Ирина Валерьяновна родилась 27 апреля 1961 г. в станице Краснокумской Георгиевского района Ставропольского края в семье Марии Ивановны и Валерия Кузьмича Абросимовых. Кроме нее, родители воспитывали двух сыновей: Вадима и Евгения. В 1976 г. поступила в Горьковское педагогическое училище. Во время учебы играла в оркестре русских народных инструментов и в его составе была участником культурной программы Олимпиады-80 в Москве. После окончания училища в 1980 г. более 12 лет работала учителем, организатором внеклассной и внешкольной работы (заместителем директора по воспитательной работе), учителем музыки в Костеревской средней школе № 3 во Владимирской области. С 1984 по 1989 год обучалась во Владимирском государственном педагогическом институте имени П. И. Лебедева-Полянского, по окончании которого получила специальность «Учитель музыки и пения». С 1991 по 1993 год обучалась по очной форме на факультете психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по направлению подготовки «Практическая психология для системы образования». Работала в должности педагога-психолога в средней общеобразовательной школе № 103 г. Нижнего Новгорода, в дневном неврологическом стационаре Детской городской поликлиники № 39 Советского района г. Нижнего Новгорода. Замещала должности доцента кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования, профессора кафедры теории, методики и организации социально-культурной деятельности Волгоградской государственной академии последипломного образования, доцента Нижегородского филиала Института бизнеса и политики, Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета. В 2012 г. возглавила вновь созданную кафедру психологии Волгоградской государственной академии физической культуры. С 2015 по 2019 год возглавляла кафедру психологии Волгоградского государственного университета. В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства» (специальность 19.00.07 - Педагогическая психология), в 2011 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе» (19.00.07 - Педагогическая психология). В 2011 г. ей присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии. И. В. Черемисовой разработана концепция музыкально-творческого развития личности на основе авторского эстетико-семиотического подхода, обеспечивающего психологическую готовность личности к творческой деятельности на всех ступенях образования, во всех возрастных категориях; разработано и обосновано понятие «вторичная музыкальная личность»; определены основные компоненты структуры, разработаны уровни развития вторичной музыкальной личности в условиях непрерывного музыкального образования; создана и апробирована авторская музыкальносемантическая модель психологического сопровождения творческого развития личности на основе развития музыкальности в условиях музыкально-творческой развивающей среды, эффективность которого обеспечивается специфическими особенностями музыкального текста, особенно шедевров как произведений эстетико-художественного максимума. Награждена Почетной грамотой Российской академии образования за внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности; благодарственным письмом и ценным подарком Волгоградской областной Думы за конкретный вклад в развитие науки Волгоградской области; благодарностью от главы городского округа г. Волжский Волгоградской области и председателя Волжской городской Думы. Ириной Валерьяновной опубликовано более 150 научных работ по проблемам психологии развития творческой личности, музыкальной психологии, музыкальной психотерапии, психологии управления, конфликтологии, психологии элитарности, психологии имиджа, возрастной и педагогической психологии, в том числе 3 монографии, главы в международных коллективных монографиях, 14 учебно-методических пособий, 27 статей в журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, 5 публикаций в журналах Web of Science, 8 - в зарубежных научных журналах на английском языке. Наиболее значимые публикации: Черемисова И. В. Вторичная музыкальная личность в пространстве элитарного образования: эстетико-семиотический подход : монография. Ульяновск : Зебра, 2019. 235 с. ISBN 978-5-6043834-7-6. Cheremisova, I. V. 2019, ‘Semantics of Musical Text as a Key Condition for Development of Secondary Musical Personality’, in SHS Web of Conferences The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2019) 23-28 April 2019, Volgograd, vol. 69, 00028, doi : 10.1051/shsconf/20196900028. Cheremisova, I. V. 2018, ‘A.R. Luria: Ideas and Prospects of Their Development in Pedagogical Psychology of the Twenty-first Century’, in The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science» (Ekaterinburg, 13-16 October 2017), vol. 4 (8), pp. 225-240, Knowledge E, KnE Life Sciences, Dubai, doi: 10.18502/kls.v4i8.3280; Cheremisova, I. V. 2016, ‘Development of Intelligence in Children with Neurological Diseases by Means of Music-to-color Synaesthesia. Aesthetic and Semiotic Approach’, International Journal of Psychophysiology, vol. 108, p. 158, doi: 10.1016/j.ijpsycho.2016.07.455. Черемисова (Курышева) И. В. Критерии и методы оценки музыкально-творческого развития личности обучающегося на этапе высшего образования // Российский психологический журнал. 2016. № 2. С. 115-124, doi: 10.21702/rpj.2016.2.9. Cheremisova, I. V. 2020, ‘Gender specificity of the subjective ideas about happiness of educational institution employees’, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, vol. 95, pp. 1082-1090, doi: 10.15405/epsbs.2020.11.03.114. С августа 2019 г. И. В. Черемисова работает профессором кафедры общей психологии психологического факультета Академии ФСИН России. Творческий, инициативный сотрудник. Занесена на Доску почета постоянного состава образовательной организации. Является научным руководителем адъюнктов и аспирантов, под ее руководством защищены 2 диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая психология. В настоящее время под научным руководством Ирины Валерьяновны выполняются диссертационные исследования двумя адъюнктами и пятью аспирантами. Активно формируется научная школа профессора И. В. Черемисовой «Развитие элитарной личности в образовательном процессе». И. В. Черемисова является членом диссертационного совета Д212.029.03, созданного на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный университет» по научной специальности 09.00.11 - Социальная философия. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. № 728/нк назначена председателем диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д229.003.04 по научным специальностям 19.00.06 - Юридическая психология, 19.00.07 - Педагогическая психология, созданного на базе Академии ФСИН России. Многочисленные коллеги, друзья, ученики поздравляют Ирину Валерьяновну с юбилеем и желают ей крепкого здоровья, творческого долголетия, счастливой личной жизни и успехов во всех созидательных начинаниях!