СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОСУЖДЕННЫХ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕДУРЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ К ТРУДУ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен анализ роли пенитенциарного медицинского персонала в обеспечении трудовой деятельности осужденных по законодательству стран - участников Содружества Независимых Государств с целью выявления как сходства и различий положений кодексов исполнения наказаний этих стран между собой, так и соответствия указанных норм рекомендациям международных стандартов обращения с осужденными. Интерес к данной теме обусловлен общей исторической базой уголовно-исполнительного законодательства постсоветских государств. Проведенное исследование позволило выделить несколько общих тенденций: во-первых, необходимость учета состояния здоровья осужденных при привлечении их к труду; во-вторых, определение категорий осужденных, имеющих ограничения к трудовой деятельности по состоянию здоровья, для которых законом предусмотрена добровольность труда; в-третьих, отдельное установление особенностей привлечения к труду несовершеннолетних осужденных в ряде кодексов.В России основные элементы алгоритма определения трудоспособности осужденных по состоянию здоровья содержатся в подзаконных нормативных правовых актах. Алгоритм действий медицинских работников исправительных учреждений при привлечении к труду лиц, лишенных свободы, включает в себя: основания оценки ситуации, субъект принятия решения, процедуру принятия решения, правовой акт как юридическое последствие медицинского решения. С целью совершенствования действующего законодательства предлагается часть 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дополнить предложением: «Порядок определения трудоспособности осужденных устанавливается врачебной комиссией медицинской организации уголовно-исполнительной системы».

Ключевые слова:
сравнительное правоведение, определение состояния здоровья и трудоспособности, медицинские ограничения к трудовой деятельности, добровольность труда отдельных категорий осужденных, заключение врачебной комиссии пенитенциарного учреждения, международные стандарты обращения с осужденными
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) общественно полезный труд является одним из основных средств исправле- ния осужденных. В ст. 103 УИК РФ устанавливается обязанность каждого осужденного трудиться, что не противоречит требованиям ни Конституции Российской Федерации, ни международно-правовых норм. С позиции охраны здоровья осужденных важно отметить, что в содержание труда в местах лишения свободы входит как экономический, так и оздоровительный аспект, который связан с развитием в процессе труда физических способностей. Кроме того, труд отвлекает многих осужденных от негативных мыслей, вселяет в них надежду на лучшую перспективу. В местах лишения свободы все это приобретает особое значение. Здесь человек по-новому и во многом по-другому оценивает свободу, то главное, что он утратил на тот срок, на который он осужден судом [2]. В связи с этим в целях улучшения психического и физического состояния, создания благоприятных условий для достиже- ния стойких результатов лечения, повышения и закрепления трудоспособности больных в лечебных исправительных учреждениях (ЛИУ) созданы лечебно-производственные (трудовые) мастерские, являющиеся структурным подразделением ЛИУ и реализующие требования уголовно-исполнительного законодательства России в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков, а также повышения эффективности лечения осужденных путем применения различных видов дозированного труда. Примерное положение о таких ма- стерских утверждено приказом Минюста России от 1 апреля 2008 г. № 80. Проведем анализ роли пенитенциарного медперсонала в обеспечении трудовой деятельности осужденных по законодательству стран - участников Содружества Не- зависимых Государств (СНГ) с целью выявления как сходства и различий положений кодексов этих стран между собой, так и соответствия указанных норм рекомендациям международных стандартов обращения с осужденными. Интерес к данной теме обу- словлен общей исторической базой уголовно-исполнительного законодательства пост- советских государств. Необходимо отметить, что говоря, о странах, входящих в СНГ, мы опираемся на позицию Исполнительного комитета СНГ, включающего в Содружество 11 государств, из которых Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Таджикистан - действительные члены; Туркменистан - ассоциированный член; Украина - государство со спорным статусом в СНГ (http: //www. cis.minsk.by). Государства - участники СНГ придают большое значение единообразной правотвор- ческой деятельности в сфере борьбы с преступностью, включая законодательство об исполнении уголовных наказаний. В соответствии с постановлением Межправитель- ственной Ассамблеи государств - участников СНГ от 29 октября 1994 г. «О правовом обеспечении интеграционного развития Содружества Независимых Государств» принят Модельный уголовно-исполнительный кодекс (2 ноября 1996 г.), имеющий рекоменда- тельный характер для правотворческих органов государств - участников СНГ. В связи с этим обоснованным представляется мнение О. В. Демидовой о том, что модельные нормативные акты способствуют унификации законодательства в сфере борьбы с пре- ступностью, повышающей эффективность процесса правореализации, уровень защиты прав и свобод личности, укрепляющей взаимодействие правоохранительных органов. Сравнительно-правовой анализ позволяет констатировать, что положения Модельно- го уголовно-исполнительного кодекса основаны на проекте УИК РФ, принятого в даль- нейшем, поэтому многие правовые институты рассматриваемых нормативных актов полностью идентичны. Нормы Модельного уголовно-исполнительного кодекса были заимствованы в процессе разработки и принятия кодифицированных уголовно-испол- нительных законов многими государствами - участниками СНГ [1]. Сравнительный анализ уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ бу- дет проводиться на основе кодексов этих государств, регламентирующих исполнение уголовных наказаний. Это уголовно-исполнительные кодексы Армении 2004 г., Белару- си 1999 г., Казахстана 2014 г., Кыргызстана 2017 г., России 1996 г., Узбекистана 1997 г., Туркменистана 2011 г., Украины 2003 г.; Кодекс Азербайджана об исполнении наказаний 2000 г.; Кодекс исполнения уголовных наказаний Таджикистана 2001 г. и Исполнитель- ный кодекс Молдовы 2004 г. (далее - УИК и КИН стран СНГ, кодексы стран СНГ). Рассматривая положения УИК и КИН стран СНГ, регламентирующие взаимоотноше- ния врача и осужденного в трудовой сфере, подчеркиваем их значительную схожесть как по содержанию, так и по формулировкам. Так, в 10 из 11 указанных кодексов админи- страции учреждения отбывания наказания предписывается при привлечении осужден- ных к труду учитывать состояние здоровья. Исключение составляет УИК Кыргызстана. В связи с этим интересно отметить, что до 1 января 2019 г. подобная норма имелась и в УИК Кыргызстана 1999 г., однако в действующем Кодексе данного государства, при- нятом в 2017 г., рассматриваемое положение почему-то отсутствует. Однако в УИК и КИН Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, России, Таджи- кистана, Узбекистана, Украины не раскрывается ни порядок определения медицинскими работниками этого состояния здоровья осужденных (вид медицинской процедуры), ни форма подтверждения этого состояния (вид документа). Наиболее оптимальными, по нашему мнению, являются формулировки кодексов Мол- довы (ч. 1 ст. 234) и Туркменистана (ч. 1 ст. 76), в которых указывается на необходимость учета физических и психических способностей (состояний) осужденного, удостоверен- ных врачом. В ч. 6 ст. 200 Исполнительного кодекса Республики Молдова определен не только вид процедуры для определения состояния здоровья и трудоспособности осужденного - медицинское освидетельствование, но и время и место ее проведения - «в период нахождения в карантинном помещении». В большинстве рассматриваемых кодексов выделяются особенности труда отдель- ных, специфических с медицинской точки зрения (имеющих ограничения к трудовой де- ятельности) категорий осужденных - лиц, достигших пенсионного возраста, инвалидов первой или второй группы. В кодексах Азербайджана, Беларуси, Молдовы (в ч. 4 ст. 234 ИК Молдовы используется термин «осужденные с тяжелым и выраженным ограничением возможностей», который, очевидно, соответствует российскому термину «инвалиды I и ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 47 II группы»), Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины предусмотрена добровольность труда таких осужденных. Применительно к осужден- ным, достигшим пенсионного возраста, в перечисленных кодексах применяются два способа их обозначения. В УИК Беларуси, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и КИН Азербайджана используются конкретные обозначения возраста в годах. В УИК Кыргызстана и Украины, а также ИК Молдовы эта категория указана как «осужденные, достигшие пенсионного возраста», что представляется более уместным. Схожая по смыслу формулировка внесена Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 