ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, СВЯЗАННАЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И БОЕВОГО ОРУЖИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещаются юридические аспекты, связанные с применением приемов борьбы, специальных средств и боевого оружия сотрудниками подразделений специального назначения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы России. Цель исследования - выработка и обоснование критериев применения физической силы, специальных средств и оружия в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы. В результате проведенного исследования сформулированы предложения, направленные на совершенствование мер принуждения. В частности, разработаны основания для правильного применения приемов борьбы, специальных средств и боевого оружия. В статье рассматриваются ситуации (обстоятельства), связанные с реальной угрозой жизни и здоровью сотрудников подразделений специального назначения. Отмечены отрицательные и положительные стороны, связанные с применением мер принуждения.

Ключевые слова:
правоохранительная деятельность, приемы борьбы, специальные средства, боевое оружие, меры принуждения, сотрудники подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Некоторые вопросы, связанные с применением мер принуждения в правоохранительной деятельности сотрудников подразделений специального назначения (далее - спецназ), были проанализированы нами в ранее опубликованной научной статье [1]. Исключение составляют отдельные аспекты применения боевого оружия сотрудниками пенитенциарного спецназа. Следует отметить, что в конце декабря 2016 г. были внесены изменения в законодательные акты, регламентирующие применение мер принуждения (Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Методологическую и теоретическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод. При описании элементов мер принуждения в правоохранительной деятельности подразделений специального назначения пенитенциарной системы России в статье применялся дедуктивный метод. Для освоения мер принуждения в правоохранительной деятельности непосредственно сотрудниками подразделений специального назначения пенитенциарной системы были использованы группированные методы, которые позволили систематизировать содержание мер принуждения. Для рассмотрения перспектив развития мер принуждения в деятельности сотрудников тюремного спецназа применены прикладные методы постижения. В рамках исследования было опрошено 200 сотрудников подразделений специального назначения. Анализ действующего законодательства позволяет нам говорить о том, что ранее сотрудники спецназа применяли меры принуждения на тюремной и прилегающей к ней территории, на которой установлены режимные требования, и на охраняемых объектах. На данный момент их правоохранительная служба не ограничивается рубежами тюремного учреждения. Следует отметить, что ст. 70 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации ,,Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы’’» определяет, что сотрудник независимо от места нахождения и времени суток обязан предупреждать и пресекать правонарушения. Аналогичная норма закреплена и в ст. 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон РФ № 5473-1). Указанные статьи обязывают сотрудника реагировать на правонарушения во всех общественных местах (независимо от места нахождения, времени суток). Однако он ничего сделать не сможет, поскольку в соответствии со ст. 28 Закона РФ № 5473-1 сотрудник имеет право применять меры принуждения только: 1) на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов; 2) прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования; 3) на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы; 4) при исполнении обязанностей по конвоированию, а также в иных случаях. Возникает вопрос: как же сотрудник спецназа будет реализовывать статью 70 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации ,,Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы’’» и ст. 26 Закона РФ № 5473-1? Дело в том, что в декабре 2016 г. были внесены изменения в Закон РФ № 5473-1 в части применения мер принуждения (физической силы, спецсредств, оружия). Действующая редакция ст. 28 указанного Закона гласит: «Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом». Отметим, что фраза «и в иных случаях» разрешает сотрудникам применять оружие за пределами исправительного учреждения. Данные случаи закреплены в других статьях, в частности в ст. 31.2 «Применение огнестрельного оружия» указано, что в зависимости от обстановки, если другими мерами пресечь противоправные действия невозможно, сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для защиты себя и (или) иных лиц от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья. Таким образом, все нормативно отрегулировано. Однако у прокурора или судьи может быть другой взгляд. Следовательно, ч. 1 ст. 28 Закона РФ № 