Текст (PDF):
Читать
Скачать
В научной литературе достаточно работ, посвященных проблемам взаимодействия правоохранительных органов [6, 7]. Однако вопросы взаимодействия подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы с подобными подразделе- ниями иных правоохранительных органов комплексному исследованию не подвергались. Проблема взаимодействия занимает одно из центральных мест в теории и практике управления [1]. Существует немало разнообразных определений понятия взаимодей- ствия. Иногда они отличаются друг от друга, что обусловлено конкретными целями и методиками проводившихся исследований. Однако имеющиеся различия, как прави- ло, касаются лишь отдельных сторон рассматриваемого понятия и не затрагивают его сущности. Отличаясь в деталях, предлагаемые различными авторами определения сводятся к пониманию взаимодействия как совместной, согласованной по целям (за- дачам), месту и времени деятельности сотрудников различных правоохранительных органов, возможности комплексного использования этими органами предоставленных им средств в интересах всех участников взаимодействия. Толковый словарь русского языка определяет взаимодействие как взаимную связь явлений, взаимную поддержку [4]. В научной литературе категория «взаимодействие» рассматривается в различных аспектах. При этом все многообразие имеющихся пози- ций может быть сведено к двум, рассматривающим взаимодействие в узком и широ- ком смысле. Взаимодействие в узком смысле - совместная или согласованная в про- странстве и во времени деятельность двух или более субъектов по достижению одной или нескольких общих целей [8]. Под взаимодействием в широком смысле понимается универсальная система взаимозависимости явлений и процессов. Это такое состояние взаимодействующих субъектов, которое характеризуется их непрерывным воздействи- ем друг на друга и взаимовлиянием. Кроме того, в широком смысле взаимодействие выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Считается общепризнанным, что суть взаимодействия заключается в совместной дея- тельности, направленной на решение общих задач, конкретных органов, должностных лиц, занимающих при этом равноправное положение [5]. Взаимодействие - это сложный, динамичный и непрерывный процесс. Согласован- ность действий подразумевает активность всех субъектов, а не только его организато- ра. Каждый из субъектов, осознавая свою роль в этом процессе и проявляя разумную инициативу, своевременно совершает необходимые действия. Взаимодействие явля- ется одной из функций управления. Функции управления достаточно полно раскрыты в работах профессора В. Д. Малкова. По его мнению, функция управления (к такой от- носится и функция взаимодействия) с точки зрения структурно-логического анализа включает в себя субъекты, цели взаимодействия, механизм реализации функций [3]. Следует отметить, что взаимосвязь или взаимные действия возможны при наличии некоторых условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать, как минимум, два субъекта (например, подразделения специального назначения ФСИН России и Росгвардии). Это означает, что каждый из участников должен ясно осознавать, что он является субъектом взаимодействия и выполняет возложенные функции совместно с другим субъектом. Во-вторых, из этого положения вытекает следующее условие - общность целей и задач для всех участников взаимодействия. Разобщенность в целях и задачах ведет к потере смысла взаимодействия, так как в этом случае каждый из участников выполняет иные по отношению к другому задачи или достигает иных целей, следовательно, ни о каком взаимодействии не может быть и речи. Общие вопросы взаимодействия отделов специального назначения уголовно- исполнительной системы с аналогичными правоохранительными подразделениями закреплены в ряде нормативных актов различного уровня. Например, в соответствии с п. 30 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделяются полномо- чиями по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходи- мости и в исправительных учреждениях. В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены: специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министер- ства внутренних дел Российской Федерации (СОБР); отряды мобильные особого назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОМОН). Следовательно, перечисленные выше специальные подразделения СОБР и ОМОН тоже наделяются полномочиями по пресечению массовых беспорядков в пенитенциар- ных учреждениях России (п. 30 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»). Более того, отделы специ- ального назначения УИС оказывают содействие другим особым органам, например, подразделениям Российской гвардии и МВД России, в проведении различных видов правоохранительной деятельности (специальных мероприятий): обеспечение общественной безопасности и общественного правопорядка при воз- никновении чрезвычайных обстоятельств; обеспечение режимов чрезвычайного положения; изъятие оружия у населения (например, оказывая помощь, тем самым взаимодей- ствуя); оцепление места проведения специальной операции, проводимой иными особыми подразделениями (например, ОМОН, СОБР). разоружение незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления их ликвидация и др. В свою очередь, иные особые подразделения (например, Российской гвардии и МВД России) в рамках взаимодействия также способны оказать помощь отделам специаль- ного назначения УИС в следующих видах правоохранительной деятельности: пресечение массовых беспорядков в исправительных учреждениях и следствен- ных изоляторах (СИЗО); обеспечение безопасного функционирования учреждений и органов уголовно- исполнительной системы; пресечение полетов беспилотных летательных объектов, выполняемых над тер- риторией пенитенциарных учреждений, и др. Сотрудничество отделов специального назначения УИС с иными подразделениями МВД России и Росгвардии при чрезвычайных ситуациях в исправительных учреждениях включает в себя следующие организационные черты взаимодействия: обеспечение единства стратегического курса названных подразделений при чрез- вычайных обстоятельствах в учреждениях УИС; решение проблем комплексного использования сил и средств отделов специаль- ного назначения и иных органов (Российской гвардии и МВД России); обеспечение тактического единства действий привлекаемых сил и средств для пресечения чрезвычайных ситуаций; обеспечение открытого наращивания достаточных сил и средств. Критерии организационного взаимодействия (свойственные особые черты), возло- женные на отмеченные подразделения, сводятся: а) к обеспечению единства понимания всеми сотрудниками замысла руководителя оперативного штаба; б) обеспечению твердого знания специальными подразделениями поставленных задач и способов совместных действий по их выполнению; в) систематизированному обмену информацией об оперативной обстановке; совмест- ной разработке наиболее важных документов по организации служебной деятельности; г) согласованию намеченных мероприятий по выполнению приказов и иных документов; д) установлению и освоению единой системы сигналов взаимодействия и др. Следует отметить, что критерии организационного взаимодействия будут реализовываться при наличии целостного планирования, связанного с согласованностью в действи- ях как отделов специального назначения УИС, так и взаимодействующих с ними особых подразделений Российской гвардии и МВД России (например, со спецотрядом «Гром»). Важное значение для организации взаимодействия названных подразделений в чрезвычайной ситуации имеет определение основных начал (принципов), к которым относятся: сбалансированность, мобильность, подготовленность. Сбалансированность действий придает взаимодействию неразделимый, стабильный характер, обеспечивает наиболее целесообразное распределение основных направ- лений деятельности, единую стратегию и линию поведения. Мобильность позволяет оптимально использовать компоненты коллективных дей- ствий, варьировать резервы, рационально расходовать силы и средства отделов специ- ального назначения УИС и иных особых подразделений других ведомств. Подготовленность (выучка) разрешает результативно применять силы и средства при возникновении любой ситуации в исправительном учреждении. Следовательно, взаимодействие отделов специального назначения и иных рассма- триваемых подразделений всегда носит специализированный характер, базируемый на основе организационных принципов. Более того, стержневые начала (принципы) взаимодействия отражают закономерности современной деятельности подразделений специального назначения УИС с иными специальными подразделениями из других ведомств. Основными принципами необходимо пользоваться сообразно предельным возможностям управления специальными подразделениями. Правильная оценка этих принципов будет способствовать определенному успеху в согласовании усилий отде- лов специального назначения пенитенциарной системы с иными правоохранительны- ми органами. Таким образом, сущность организации взаимодействия отделов специального назна- чения УИС с иными особыми подразделениями при чрезвычайных ситуациях в испра- вительных учреждениях представляет собой совокупность согласованных принципов, прав и обязанностей, направленных на обеспечение безопасности объектов уголовно- исполнительной системы. Практика показывает, что фактически все вопросы организации взаимодействия обладают определенной отличительной чертой. При этом выделяется ряд важных вопросов, без решения которых взаимодействие не может осуществляться: координирование сил и средств; согласование порядка оповещения и взаимного информирования; определение мероприятий по боевому, морально-психологическому, тыловому, техническому и транспортному обеспечению; уточнение совместных действий и порядка оказания взаимной помощи. Указанные выше вопросы представляют собой стратегический аспект взаимодействия, которое включает в себя и тактические элементы. Тактику взаимодействия от- делов