392-ФЗ и в УИК РФ - «осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страхо- вой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации». В ч. 2.1 ст. 103 УИК РФ раскрывается методика определения такого возраста - это воз- раст, установленный ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Рассматриваемая новелла обусловлена проведением в России пенсионной реформы, заключающейся в том числе в постепенном повышении обще- установленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. В кодексах Армении и Казахстана не содержатся исключения (добровольность) для трудовой деятельности осужденных, имеющих медицинские ограничения. Дополнительно к перечисленным категориям в КИН Азербайджана (ст. 95.2) и УИК Украины (ч. 2 ст. 118) определена добровольность труда женщин, срок беременности которых свыше четырех месяцев. Более того, в этих двух государствах, а также в Тад- жикистане (ч. 2 ст. 107 УИК) по собственному желанию разрешается трудиться и женщи- нам, имеющим детей в домах ребенка (детских домах) при учреждении. В УИК Украины дополнительно к обозначенным определена еще одна категория осужденных, привле- кающихся к труду по их желанию, - больные открытой формой туберкулеза. В пяти кодексах стран СНГ - Азербайджана, Беларуси, России, Кыргызстана, Тад- жикистана указывается, что привлечение несовершеннолетних к труду осуществляется в соответствии с трудовым законодательством обозначенных государств. Более того, в КИН Азербайджана (ст. 95.2) устанавливается возможность работы в добровольном порядке осужденным с «ограниченностью возможностей здоровья до 18 лет». Применительно к деятельности пенитенциарных медиков в УИК Украины (ч. 2 ст. 118), единственном из всех кодексов стран СНГ, определено основание добровольной тру- довой деятельности всех обозначенных специфических категорий осужденных - за- ключение врачебной комиссии колонии. Данный подход представляется наиболее обоснованным. Таким образом, анализ участия медицинского персонала мест лишения свободы в привлечении к труду осужденных в кодексах исполнения наказаний стран СНГ позволяет выделить несколько общих тенденций: во-первых, необходимость учета состояния здо- ровья осужденных при привлечении их к труду. Вместе с тем, за исключением Молдо- вы и Туркменистана, в УИК и КИН стран СНГ не раскрывается ни порядок определения медицинскими работниками этого состояния здоровья осужденных (вид медицинской процедуры), ни форма подтверждения этого состояния (вид документа); во-вторых, определение категорий осужденных, имеющих ограничения к трудовой деятельности по состоянию здоровья, для которых законом предусмотрена добровольность труда; в-третьих, отдельное установление особенностей привлечения к труду несовершенно- летних осужденных в ряде кодексов. 48 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Вопросы учета состояния здоровья осужденных как критерия их трудоспособности на- шли свое отражение и в рекомендациях международных актов и стандартов обращения с осужденными. Рассмотрим положения наиболее значимых специальных международных документов в данной сфере - Минимальных стандартных правил ООН в отношении обра- щения с заключенными 2015 г. (Правила Н. Манделы) (ПНМ) и Европейских пенитенциарных правил 2006 г. (ЕПП). Следует отметить, что в 1975 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию (1975) 25 о труде заключенных. Мы поддерживаем точку зрения авто- ров, считающих эту Резолюцию «очень краткой, которая практически не добавляет новой информации к Рекомендации Rec (2006) 2, касающейся Европейских пенитенциарных пра- вил, где в сравнительно полной мере рассматриваются условия труда заключенных» [5, c. 5]. Отметим, что в предыдущих Минимальных правилах ООН обращения с заключенны- ми 1955 г. имелось положение, обязывающее всех заключенных трудиться в соответ- ствии с их физическими и психологическими способностями, удостоверенными врачом (п. 71.2). В заменивших эти Правила 1955 г. Правилах Н. Манделы эта норма в столь категоричной форме исключена. Вместе с тем мы поддерживаем точку зрения В. А. Ут- кина, который считает, что на основании пр. 96, 97 ПНМ и в соответствии с целым ря- дом других авторитетных, в том числе ратифицированных, международных актов труд осужденных, даже если он является их обязанностью, не считается принудительным [6]. Рекомендации в сфере медицинского обеспечения труда осужденных содержатся как в части I Правил Н. Манделы (Общеприменимые правила), так и в части II (Правила, применимые к особым категориям) этого документа. Так, в п. е) пр. 30 раздела «Медико- санитарное обеспечение» в