ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С ИНЫМИ ОСОБЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы организации и тактики взаимодействия подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы с особыми подразделениями иных правоохранительных органов (Росгвардия и прочие). Фиксируются основные организационные критерии взаимодействия таких подразделений. Выявлены характерные черты (особенности) рассматриваемого взаимодействия, которые придают ему качественную своеобразную форму. Интеграция этих признаков позволила сформулировать понятие данного вида взаимодействия. Кроме того, определена специфика в содержании тактики взаимодействия подразделений специального назначения, рассмотрены основные принципы взаимодействия названных подразделений (сбалансированность, мобильность, подготовленность). Результаты исследования основаны на данных опроса 224 сотрудников отделов специального назначения из Центрального федерального округа.

Ключевые слова:
организация и тактика взаимодействия, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система, правоохранительная деятельность, подразделения специального назначения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В научной литературе достаточно работ, посвященных проблемам взаимодействия правоохранительных органов [6, 7]. Однако вопросы взаимодействия подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы с подобными подразделе- ниями иных правоохранительных органов комплексному исследованию не подвергались. Проблема взаимодействия занимает одно из центральных мест в теории и практике управления [1]. Существует немало разнообразных определений понятия взаимодей- ствия. Иногда они отличаются друг от друга, что обусловлено конкретными целями и методиками проводившихся исследований. Однако имеющиеся различия, как прави- ло, касаются лишь отдельных сторон рассматриваемого понятия и не затрагивают его сущности. Отличаясь в деталях, предлагаемые различными авторами определения сводятся к пониманию взаимодействия как совместной, согласованной по целям (за- дачам), месту и времени деятельности сотрудников различных правоохранительных органов, возможности комплексного использования этими органами предоставленных им средств в интересах всех участников взаимодействия. Толковый словарь русского языка определяет взаимодействие как взаимную связь явлений, взаимную поддержку [4]. В научной литературе категория «взаимодействие» рассматривается в различных аспектах. При этом все многообразие имеющихся пози- ций может быть сведено к двум, рассматривающим взаимодействие в узком и широ- ком смысле. Взаимодействие в узком смысле - совместная или согласованная в про- странстве и во времени деятельность двух или более субъектов по достижению одной или нескольких общих целей [8]. Под взаимодействием в широком смысле понимается универсальная система взаимозависимости явлений и процессов. Это такое состояние взаимодействующих субъектов, которое характеризуется их непрерывным воздействи- ем друг на друга и взаимовлиянием. Кроме того, в широком смысле взаимодействие выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Считается общепризнанным, что суть взаимодействия заключается в совместной дея- тельности, направленной на решение общих задач, конкретных органов, должностных лиц, занимающих при этом равноправное положение [5]. Взаимодействие - это сложный, динамичный и непрерывный процесс. Согласован- ность действий подразумевает активность всех субъектов, а не только его организато- ра. Каждый из субъектов, осознавая свою роль в этом процессе и проявляя разумную инициативу, своевременно совершает необходимые действия. Взаимодействие явля- ется одной из функций управления. Функции управления достаточно полно раскрыты в работах профессора В. Д. Малкова. По его мнению, функция управления (к такой от- носится и функция взаимодействия) с точки зрения структурно-логического анализа включает в себя субъекты, цели взаимодействия, механизм реализации функций [3]. Следует отметить, что взаимосвязь или взаимные действия возможны при наличии некоторых условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать, как минимум, два субъекта (например, подразделения специального назначения ФСИН России и Росгвардии). Это означает, что каждый из участников должен ясно осознавать, что он является субъектом взаимодействия и выполняет возложенные функции совместно с другим субъектом. Во-вторых, из этого положения вытекает следующее условие - общность целей и задач для всех участников взаимодействия. Разобщенность в целях и задачах ведет к потере смысла взаимодействия, так как в этом случае каждый из участников выполняет иные по отношению к другому задачи или достигает иных целей, следовательно, ни о каком взаимодействии не может быть и речи. Общие вопросы взаимодействия отделов специального назначения уголовно- исполнительной системы с аналогичными правоохранительными подразделениями закреплены в ряде нормативных актов различного уровня. Например, в соответствии с п. 30 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделяются полномо- чиями по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходи- мости и в исправительных учреждениях. В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены: специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министер- ства внутренних дел Российской Федерации (СОБР); отряды мобильные особого назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОМОН). Следовательно, перечисленные выше специальные подразделения СОБР и ОМОН тоже наделяются полномочиями по пресечению массовых беспорядков в пенитенциар- ных учреждениях России (п. 30 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»). Более того, отделы специ- ального назначения УИС оказывают содействие другим