специального назначения УИС с частями и соединениями войск национальной гвардии в особых условиях следует рассматривать как множество методологических рекомендаций по осуществлению совместных действий при выполнении специальных задач в чрезвычайных ситуациях. Тактическое взаимодействие состоит из следующих элементов: план действий; заблаговременная подготовка управленческого решения; практические действия личного состава. В содержание тактики взаимодействия отделов специального назначения УИС и сое- динений войск национальной гвардии следует включить и непосредственный служебно- контактный компонент, который предполагает установление межличностных связей как между руководителями подразделений, так и между сотрудниками спецподразделений. Все планы взаимодействий отделов специального назначения УИС с подразделениями МВД России, а также с бойцами Российской гвардии реальны там, где есть прямой кон- такт между командирами отрядов, руководителями УМВД, Росгвардии, ФСИН России. Характеризуя взаимодействие отделов специального назначения УИС с иными осо- быми подразделениями, нельзя не сказать о других точках их соприкосновения с под- разделениями Российской гвардии (ОМОН, СОБР). Отделы специального назначения УИС тесно сотрудничают с данными структурами по следующим правоохранительным направлениям: обеспечение следственно-оперативных мероприятий; охрана правопорядка; изъятие оружия, наркотических средств; задержание вооруженных преступников; пресечение массовых беспорядков в исправительных учреждениях. В научной литературе нет единства мнений об объединении указанных подразделе- ний. Некоторые предлагают объединить все подразделения специального назначения в единую структуру. Другие высказываются против такого объединения [2]. С целью сбора эмпирических данных было проведено интервьюирование сотрудников отделов специального назначения УИС, силовых подразделений МВД России и Российской гвардии. Всего было опрошено 224 сотрудника из Центрального федерального округа. Отметим, что практические работники в основном возражают против такого объе- динения (67 % опрошенных). Это объясняется узкой специализацией и направлением деятельности рассматриваемых подразделений. Например, основное назначение от- делов специального назначения УИС - обеспечение безопасного функционирования уголовно-исполнительной системы, тогда как подразделения войск национальной гвар- дии предназначены для обеспечения государственной безопасности (охрана важных государственных объектов, сооружений, специальных грузов), а в силовых подразде- лениях МВД России (например «Гром») главным является обеспечение общественного порядка непосредственно в городе, районе и других населенных пунктах. Мы полагаем, что постановка вопроса об объединении спецподразделений вполне справедлива, но только в части установления для всех них одинакового социально- правового статуса. Например, в настоящее время у военнослужащих войск националь- ной гвардии заработная плата на порядок выше, чем у бойца ОМОНа, хотя все они из одного ведомства - Федеральной службы войск национальной гвардии. Это объясня- ется тем, что сотрудники мобильного отряда особого назначения имеют специальные (не военные) звания полиции, то есть они не имеют статуса военнослужащего нацио- нальной гвардии, у которого выше оклад денежного содержания. Основная причина нежелания объединить спецподразделения сводится к специфике их функций, а также узковедомственным интересам каждого из подразделений. Сотруд- ники отделов специального назначения УИС регулярно привлекаются для содействия подразделениям МВД России для задержания преступников; обеспечения безопасно- сти оперативно-розыскных мероприятий; охраны общественного порядка (например, на выборах лиц в Государственную Думу). При этом они выполняют несвойственные им функции. Что касается привлечения полицейских подразделений для решения задач в исправительных учреждениях, то на практике это происходит крайне редко. Таким образом, отряды специального назначения уголовно-исполнительной системы преждевременно объединять с подразделениями полиции и войсками национальной гвардии. Мы полагаем, что отделам специального назначения УИС необходимо предо- ставить большую самостоятельность в местах постоянной дислокации, сделав упор на взаимодействие с иными особыми подразделениями из других ведомств. Интеграция характерных признаков (черт, особенностей) позволяет сформулиро- вать научное определение взаимодействия подразделений специального назначения ФСИН России с другими подразделениями, под которым следует понимать основанную на нормативных актах взаимосвязанную, согласованную в пространстве и во времени правоохранительную деятельность подразделений специального назначения уголовно- исполнительной системы и аналогичных органов Росгвардии, МВД России, направлен- ную на достижение общей цели, решение общих задач в сфере обеспечения безопас- ности объектов пенитенциарной системы России.