ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИЦИПАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описываются результаты изучения антиципационных способностей несовершеннолетних осужденных без лишения свободы. При помощи ряда методик было проведено комплексное обследование репрезентативной выборки несовершеннолетних осужденных без лишения свободы и выявлены индивидуально-психологические особенности личности. По результатам проведенного исследования делается вывод о том, что у респондентов со сформированной антиципационной состоятельностью все три ее компонента (личностно-ситуативный, пространственный и временной) развиты лучше, чем у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы с несформированной антиципационной состоятельностью, два из которых (личностно-ситуативный и временной) - на высоком уровне статистической значимости и один (пространственный) - на уровне тенденции. Кроме того, респонденты с развитой антиципационной состоятельностью более ориентированы на будущее и способны к целеполаганию, чем те, у кого прогностические способности развиты хуже.

Ключевые слова:
антиципационные способности, антиципационная состоятельность, прогнозирование, несовершеннолетние осужденные
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Эмпирическое исследование проводилось на базе УИИ УФСИН России по Белго- родской, Вологодской, Курской, Липецкой, Московской, Пермской, Рязанской, Тверской и Тульской областям. В обследовании приняли участие 500 респондентов в возрасте от 14 до 17 лет, со- стоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Для нашего психологического тестирования несовершеннолетних осужденных без лишения свободы применены следующие психодиагностические методики. Для определения степени сформированности антиципационной состоятельности: тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности), раз- работанный В. Д. Менделевичем, представляющий собой опросник, состоящий из 81 утверждения [1]; опросник оценки способности к прогнозированию Л. А. Регуш, состоящий из 20 пар противоположных высказываний [2]. Для определения степени сформированности ценностно-смысловых аспектов был применен тест «Смысложизненные ориентации» («СЖО») Д. А. Леонтьева, по- зволяющий оценить источник смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест «СЖО» содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни лич- ности [3]. Личностные особенности респондентов исследовались с применением методики многофакторного исследования личности (16-PF), разработанной Р. Кеттеллом. Нами была использована форма С, созданная в 1956-1957 гг. Она включает в себя 105 во- просов [4]. Статистический и математический ана лиз полу ченных данных проводил- ся при помощи компьютерных программ Microsoft Office Excel и SPSS 20.0 for Windows - Statistical Package for the Social Science (статистический пакет для социальных наук). Для проверки нормальности распределения данных был применен одновыборочный статистический критерий нормальности распределения данных Колмогорова - Смирнова; для выявления статистически значимых связей между ценностно-смысловыми компо- нентами и личностными особенностями респондентов с различной степенью сформи- рованности антиципационной компетентности использовался коэффициент корреля- ции К. Пирсона. Первый этап анализа полученных данных заключался в проверке нормально- сти распределения выборки при помощи одновыборочного критерия Колмогорова - Смирнова [5]. Результаты проведенного статистического анализа приведены в таблице 1, из ко- торой следует, что распределение выборки значительно отличается от нормального. Об этом свидетельствует тот факт, что величина вероятности принадлежности вы- борки к генеральной совокупности с нормальным распределением ничтожно мала (по 13 шкалам p ≤ 0,05). Таким образом, можно сделать вывод о том, что для сравнения средних показателей адекватным будет применение непараметрических критериев U-Манна-Уитни и Уилкоксона. Проверка нормальности распределения выборки (одновыборочный критерий Колмогорова - Смирнова) Таблица 1 Шкалы тестов Уровень значимости Шкалы тестов Уровень значимости Временная АС (т. Менделевича)* 0,024 Шкала N (т. Кеттелла)** 0,001 Результат (т. СЖО)* 0,043 Шкала Q1 (т. Кеттелла)* 0,019 Шкала B (т. Кеттелла)* 0,016 Способностьть к прогнозиро-ванию (т. Регуш)** 0,009 Шкала С (т. Кеттелла)* 0,013 Риск (т. Регуш)** 0,000 Шкала E (т. Кеттелла)** 0,006 Шкала I (т. Кеттелла)* 0,037 Шкала М (т. Кеттелла)* 0,015 * - вероятность принадлежности к генеральной выборке значима на уровне 0,05; ** - вероятность принадлежности к генеральной выборке значима на уровне 0,01. Следующий этап обработки и интерпретации полученных данных заключался в описа- нии усредненных прогностических способностей, личностных и мотивационно-смысловых особенностей респондентов (288 чел.), у которых, согласно результатам теста антиципа- ционной состоятельности В. Д. Менделевича, сформированы прогностические способ- ности, о чем свидетельствует тот факт, что показатель по шкале «Общая антиципаци- онная состоятельность» превышает границу нормы (241 балл) и составляет 255,4 балла (63 %). При этом, согласно результатам теста «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш, у этой группы респондентов усредненный показатель по шкале «Способность к прогнозированию» находится несколько ниже границы средней нормы и составляет 7,07 балла (43,75 %), а склонность к риску - 3,87 балла (50 %) (рис. 1). 