особым органам, например, подразделениям Российской гвардии и МВД России, в проведении различных видов правоохранительной деятельности (специальных мероприятий): обеспечение общественной безопасности и общественного правопорядка при воз- никновении чрезвычайных обстоятельств; обеспечение режимов чрезвычайного положения; изъятие оружия у населения (например, оказывая помощь, тем самым взаимодей- ствуя); оцепление места проведения специальной операции, проводимой иными особыми подразделениями (например, ОМОН, СОБР). разоружение незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления их ликвидация и др. В свою очередь, иные особые подразделения (например, Российской гвардии и МВД России) в рамках взаимодействия также способны оказать помощь отделам специаль- ного назначения УИС в следующих видах правоохранительной деятельности: пресечение массовых беспорядков в исправительных учреждениях и следствен- ных изоляторах (СИЗО); обеспечение безопасного функционирования учреждений и органов уголовно- исполнительной системы; пресечение полетов беспилотных летательных объектов, выполняемых над тер- риторией пенитенциарных учреждений, и др. Сотрудничество отделов специального назначения УИС с иными подразделениями МВД России и Росгвардии при чрезвычайных ситуациях в исправительных учреждениях включает в себя следующие организационные черты взаимодействия: обеспечение единства стратегического курса названных подразделений при чрез- вычайных обстоятельствах в учреждениях УИС; решение проблем комплексного использования сил и средств отделов специаль- ного назначения и иных органов (Российской гвардии и МВД России); обеспечение тактического единства действий привлекаемых сил и средств для пресечения чрезвычайных ситуаций; обеспечение открытого наращивания достаточных сил и средств. Критерии организационного взаимодействия (свойственные особые черты), возло- женные на отмеченные подразделения, сводятся: а) к обеспечению единства понимания всеми сотрудниками замысла руководителя оперативного штаба; б) обеспечению твердого знания специальными подразделениями поставленных задач и способов совместных действий по их выполнению; в) систематизированному обмену информацией об оперативной обстановке; совмест- ной разработке наиболее важных документов по организации служебной деятельности; г) согласованию намеченных мероприятий по выполнению приказов и иных документов; д) установлению и освоению единой системы сигналов взаимодействия и др. Следует отметить, что критерии организационного взаимодействия будут реализовываться при наличии целостного планирования, связанного с согласованностью в действи- ях как отделов специального назначения УИС, так и взаимодействующих с ними особых подразделений Российской гвардии и МВД России (например, со спецотрядом «Гром»). Важное значение для организации взаимодействия названных подразделений в чрезвычайной ситуации имеет определение основных начал (принципов), к которым относятся: сбалансированность, мобильность, подготовленность. Сбалансированность действий придает взаимодействию неразделимый, стабильный характер, обеспечивает наиболее целесообразное распределение основных направ- лений деятельности, единую стратегию и линию поведения. Мобильность позволяет оптимально использовать компоненты коллективных дей- ствий, варьировать резервы, рационально расходовать силы и средства отделов специ- ального назначения УИС и иных особых подразделений других ведомств. Подготовленность (выучка) разрешает результативно применять силы и средства при возникновении любой ситуации в исправительном учреждении. Следовательно, взаимодействие отделов специального назначения и иных рассма- триваемых подразделений всегда носит специализированный характер, базируемый на основе организационных принципов. Более того, стержневые начала (принципы) взаимодействия отражают закономерности современной деятельности подразделений специального назначения УИС с иными специальными подразделениями из других ведомств. Основными принципами необходимо пользоваться сообразно предельным возможностям управления специальными подразделениями. Правильная оценка этих принципов будет способствовать определенному успеху в согласовании усилий отде- лов специального назначения пенитенциарной системы с иными правоохранительны- ми органами. Таким образом, сущность организации взаимодействия отделов специального назна- чения УИС с иными особыми подразделениями при чрезвычайных ситуациях в испра- вительных учреждениях представляет собой совокупность согласованных принципов, прав и обязанностей, направленных на обеспечение безопасности объектов уголовно- исполнительной системы. Практика показывает, что фактически все вопросы организации взаимодействия обладают определенной отличительной чертой. При этом выделяется ряд важных вопросов, без решения которых взаимодействие не может осуществляться: координирование сил и средств; согласование порядка оповещения и взаимного информирования; определение мероприятий по боевому, морально-психологическому, тыловому, техническому и транспортному обеспечению; уточнение совместных действий и порядка оказания взаимной помощи. Указанные выше вопросы представляют собой стратегический аспект взаимодействия, которое включает в себя и тактические элементы. Тактику взаимодействия от- делов специального назначения УИС с частями и соединениями войск национальной гвардии в особых условиях следует рассматривать как множество методологических рекомендаций по осуществлению совместных действий при выполнении специальных задач в чрезвычайных ситуациях. Тактическое взаимодействие состоит из следующих элементов: план действий; заблаговременная подготовка управленческого решения; практические действия личного состава. В содержание тактики взаимодействия