части I предписывается врачу или другому квалифици- рованному медицинскому специалисту как можно скорее после поступления подвер- гнуть заключенного медицинскому осмотру, уделив особое внимание определению пригодности его к работе, физическим нагрузкам и участию в другой деятельности. В пр. 96 раздела «Осужденные заключенные» части II также указано на необходимость установления этими же субъектами физической и психической пригодности заключен- ных к труду и/или к активному участию в своей реабилитации. Положения Европейских пенитенциарных правил, относящиеся к медицинскому обеспечению трудовой деятельности осужденных, в целом схожи с нормами Правил Н. Манделы. Так, согласно пр. 26.1 (ч. II «Условия тюремного заключения») ЕПП труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режи- ма и никогда не применять в качестве наказания. В пр. 26.13 ЕПП установлено, что меры по охране здоровья заключенных должны быть не менее жесткими, чем меры, прини- маемые в отношении работников на свободе. В пр. 105.2 ( ч. VIII «Работа осужденных заключенных») ЕПП определено, что «осужденные заключенные, не достигшие обыч- ного пенсионного возраста, могут привлекаться к работе, при условии их физической и психической пригодности, которую определяет врач». Анализ соответствия уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ Пра- вилам Н. Манделы и Европейским пенитенциарным правилам в части участия медра- ботников исправительных учреждений (ИУ) в трудовой сфере выявляет их практиче- ски полное отражение в УИК Туркменистана и Исполнительном кодексе Республики Молдова. Подобная ситуация с кодексами этих двух стран выявлялась нами и ранее при исследовании других направлений медико-санитарного обеспечения осужденных [4, с. 77-97]. Важно отметить, что особенности трудовой деятельности категорий осу- жденных, имеющих ограничение трудоспособности по состоянию здоровья, подробно регламентированные в УИК и КИН большинства стран СНГ, в ПНМ не отражены вообще, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 49 а в ЕПП упоминается лишь достижение обычного пенсионного возраста как исключение из общего правила привлечения к труду осужденных. Логически все же можно пред- положить, что формулировки ПНМ (пр. 30) и ЕПП (пр. 105.2), касающиеся определения при необходимости пригодности (физической и психической) заключенных к работе, физическим нагрузкам, включают в себя оценку возможности добровольной трудовой деятельности инвалидов, беременных женщин и лиц, достигших пенсионного возраста. Изложенное свидетельствует о том, что в настоящее время многие положения рос- сийского уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в области привле- чения осужденных к труду, приведены в соответствие с международными стандартами, и часть из них уже реализуется на практике. Вместе с тем в России основные элементы алгоритма определения трудоспособности осужденных по состоянию здоровья содер- жатся в подзаконных нормативных правовых актах, о которых в УИК РФ не упоминается. Ранее нами уже предлагалось содержание алгоритма действий медицинских работ- ников исправительных учреждений в юридически значимых для осужденных ситуациях [3]. Определение состояния здоровья осужденных с целью оценки их трудоспособности, бесспорно, относится к таким случаям. Рассмотрим конкретный алгоритм при привлече- нии к труду лиц, лишенных свободы, который включает в себя следующие обязательные элементы: основания оценки ситуации, субъект принятия решения, процедура принятия решения, форма правового акта как юридическое последствие медицинского решения. В качестве оснований оценки ситуации в рассматриваемой сфере предлагаем медицин- ские противопоказания, то есть наличие у осужденных конкретных заболеваний, препят- ствующих определенным видам трудовой деятельности. В ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» Трудового кодекса Российской Федерации установлены категории лиц, которые подлежат обязательному медицинскому осмотру при заключении трудового договора. Это, например, работники, занятые на работах с вредными и (или) опас- ными условиями труда, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, а также лица, не достигшие возраста 18 лет. Относительно второго элемента рассматриваемого алгоритма - субъекта принятия решения следует отметить, что в ПНМ, ЕПП, ИК Молдовы и УИК Туркменистана опреде- лен индивидуальный субъект принятия решения о физической и психической пригодно- сти к труду - врач (в ПНМ - или другой квалифицированный медицинский специалист). На практике в учреждениях УИС России для определения трудоспособности