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 62,55% 65,70% 63,33% 63,00% 43,75% 50,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00% Л-С АС ПАС ВАС ОАС СкП Риск Рис. 1. Прогностические способности несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью (тесты В. Д. Менделевича и Л. А. Регуш) На рисунке 1 видно, что у респондентов, отнесенных к данной части выборки, наи- более выражены способности к предвосхищению движения предметов в пространстве, координация собственных движений и моторная ловкость [пространственная составля- ющая антиципационной состоятельности - 46,27 балла - (62,55 %)], на втором месте - хроноритмологические особенности, отражающие способности к прогнозированию течения и точному распределению времени [временная составляющая антиципаци- онной состоятельности - 37,6 балла (63,33 %)], на третьем - способность к прогно- зированию жизненных событий и ситуаций, коммуникативные способности [личност- но-ситуативная составляющая антиципационной состоятельности - 171,53 балла (62,55 %)]. При этом границу нормы (166 баллов) превышает только показатель по шкале личностно-ситуативной прогностической компетентности, показатели же по шкалам пространственной и временной прогностической компетентности оказались ниже границ нормы - 52 и 42 балла соответственно. Таким образом, сформирован- ность антиципационной состоятельности достигается в этой группе за счет ее лич- ностно-ситуативной составляющей. Согласно результатам 16-факторного теста Р. Кеттелла «PF-16» (форма C), пред- ставленным на рисунке 2, в усредненном личностном профиле, полученном при тести- ровании несовершеннолетних осужденных без лишения свободы, у которых выявлена сформированность антиципационной состоятельности, все факторы в основном на- ходятся в рамках средней нормы. Однако выделяются три пиковые шкалы, отражаю- щие результаты, полученные по факторам H (робость - смелость), Q2 (конформизм - нонконформизм) и Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль), и две шкалы с низкими показателями: по фактору I (жестокость - чувствительность) и по фактору Q1 (консерватизм - радикализм). 8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00 6,20 4,13 6,00 6,27 6,40 6,13 7,47 4,53 6,13 6,20 5,73 5,73 4,93 6,67 6,93 5,53 6,53 A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 MD Рис. 2. Личностные особенности несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью (тест Р. Кеттелла) Таким образом, мы можем констатировать у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью наличие таких личностных тенденций, как социальная смелость, спонтанность, способность к самостоятельному принятию решений, предприимчивость, контролируемость, соци- альная точность, высокая интегрированность Я-образа, сила, независимость, привыч- ка полагаться на себя, реалистичность, нетерпимость к бессмысленности, консерва- тивность, уважение традиций и принципов, готовность ради их соблюдения терпеть трудности. Результаты, полученные при количественной обработке теста «СЖО», представ- ленные на рисунке 3, свидетельствуют о том, что общая осмысленность жизни, как и все составляющие этого интегрального показателя, превышают 50 % от максимально возможных значений шкал. В среднем у данной группы респондентов отмечается преоб- ладание позитивного отношения к своему прошлому, положительная оценка уже прой- 124 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 68,00% 66,00% 64,00% 64,45% 63,80% 66,10% 63,57% 63,38% 62,00% 60,00% 59,52% 58,00% 56,00% Ц Пр Р ЛК-Я ЛК-Ж Общ Рис. 3. Особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью (тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева) денного отрезка жизни, о чем свидетельствует пиковый показатель графика по шкале «Результативность жизни» (66,10 % - 23,13 балла из 35 возможных). При этом показатель по шкале «Локус контроля - Жизнь» расположен на графике ниже остальных, несмотря на то что его значение также оценивается как «выше среднего» (59,52 % - 25 баллов из 42 возможных). Такие результаты могут быть свидетельством недостаточной уверен- ности респондентов, составивших эту часть выборки, в том, что человеку дано самому контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Учитывая описанные выше показатели по тесту «СЖО», мы можем говорить о том, что для группы респондентов со сформированной антиципационной состоятельно- стью характерны позитивное отношение к своему прошлому и положительная оценка результативности прожитой части своей жизни при недостаточной уверенности в кон- тролируемости собственной жизни, а также в возможности принятия и реализации са- мостоятельных решений. Был выявлен ряд статистически достоверных взаимосвязей между прогностически- ми способностями, диагностируемыми при помощи двух методик: В. Д. Менделевича и Л. А. Регуш, и психологическими особенностями несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной компетентностью, а именно - их личностными особенностями, выявляемыми при помощи теста Р. Кеттелла, и ценностно-смысловыми аспектами, диагностируемыми при помощи методики «СЖО» Д. А. Леонтьева. Были проанализированы также выявленные статистически достовер- ные связи между личностными особенностями респондентов и аспектами их ценностно- смысловой сферы. Результаты корреляционного анализа с применением коэффициен- та корреляции r-Пирсона представлены в таблице 2. Таблица 2 Результаты корреляционного анализа данных респондентов со сформированной антиципационной компетентностью Показатели Коэф.