НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье отражены необходимые меры и нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством и министерствами Российской Федерации для обеспечения пожарной безопасности на объектах уголовно-исполнительной системы, а также алгоритм действий работников и иных лиц по предупреждению и устранению причин возникновения пожаров. Отражена деятельность органов прокуратуры, осуществляющих проверки по обеспечению пожарной безопасности на объектах Федеральной службы исполнения наказаний. Определены основные задачи деятельности ведомственной пожарной охраны уголовно-исполнительной системы и практические рекомендации по порядку действий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при возникновении пожаров на подведомственных объектах.

Ключевые слова:
предприятия, объекты, уголовно-исполнительная система, Федеральная служба исполнения наказаний, пожарная безопасность, прокурорский надзор
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Одним из приоритетных вопросов в организации деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) является обеспечение пожарной безопасности подведомственных ей объектов. Возникновение пожаров на территории расположения и объектах УИС нередко влечет за собой нарушение правопорядка и нормального функционирования учреждений и органов, исполняющих наказание, а также создает угрозу личной и имущественной безопасности как сотрудников, так и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Пожары на объектах УИС ежегодно наносят значительный материальный ущерб, и, что самое серьезное и тревожное, это нередко сопряжено с человеческими жертвами. Так, в 1-м полугодии 2020 г., несмотря на всесторонне принимаемые меры в сфере пожарной безопасности и имеющиеся положительные результаты (согласно обзору ФСИН России о пожарах и состоянии пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС в 1-м полугодии 2020 г. количество пожаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось вдвое, с 23 случаев до 12, и соответственно значительно снизился размер материального ущерба с 7,061 млн рублей до 142,2 тыс. рублей), состояние пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС по-прежнему вызывает беспокойство, так как нередко продолжают иметь место при пожарах человеческие жертвы. Это еще раз подчеркивает необходимость активизации деятельности ведомственной пожарной охраны. Для повышения эффективности работ по обеспечению пожарной безопасности на объектах УИС руководством ФСИН России образована специфичная структура, включающая в себя многопрофильные направления деятельности по обеспечению защиты объектов от пожара, - ведомственная пожарная охрана (ВПО). Она основана в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69 «О пожарной безопасности», а также Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и с учетом особенностей объектов призвана осуществлять выполнение поставленных перед ней задач - повышение уровня безопасности на подведомственных УИС объектах и др. Деятельность ВПО регламентируется требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Минюста России, приказа ФСИН России от 30 марта 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России», приказа Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». С целью обеспечения функционирования всей системы УИС по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с приказом ФСИН России от 30 марта 2005 г. № 214 утверждены специально созданные правила пожарной безопасности, распространяющиеся не только на территориальные органы ФСИН России, исполняющие наказание, но и на другие органы и предприятия, имеющие отношение к данной службе и подконтрольные ей. Выполнение требований указанных правил обязательно для всех лиц, находящихся в УИС (сотрудники, работники, подозреваемые, обвиняемые и др.). На начальников учреждений и органов ФСИН России либо исполняющих их обязанности лиц согласно указанному приказу возлагается ответственность по созданию пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждения и обеспечению пожарной защиты объектов учреждения. В их обязанности также входит обеспечение организации и выполнение работ по пожарной безопасности, осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи. Они обязаны принимать меры для улучшения обеспеченности подразделения ВПО пожарно-техническим вооружением, автотранспортом, средствами связи, другим необходимым имуществом, осуществлять строительство и реконструкции пожарных депо и учебно-тренировочной базы. Не менее важным в деятельности руководителей подразделений является обеспечение контроля за своевременным выполнением требований пожарной безопасности подчиненным личным составом, обязанности которого по соблюдению пожарной безопасности детально отражены в данном приказе. Особое внимание руководством подразделений и органами ФСИН России по обеспечению пожарной безопасности должно уделяться помещениям и объектам, где проживают, отбывают наказание и осуществляют производственные работы подозреваемые, обвиняемые и осужденные лица. В случаях возникновения пожара действия сотрудников дежурных смен и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности лиц, содержащихся под стражей. При этом руководители и ответственные за данное направление сотрудники должны принимать необходимые меры по исключению возможности совершения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными побегов или преступлений, а в целях обеспечения их безопасности от вероятных взрывов, обрушения строительных конструкций, поражения отравляющими веществами проводить эвакуацию людей с места пожара с использованием всех сил и средств. Учитывая особенности учреждений ФСИН России, ученые и специалисты разработали специальные положения, определяющие задачи подразделений ВПО. Они должны обеспечивать круглосуточную готовность дежурных караулов к незамедлительному проведению тушения возгораний и пожаров, спасению людей и