое обеспечение служб пробации, отсутствие специализированных курсов повышения квалификации для сотрудников пробации, которые были бы направлены на улучшение социальных навыков в этой области. Эффективность применения данного института невозможно оценить без изучения зарубежного опыта. В связи с этим нами проанали- зированы наиболее прогрессивные системы пробации зарубежных стран. Швеция. Особенностью шведского варианта пробации как самостоятельной меры является то, что она может сочетаться с целым рядом уголовно-правовых мер: выпла- та штрафа, выполнение бесплатных общественно полезных работ и т. д. В системе УИС Швеции работает 8 тыс. человек, из них примерно тысяча - в службах пробации. Количество осужденных к лишению свободы составляет 45 000 чел., из них примерно 12 тыс. чел. состоит на учете в службе пробации. На одного инспектора приходится 30-40 человек (в Казахстане 100-120 чел.). Уголовное законодательство Швеции преду- сматривает денежный штраф и лишение свободы, но, как правило, лишение свободы не назначается. По отбытии 2/3 срока осужденные независимо от их поведения в период отбывания наказания и других обстоятельств представляются к условно-досрочному освобождению. С этого момента за ними устанавливается административный надзор, в период которого осуществляют свою деятельность инспектора службы пробации. Англия. Существует Национальная служба по работе с правонарушителями при Ми- нистерстве юстиции. По закону об уголовной юстиции 1991 г. суд, рассматривающий дело о преступлении, наказание за которое точно не определено в законе, может издать приказ о пробации. Издание приказа возможно лишь в том случае, когда суд придет к выводу о том, что надзор за преступником со стороны чиновника желателен. Служба- ми пробации также составляется досудебный доклад с рекомендациями о применении меры наказания к лицу, совершившему преступление. США. Возможность назначения пробации предусматривается законодательством федерации и всех штатов в качестве альтернативы тюремному заключению. Пробация может быть назначена за любое преступление (за исключением фелонии класса А-1) и даже когда санкция предусматривает лишение свободы на срок 25 лет. При обычной пробации агент работает одновременно со 100-250 подучетными, а при интенсивном надзоре - 20-50. Пробация входит в службу контроля за лицами, переданными на ис- пытательный срок, при Министерстве юстиции. Основная функция пробации в США состоит в контроле за подучетными лицами. Эстония. Служба пробации (уголовного надзора) интегрирована в судебную систему. Чиновники пробации (по уголовному надзору) объединены в отделы уголовного над- зора, которые функционируют в составе практически всех судов 1-й инстанции. Отдел уголовного надзора подчиняется председателю суда, который осуществляет общее ру- ководство и контроль. Отделы, как правило, имеют подразделения, которые призваны гарантировать доступность услуг на местах. Служба пробации Эстонии специально уч- реждена для применения наказаний, альтернативных тюремному заключению. Основная деятельность службы пробации в Эстонии связана с выявлением рисков совершения нового преступления. При этом с подопечными планируются меры по недопущению совершения ими нового преступления. Сингапур. Служба пробации, основные функции которой заключаются в контроле и социальной адаптации осужденных лиц, входит в состав Министерства обществен- ного развития и спорта. Основываясь на исследовании сущности института пробации, зарубежного законодательства, можно выделить ряд основных функций службы про- бации: сбор информации о правонарушителе с целью предоставления помощи суду в определении наиболее эффективного вида наказания; социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных, при отсрочке отбы- вания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также в отношении условно-досрочно освобожденных граждан; исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы; контроль за исполнением наложенных судом допол- нительных обязанностей и ограничений при освобождении от уголовной ответственно- сти; организация процедур примирения и восстановления социальной справедливости. Проанализировав применение института пробации в Республике Казахстан, изучив статистические данные в этой области, материалы дел лиц, находящихся под пробационным контролем, положительный зарубежный опыт деятельности пробационных служб, в том числе и по снижению уровня рецидивной преступности, предлагаем: предусмотреть самостоятельную форму отчета КПСиСУ, в которой будут система- тизированы данные по всем направлениям деятельности службы пробации; усилить контроль уполномоченного органа за деятельностью служб пробации, ко- торый является единственным органом по обеспечению полноценной деятельности в данной сфере; повысить профессиональное и материальное обеспечение деятельности службы пробации; создать самостоятельную службу пробации, наиболее эффективная модель ко- торой будет предполагать тесную взаимосвязь между сотрудниками службы пробации и социально-реабилитационными программами и процессами, включая программы общественных организаций. Такой подход потребует принципиально нового способа кадрового формирования самой службы пробации и внедрения иных способов и мето- дов ее финансирования и будет способствовать не только эффективности превенции рецидивной преступности, но и здоровой конкуренции между органами в вопросах про- филактики преступности. На наш взгляд, создание специального органа позволит отде- лить службу пробации от уголовно-исполнительной системы, которая на сегодняшний день по содержанию своих функций не может оказывать реальную помощь в ресоциа- лизации, социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из учреждений пенитенциарной системы.
Список литературы

1. Амуртаева Д. Т. Некоторые вопросы осуществления пробационного контроля за лицами, отбывающими наказания в виде общественных работ // Вестник Академии правоохранительных органов. 2019. № 1(11). С. 17-22. @@ Amurtaeva, D. T. 2019, ‘Some issues of probation control over persons serving sentences in the form of public work’, Bulletin of the Academy of law enforcement agencies, iss. 1(11), pp. 17-22.

2. Аккулев А. Ш. Отдельные вопросы пробации. URL : https://www.zakon.kz/4598354- otdelnye-voprosy-probacii-akkulev-a.sh.html (дата обращения: 20.10.2019) @@ Akkulev, A. Sh. n.d., Separate probation issues, viewed 20 October 2019, https://www.zakon.kz/4598354-otdelnye-voprosy-probacii-akkulev-a.sh.html.

Войти или Создать
* Забыли пароль?