5473-1 необходимо изложить в другой редакции. Законодатель изменил ст. 28 Закона РФ № 5473-1, в соответствии с которой сотрудники спецназа вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие: на территориях учреждений, исполняющих наказания; следственных изоляторов и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования; на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы; при исполнении обязанностей по конвоированию. Законодатель предположил принцип территориальности. Именно в этих местах спецназовцы имеют право применять меры принуждения (физическую силу, специальные средства и боевое оружие). А может ли тюремный спецназовец применять данные меры в иных местах? На этот вопрос дают ответ положения ст. 28 Закона РФ № 5473-1. В ней после слова «конвоирование» законодатель зафиксировал «и в иных случаях, установленных настоящим Законом». Эти случаи определены в ст. 29 Закона РФ № 5473-1. Например, сотрудник спецназа уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу: 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений; 2) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу. Отметим, что сотрудник тюремного спецназа имеет право применять боевые приемы самбо и каратэ во всех случаях, когда Законом РФ № 5473-1 разрешено применение мер принуждения, а также лично или в составе подразделения (группы) специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц; 2) для пресечения преступлений; 3) для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе и др. Кроме того, ст. 28 Закона РФ № 5473-1 отсылает к ст. 31.2 «Применение оружия», которая, в свою очередь, фиксирует конкретные случаи, связанные с применением боевого оружия. Таким образом, бойцы спецназа тюремной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие и в случаях, указанных в ст. 29, 30 и 31.2 Закона РФ № 5473-1. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками зафиксирован в ст. 28.1 Закона РФ № 5473-1. Данная статья предусматривает некоторые нюансы. В результате нашего исследования сформулированы конкретные условия, способствующие законному применению мер принуждения. Так, сотрудник подразделения специального назначения при применении на практике специальных средств или оружия обязан помнить: 1) о юридических основаниях применения данных мер; 2) пропорциональности применения этих мер; 3) о том, что угроза жизни и здоровью обязана быть настоящей, а не мнимой. Следовательно, сотрудник подразделения спецназа обязан взвесить свой вариант поведения при применении указанных мер. Закон РФ № 5473-1 не допускает нанесение человеку ударов специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Однако он разрешает отступать от запретов и ограничений, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 31.2 указанного Закона. Еще раз акцентируем внимание на том, что сотрудники спецназа должны учитывать, что угроза нападения со стороны осужденного должна быть реальной, то есть сотрудник может пострадать (например, царапины на теле, кровь и другие травмы). Опрос сотрудников подразделений специального назначения пенитенциарной системы показал, что они по большей части применяют боевые приемы борьбы, а потом уже спецсредства (рис. 1). Оружие применяется ими редко. Сотрудники подразделений специального назначения заявили, что для правильного и законного применения указанных мер необходимо: 1) учить каждого сотрудника спецназа владению табельным оружием; 2) добиваться отличной стрельбы; 3) практиковать проведение занятий в экстремальных условиях; 4) больше проводить практических занятий на стрельбище. Проведенное нами исследование показало, что не все сотрудники пенитенциарного спецназа считают свои знания и умения достаточными для выполнения поставленных задач в сфере правоохранительной деятельности, связанной с применением мер принуждения. Опрошенные бойцы спецназа следующим образом оценили свой уровень подготовки по применению данных мер: физически подготовлены - 71,5 %; требуется повысить уровень физической подготовленности - 12,5; необходима дополнительная психологическая подготовка - 16 %. При подготовке личного состава подразделений пенитенциарного спецназа по применению приемов борьбы, спецсредств и боевого оружия, как считают сами сотрудники, следует обратить внимание на психологическую подготовку (10 %); физическую подготовку, выносливость (10,5 %); тактические приемы и способы конкретных действий (11,5 %); все навыки, умения использовать в комплексе, не отдавая предпочтения какому-либо направлению (68 %). Полагаем, что для улучшения качества подготовки тюремных спецназовцев необходимо: - оборудовать учебные полигоны таким образом, чтобы в них можно было проводить занятия при любых погодных условиях; - иметь на учебном полигоне препятствия, имитирующие элементы отдельных сооружений исправительных колоний, тюрем; - изучать и внедрять в учебный процесс опыт правоохранительной деятельности зарубежных