имущества; осуществлять ведомственный пожарный надзор, проверку пожарного состояния и организацию защиты объектов учреждений УИС, контроль соблюдения требований пожарной безопасности учреждениями, работниками УИС, осужденными и другими лицами, находящимися на объектах учреждений УИС; совместно с оперативными, режимными и другими службами разрабатывать профилактические мероприятия по предотвращению пожаров и повышению уровня пожарной защиты, обследуя и проверяя противопожарное состояние объектов учреждений УИС, принимать меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности; консультировать персонал учреждений УИС и осужденных по вопросам пожарной безопасности и проводить учет пожароопасных строений и материалов, проверять наличие и состояние путей эвакуации, первичных средств пожаротушения, водоснабжения, в том числе знать количество находящихся в зданиях и помещениях людей. Отметим, что на объекты социально-экономической деятельности, не относящиеся к ФСИН России, на которых может использоваться труд осужденных, установленные Правила не распространяются. Не только к должностным лицам подразделений УИС, но и к персоналу учреждений и осужденным предъявляются требования о неукоснительном соблюдении правил пожарной безопасности, а также норм, правил и стандартов по поддержанию режима пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. Это предусматривает строгое выполнение мер безопасности при проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, опасными материалами и веществами. В случаях возникновения возгорания незамедлительно ставится в известность подразделение ВПО, сообщается о месте возгорания и принимаются неотложные меры по спасению людей, имущества, организуются работы по тушению пожара. За допущенные нарушения либо невыполнение требований пожарной безопасности и установленных правил предусмотрена не только административная и дисциплинарная, но и согласно действующему законодательству Российской Федерации уголовная ответственность. Как отмечено в обзоре Генеральной прокуратуры Российской Федерации от мая 2019 г., касающемся пожарной безопасности в УИС, несмотря на принимаемые противопожарные меры, только за 2018 г. в 36 субъектах Российской Федерации на территории учреждений и органов ФСИН России произошло более 55 пожаров с материальным ущербом около 10 млн рублей. Спасено материальных ценностей на сумму более 30 млн рублей. Это свидетельствует о том, что по-прежнему имеет место недостаточный ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности со стороны отдельных территориальных органов ФСИН России за работой пенитенциарных учреждений. Вследствие этого в 2018 г. за допущенные нарушения закона к ответственности привлечено около 54 тыс. лиц, в том числе сотрудников УИС - более 1 тыс., осужденных - более 52 тыс. В учреждениях и органах УИС России систематически осуществляются прокурорские проверки, по результатам которых установлено, что основными проблемами нарушений пожарной безопасности являются: использование горючих, легковоспламеняющихся отделочных материалов; ненадлежащее обеспечение пожарной сигнализацией и другими системами оповещения людей о пожаре; эксплуатация электрических сетей и технических изделий вопреки установленным нормативам; ненадлежащим образом организованная работа по проведению профилактических осмотров и плановопредупредительных ремонтов оборудования, аппаратуры и электрических сетей; отсутствие на ряде объектов должностей работников ВПО; отсутствие в помещениях пенитенциарных учреждений запасных эвакуационных выходов и др. Кроме того, неблагополучное положение складывается в части эксплуатации пожарной автотехники. В 2018 г. недокомплект пожарной автотехники в учреждениях УИС составил порядка 30 %. Почти половина из имеющейся на вооружении техники, подлежала списанию. Данные факты представлены как свидетельство нарушения прав заключенных и осужденных на безопасные условия содержания и свидетельствуют о ненадлежащем ведомственном контроле за соблюдением в пенитенциарных учреждениях требований закона. Следует отметить тот факт, что пожары не всегда возникали стихийно. Во многих случаях допускались умышленные поджоги, которые стали возможны в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами УИС возложенных на них законодательно служебных обязанностей по обеспечению требований ст. 82 УИК РФ о режиме в пенитенциарных учреждениях, осуществлению оперативных мероприятий, направленных на упреждение совершения противоправных действий, проведению воспитательнопрофилактической, психологической и иной работы. В 2018 г. по фактам поджогов в учреждениях УИС возбуждено 10 уголовных дел. В рамках осуществления прокурорского надзора за состоянием исполнения законодательства о пожарной безопасности в учреждениях УИС отмечаются как многочисленные системные нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, допускаемые должностными лицами УИС, так и недостаточно эффективная организация работы на данном направлении со стороны прокуратур субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо принять дополнительные меры по активизации надзора за соблюдением в учреждениях и органах УИС законодательства в рассматриваемой сфере регулирования. Резюмируя изложенное, отметим, что в целях обеспечения пожарной безопасности и защищенности находящихся на объектах учреждений и органов УИС России людей и материальных ценностей требуется применение дополнительных мер по усилению ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности, обеспечение дифференцированного подхода к выбору средств реагирования на нарушения закона и принятие действенных мер, направленных на усиление профилактической работы по предупреждению возникновения пожаров. Своевременное выявление и привлечение к ответственности лиц, совершивших поджоги, незамедлительное объявление их соучастников в розыск в случае сокрытия также являются необходимыми инструментами профилактики.
Список литературы