корре- ляции Уровень знач. 1 2 3 Связи прогностических способностей с личностными особенностями Пространственная АС (т. Менделевича) и фактор L (т. Кеттелла) -0,561* 0,030 Временная АС (т. Менделевича) и фактор Q (т. Кеттелла)4 0,542* 0,037 Окончание таблицы 2 1 2 3 Личностно-ситуативная АС (т. Менделевича) и фактор F (т. Кеттелла) 0,563* 0,029 Связи ценностно-смысловых аспектов с личностными особенностями Процесс (т. «СЖО») и фактор B (т. Кеттелла) 0,533* 0,041 Процесс (т. «СЖО») и фактор C (т. Кеттелла) 0,693** 0,004 Процесс (т. «СЖО») и фактор L (т. Кеттелла) -0,589* 0,021 Локус контроля-Жизнь (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,608* 0,016 Локус контроля - Жизнь (т. «СЖО») и фактор Q (т. Кеттелла)1 0,594* 0,020 Локус контроля - Жизнь (т. «СЖО») и фактор Q (т. Кеттелла)2 -0,523* 0,046 Локус контроля - Я (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,548* 0,034 Локус контроля - Я (т. «СЖО») и фактор I (т. Кеттелла) 0,533* 0,041 Осмысленность жизни (т. «СЖО») и фактор С (т. Кеттелла) 0,559* 0,030 Осмысленность жизни (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,568* 0,027 Цель (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,572 0,026 - корреляционная связь значима на уровне 0,05; ** - корреляционная связь значима на уровне 0,01. Выявлены статистически достоверные прямые корреляционные связи между вре- менной составляющей антиципационной состоятельности (тест Менделевича) и факто- ром Q4 «расслабленность - напряженность» (тест Кеттелла), а также между личностно- ситуативной составляющей антиципационной состоятельности (тест Менделевича) и фактором F «сдержанность - экспрессивность» (тест Кеттелла) и обратная корреляци- онная связь между пространственной составляющей антиципационной компетентно- сти и фактором L «доверчивость - подозрительность» (тест Кеттелла). Следовательно, чем точнее эти респонденты способны планировать свое время и прогнозировать воз- никновение различных (в том числе стрессовых) ситуаций, тем они более напряжены; чем лучше у них сформирована способность к предвидению конфликтных ситуаций в отношениях и способов реагирования окружающих на их поведение, тем они более экспрессивны в своих эмоциональных проявлениях; чем более точно они способны координировать и планировать свои движения, чем лучше развита у них двигательная ловкость, тем более они открыты и доверчивы. Выявленные статистически достоверные взаимосвязи между ценностно-смысло- выми аспектами и личностными особенностями респондентов позволяют сделать сле- дующие выводы. Чем более развиты у респондентов абстрактное мышление, оперативность, со- образительность, чем более они обучаемы, эмоционально устойчивы и устойчивы в интересах, чем более они работоспособны и ориентированы на реальность, чем бо- лее они открыты и уживчивы с окружающими, тем более интересным, эмоциональ- но насыщенным и наполненным смыслом им представляется сам процесс их жизни. Об этом свидетельствует наличие прямых корреляционных связей между показателями по шкале «Процесс жизни» (тест «СЖО») и показателями по факторам В «интеллект» и С «эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность» (тест Кеттелла), а также обратной корреляционной связи значения указанной шкалы теста «СЖО» с по- казателем по фактору L «доверчивость - подозрительность» (тест Кеттелла). Чем более респонденты нормативны в своем поведении, социабельны, добросо- вестны, ответственны, стабильны и аналитичны, тем больше они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Такое заключение можно сделать на основе наличия прямых корреляцион- ных связей между показателями по шкале «Локус контроля - Жизнь» (тест «СЖО») и показателями по факторам G «низкая нормативность поведения - высокая норматив- ность поведения» и Q1 «консерватизм - радикализм» (тест Кеттелла), а также обрат- ной корреляционной связи значения названной шкалы теста «СЖО» с показателем по фактору Q2 «конформизм - нонконформизм» (тест Кеттелла). Чем более социально нормативно поведение этих респондентов, чем более они эмоциональны и эмпатичны, тем отчетливее они чувствуют себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора для того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, о чем свидетельствуют выявленные прямые корреляционные связи между показателем по шкале «Локус контро- ля-Я») (тест СЖО) и показателями по факторам G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» и I «жесткость - чувствительность» (тест Кеттелла). Чем более нормативно поведение этих респондентов и чем более они эмоционально стабильны, тем выше общая осмысленность их жизни, что подтверждается выявлен- ными прямыми корреляционными связями между показателем по интегральной шкале «Осмысленность жизни» (тест СЖО») и показателями по факторам С «эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность» и G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (тест Кеттелла). С нормативностью их поведения напрямую связаны также осмысленность жизни, ее направленность и целеполагание, о чем свидетельствует выявленная прямая корреляционная связь между показателем по шкале «Цели» (тест СЖО») и показателем по фактору G «низкая нормативность по- ведения - высокая нормативность поведения» (тест Кеттелла). На основании изложенного можно сделать вывод о том, что у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы с относительно сформированной антиципационной компетентностью отмечаются такие личностные тенденции, как социальная смелость, спонтанность, способность к самостоятельному принятию решений, предприимчи- вость, контролируемость, социальная точность и высокая интегрированность Я-образа, сила, независимость, привычка полагаться на себя, реалистичность, нетерпимость к бессмысленности, консервативность, уважение традиций и принципов. У этих респон- дентов отмечаются отсутствие удовлетворенности своей жизнью в настоящем, низкая способность предвидеть и взвешивать последствия своих действий в будущем. Сфор- мированность их антиципационной состоятельности достигается за счет ее личностно- ситуативной составляющей. В структуре личности этих респондентов выявлены следующие статистически до- стоверные взаимозависимости: чем точнее они способны планировать свое время и прогнозировать возникновение различных (в том числе стрессовых) ситуаций, тем более они напряжены; чем лучше у них сформирована способность к предвидению конфликтных ситуа- ций в отношениях и способов реагирования окружающих на их поведение, тем более они экспрессивны в своих эмоциональных проявлениях; чем более точно они способны координировать и планировать свои движения, чем лучше развита у них двигательная ловкость, тем более они открыты и доверчивы; чем более развито у них абстрактное мышление, оперативность, сообразитель- ность, чем более они обучаемы, эмоционально устойчивы и устойчивы в интересах, работоспособны, ориентированы на реальность, открыты и уживчивы с окружающими, тем более интересным, эмоционально насыщенным и наполненным смыслом им пред- ставляется сам процесс их жизни; чем более они нормативны в своем поведении, социабельны, добросовестны, от- ветственны, стабильны и аналитичны, тем больше они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь; чем более нормативно поведение этих респондентов, чем более они эмоциональ- ны и эмпатичны, тем отчетливее они чувствуют наличие у себя достаточной свободы выбора для того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред- ставлениями о смысле; чем более нормативно их поведение и чем более они эмоционально стабильны, тем выше общая осмысленность их жизни, с нормативностью их поведения напрямую связаны также осмысленность жизни, ее направленность, адекватное оценивание вре- менной перспективы и целеполагание. Таким образом, у респондентов со сформированной антиципационной состоятельно- стью все три ее компонента (личностно-ситуативный, пространственный и временной) развиты лучше, чем у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы с не- сформированной антиципационной состоятельностью, два из которых (личностно- ситуативный и временной) - на высоком уровне статистической значимости, один (про- странственный) - на уровне тенденции. Кроме того, респонденты с развитой антиципа- ционной состоятельностью более ориентированы на будущее и способны к целеполага- нию, чем те, у кого прогностические способности развиты хуже, о чем свидетельствуют выявленные различия на высоком уровне статистической значимости.
Список литературы

1. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. М. : Городец, 2018. 448 с. @@ Mendelevich, V. D. 2018, Anticipation mechanisms of neurosis, Gorodets, Moscow.

2. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб. : Речь, 2003. 352 с. @@ Regush, L. A. 2003, Psychology of prediction: progress in the knowledge of the future, Rech, St. Petersburg.

3. Леонтьев Д. А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 1. С. 150-155. Leont’ev, D. A., Kalashnikov, M. O. & Kalashnikova, O. E. 1993, ‘The factor structure of the test of life-meaningful orientations’, Psychological journal, vol. 14, iss 1, pp. 150-155.

4. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб. : Речь, 2001. 112 с. @@ Kapustina, A. N. 2001, R. Kettell’s multifactorial personal methodology, Rech, St. Petersburg.

5. Наследов А. Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб. : Питер, 2013. 416 с. @@ Nasledov, A. D. 2013, IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: professional statistical data analysis, Piter, St. Petersburg.

Войти или Создать
* Забыли пароль?