стран; - находить оптимальный режим сочетания теоретического и практического обучения спецназовцев; - взять за основу Положение о краповом берете, которое существует в ряде отечественных спецподразделений, разработать свое, применительно к деятельности пенитенциарного спецназа и вручать его сотрудникам, добившимся высоких результатов в служебно-боевой подготовке; - совершенствовать нормативную базу, связанную с фиксацией мер принуждения. Кроме того, проведенное нами исследование показало, что только 70 % опрошенных бойцов пенитенциарного спецназа считают, что отличная теоретико-прикладная выучка способствует правильному применению рассматриваемых мер. При реализации данного научного исследования были зафиксированы следующие основные результаты: - рассмотрена сущность мер административно-служебного принуждения в правоохранительной деятельности подразделений специального назначения; - исследована практика реализации исследуемых мер в правоохранительной деятельности подразделений специального назначения; - предложена теоретическая модель по совершенствованию применения приемов борьбы, спецсредств и боевого оружия. Следует отметить, что не каждый человек способен применить оружие на поражение. Вследствие этого для спецназовцев очень важна психологическая подготовка. Психологические исследования позволили выявить некоторые аспекты экспансивных критериев (мер) в их служебно-правоохранительной деятельности. Эмоциональные состояния, которые испытывают спецназовцы в процессе применения подобных мер: чувство долга (45 % от числа опрошенных); бесстрашие (20,1 %); ответственность (22 %). Отрицательное состояние при применении подобных мер (тревога, страх, отвращение) испытывают 12,9 % человек. Для законного применения мер принуждения следующим элементом в системе подготовки бойца отряда специального назначения является физическая подготовка, владение разного рода приемами борьбы (самбо, каратэ); развитие физической силы, ловкости, выносливости. Физическая подготовка самым тесным образом связана с боевой подготовкой, которая занимает одно из ведущих мест в системе правоохранительной деятельности подразделений специального назначения. Боевая подготовка включает в себя огневую подготовку: 1) стрельба из различных видов стрелкового оружия; 2) стрельба по-«македонски» (с обеих рук); 3) снайперская стрельба; 4) приемы стрельбы в помещении. Все это составляет систему правоохранительной деятельности подразделений специального назначения, осуществляющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний. Сотрудники спецназа обязаны: 1) знать нормативную базу, связанную с применением мер принуждения; 2) знать специфику специальных средств; 3) владеть всеми видами стрелкового оружия, имеющегося на вооружении в отряде специального назначения. Важно, чтобы при применении мер принуждения боец пенитенциарного спецназа мог тактически грамотно мыслить в сложных и нестандартных ситуациях. Принимать самостоятельные законные решения и выполнять поставленные задачи. Во многих зарубежных странах (Франция, Испания, Португалия, Германия) при отборе кандидатов на службу в спецподразделения полиции приоритет отдается тем, кто способен тактически мыслить при применении мер принуждения. Отметим, что за период своей деятельности пенитенциарный спецназ приобрел соответствующий опыт, связанный с применением мер принуждения. Например, в ведомственной печати начали появляться публичные советы бывших сотрудников спецподразделений, касающиеся мер принуждения, например применение огнестрельного оружия, в частности пистолетов. Детальное изучение предложенных методик может только положительно повлиять на практическое применение проанализированных мер. Юридические аспекты, зафиксированные в Законе РФ № 5473-1, содержат как негативные, так и позитивные моменты. Во-первых, в Законе конкретно не указаны охраняемые объекты, например, являются ли образовательные и научные организации уголовно-исполнительной системы таковыми объектами? Во-вторых, имеют ли право сотрудники спецназа применять меры принуждения и в иных случаях, установленных Законом РФ № 5473-1. На основании изложенного предлагаем ст. 28 Закона РФ № 5473-1 изложить в следующей редакции: «Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на всей территории Российской Федерации в случаях, установленных настоящим Законом». Такая редакция объясняется тем, что мы сознательно исключаем принцип территориальности, зафиксированный в указанной статье. Это будет способствовать законному осуществлению сотрудниками подразделений спецназа УИС мер принуждения в своей правоохранительной деятельности.
Список литературы

1. Поникаров В. А., Калуцкий И. Н., Смолев С. М., Строилов С. В. Новеллы, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы в их правоохранительной деятельности // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 3. С. 384-389

Войти или Создать
* Забыли пароль?