1. Аюбов Э. Н., Твердохлебов Н. В., Хоруженко А. Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности : монография. М. : ФГБУ В ГОЧС, 2012. 204 с @@Ayubov, E. N., Tverdokhlebov, N. V. & Khoruzhenko, A. F. 2012, Integrated approach of the EMERCOM of Russia to the formation of a culture of life safety, All-Russian research Institute for civil defense and emergency situations of the EMERCOM of Russia, Federal center for science and high technologies, Moscow.

2. Беляков Г. И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда : учеб. для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2012. 572 с @@Belyakov, G. I. 2012, Life safety. Labour protection, 2nd end, Urite, Moscow.

3. Громов М. А., Ильина А. В. Состояние пожарной безопасности в уголовноисполнительной системе и факторы, влияющие на нее // Человек: преступление и наказание. 2012. № 1. С. 20-23 @@Gromov, M. A. & Il’ina, A. V. 2012, ‘State of fire safety in the penal system and factors affecting it’, Man: crime and punishment, iss. 1, pp. 20-23.

4. Латчук В. Н., Миронов С. К. Пожарная безопасность : метод. рек. М. : Дрофа, 2009. 100 с @@Latchuk, V. N. & Mironov, S. K. 2009, Fire safety, Drofa, Moscow.

5. Прокудин В. В. Ретроспективы и современные тенденции обеспечения пожарной безопасности в уголовно-исполнительной системе России // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3(1-4), № 3. С. 224-228 @@Prokudin, V. V. 2017, ‘Retrospectives and current trends in fire safety in the Russian penal system’, International penitentiary journal, vol. 3(1-4), iss. 3, pp. 224-228.

6. Елагин А. Г. Теоретические, правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации : автореф. … дис. д-ра юрид. наук. М. : Академия управления МВД России, 2005. 57 с @@Elagin, A. G. 2005, Theoretical, legal and organizational foundations of fire safety in the Russian Federation: PhD thesis (Law), Academy of management of the MIA of Russia, Moscow.

Войти или Создать
* Забыли пароль?