осу- жденных по состоянию здоровья создаются врачебные комиссии (коллективный ме- дицинский субъект) в соответствии с ч. 2 ст. 48 «Врачебная комиссия и консилиум вра- чей» Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В число функций такой комиссии, кроме определе- ния трудоспособности граждан, включено проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяже- лых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (пп. 4.3, 4.5, 4.18 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. № 502н). Кро- ме того, к компетенции указанной комиссии учреждения УИС (п. 4.2 Порядка) отнесено продление листков нетрудоспособности осужденных на срок более пятнадцати кален- дарных дней (ч. 3 ст. 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). В качестве процедуры принятия медицинского решения о трудоспособности - треть- его элемента алгоритма, согласно пп. 4.3, 4.5, 4.18 Порядка создания и деятельности врачебные комиссии медицинской организации, определен медицинский осмотр. Необхо- димо отметить, что в отношении работников, у которых по результатам предварительных или периодических медицинских осмотров выявлены медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ, проводится экспертиза профессиональной пригодности (ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Четвертый элемент алгоритма действий медицинских работников ИУ при привле- чении к труду осужденных определен в ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п. 16 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации. В этих документах указано, что «решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента». По результатам экспертизы профессио- нальной пригодности заполняется медицинское заключение о пригодности или непригодно- сти к выполнению отдельных видов работ (приказ Минздрава России от 5 мая 2016 г. № 282н). На основании изложенного для создания целостного алгоритма действий медицин- ских работников УИС при определении состояния здоровья осужденных для оценки их трудоспособности полагаем целесообразным дополнить ч. 1 ст. 103 УИК РФ пред- ложением: «Порядок определения трудоспособности осужденных устанавливается врачебной комиссией медицинской организации уголовно-исполнительной системы». Считаем, что эта норма будет распространяться и на перечисленные в ч. 2 указанной статьи категории лиц, привлекаемых к труду по их желанию.
Список литературы

1. Демидова О. В. Особенности уголовно-исполнительного законодательства государств - участников Содружества Независимых государств // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.) : в 8 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2017. Т. 2 : Материалы Международной научно-практической конференции «Совершенствование норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства». С. 138-141.

2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (по- статейный) / под ред. И. Л. Трунова. М. : Эксмо, 2006. 444 с. @@ Trunov, I. L. (ed.) 2006, Comment to the Penal code of the Russian Federation (article by article), Eksmo, Moscow.

3. Павленко А. А. К вопросу о содержании алгоритма действий медицинских работников исправительных учреждений в юридически значимых для осужденных ситуациях // Человек: преступление и наказание. 2015. № 1(88). С. 92-97. @@ Pavlenko, A. A. 2015, ‘To the question of the algorithm’ content for actions of medical workers at correctional institutions in legally significant situations for convicts’, Man: crime and punishment, iss. 1(88), pp. 92-97.

4. Павленко А. А. Международные стандарты деятельности медицинского персонала пенитенциарных учреждений и их реализация в России и странах СНГ : монография / под ред. В. А. Уткина. Томск : Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2018. 143 с. @@ Pavlenko, A. A. 2018, International standards for the work of medical personnel in penitentiary institutions and their implementation in Russia and the CIS countries, Tomsk Institute for advanced training of employees, Tomsk.

5. Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов : пер. с англ. / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань : Академия ФСИН России, 2008. 236 с @@Kalinin, Yu. I. 2008, Collection of conventions, recommendations and resolutions related to penitentiary issues, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

6. Уткин В. А. Правила Нельсона Манделы: новые акценты и значение // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.) : в 8 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2017. Т. 1 : Материалы пленарного заседания. С. 121-126.

Войти или Создать
* Забыли пароль?