отделов специального назначения УИС и сое- динений войск национальной гвардии следует включить и непосредственный служебно- контактный компонент, который предполагает установление межличностных связей как между руководителями подразделений, так и между сотрудниками спецподразделений. Все планы взаимодействий отделов специального назначения УИС с подразделениями МВД России, а также с бойцами Российской гвардии реальны там, где есть прямой кон- такт между командирами отрядов, руководителями УМВД, Росгвардии, ФСИН России. Характеризуя взаимодействие отделов специального назначения УИС с иными осо- быми подразделениями, нельзя не сказать о других точках их соприкосновения с под- разделениями Российской гвардии (ОМОН, СОБР). Отделы специального назначения УИС тесно сотрудничают с данными структурами по следующим правоохранительным направлениям: обеспечение следственно-оперативных мероприятий; охрана правопорядка; изъятие оружия, наркотических средств; задержание вооруженных преступников; пресечение массовых беспорядков в исправительных учреждениях. В научной литературе нет единства мнений об объединении указанных подразделе- ний. Некоторые предлагают объединить все подразделения специального назначения в единую структуру. Другие высказываются против такого объединения [2]. С целью сбора эмпирических данных было проведено интервьюирование сотрудников отделов специального назначения УИС, силовых подразделений МВД России и Российской гвардии. Всего было опрошено 224 сотрудника из Центрального федерального округа. Отметим, что практические работники в основном возражают против такого объе- динения (67 % опрошенных). Это объясняется узкой специализацией и направлением деятельности рассматриваемых подразделений. Например, основное назначение от- делов специального назначения УИС - обеспечение безопасного функционирования уголовно-исполнительной системы, тогда как подразделения войск национальной гвар- дии предназначены для обеспечения государственной безопасности (охрана важных государственных объектов, сооружений, специальных грузов), а в силовых подразде- лениях МВД России (например «Гром») главным является обеспечение общественного порядка непосредственно в городе, районе и других населенных пунктах. Мы полагаем, что постановка вопроса об объединении спецподразделений вполне справедлива, но только в части установления для всех них одинакового социально- правового статуса. Например, в настоящее время у военнослужащих войск националь- ной гвардии заработная плата на порядок выше, чем у бойца ОМОНа, хотя все они из одного ведомства - Федеральной службы войск национальной гвардии. Это объясня- ется тем, что сотрудники мобильного отряда особого назначения имеют специальные (не военные) звания полиции, то есть они не имеют статуса военнослужащего нацио- нальной гвардии, у которого выше оклад денежного содержания. Основная причина нежелания объединить спецподразделения сводится к специфике их функций, а также узковедомственным интересам каждого из подразделений. Сотруд- ники отделов специального назначения УИС регулярно привлекаются для содействия подразделениям МВД России для задержания преступников; обеспечения безопасно- сти оперативно-розыскных мероприятий; охраны общественного порядка (например, на выборах лиц в Государственную Думу). При этом они выполняют несвойственные им функции. Что касается привлечения полицейских подразделений для решения задач в исправительных учреждениях, то на практике это происходит крайне редко. Таким образом, отряды специального назначения уголовно-исполнительной системы преждевременно объединять с подразделениями полиции и войсками национальной гвардии. Мы полагаем, что отделам специального назначения УИС необходимо предо- ставить большую самостоятельность в местах постоянной дислокации, сделав упор на взаимодействие с иными особыми подразделениями из других ведомств. Интеграция характерных признаков (черт, особенностей) позволяет сформулиро- вать научное определение взаимодействия подразделений специального назначения ФСИН России с другими подразделениями, под которым следует понимать основанную на нормативных актах взаимосвязанную, согласованную в пространстве и во времени правоохранительную деятельность подразделений специального назначения уголовно- исполнительной системы и аналогичных органов Росгвардии, МВД России, направлен- ную на достижение общей цели, решение общих задач в сфере обеспечения безопас- ности объектов пенитенциарной системы России.
Список литературы

1. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М. : Политиздат, 1982. 391 с

2. Гришин Д. А. Административно-правовое регулирование деятельности отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний: современное состояние, проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2011. № 4. С. 19-21

3. Малков В. Д. Планирование в управлении органами внутренних дел (теоретические и организационно-методические проблемы) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1979

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Рус. яз., 2009. 907 с

5. Организация управления в уголовно-исполнительной системе : учебник / под общ. ред. Ю. Я. Чайки. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2002. 477 с

6. Поникаров С. В. Классификация нормативных актов, регулирующих правоохранительную деятельность подразделений специального назначения учреждений и органов, выполняющих функции в сфере исполнения уголовных наказаний // Пенитенциарная наука. 2019. Т. 13, № 4. С. 552-557

7. Старостин С. А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. 32 с

8. Томин В. Т. Проблемы оптимизации сферы функционирования органов внутренних дел. Горький : Горьк. высш. шк. МВД СССР, 1978. 111 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?