Текст (PDF):
Читать
Скачать
Проведение в отношении несовершеннолетних осужденных мероприятий психокор- рекционного воздействия - одна из важнейших задач настоящего времени. Програм- мы, направленные на изменение и развитие личности, позволят преступникам сфор- мировать новые качества личности, освоить правила и нормы поведения в обществе, разрешить внутриличностные и межличностные конфликты. Отечественные психологи и педагоги на протяжении многих десятилетий проводят исследования по проблемам подростковой преступности. Этому посвящены работы Ю. М. Антоняна, С. А. Беличе- вой, В. М. Бехтерева, А. Д. Глоточкина, П. В. Голодова, И. В. Дубровиной, К. Е. Игошева, Д. Д. Исаева, Д. Н. Исаева, А. Г. Ковалева, И. С. Кона, В. Т. Кондратенко, А. Е. Личко, Г. М. Миньковского, И. А. Невского, О. Б. Пановой, В. Ф. Пирожкова, К. К. Платонова, Г. М. Потанина, А. М. Рудакова, Д. И. Фельдштейна и др. Ученые отмечают, что девиант- ное поведение лиц, не достигших зрелости, имеет глубинные истоки, и для того, чтобы грамотно подобрать формы, методы и приемы работы по профилактике негативных проявлений, необходимо осуществлять системный подход к выявлению причин и ус- ловий, оказывающих влияние на формирование личности, определять их взаимосвязь; проводить анализ обстоятельств благоприятного и неблагоприятного социального раз- вития личности в период ее формирования, используя при этом достижения различных отраслей психологии. Понятие «коррекция» (с лат. correctio - поправка) означает частичное изменение. Отечественные ученые для обозначения каких-либо форм и методов работы по ис- правлению особенностей психического развития используют термин «психологическая коррекция», зарубежные - «психологическое вмешательство». Б. Д. Карвасарский пси- хологическую коррекцию определяет в виде психокоррекционной работы с целью ока- зания психологического влияния на определенные психологические структуры лично- сти для обеспечения ее полноценного развития и дальнейшего функционирования [9]. Ю. Д. Злобин считает, что такое воздействие необходимо для выявления и ликвида- ции источников, оказавших негативное воздействие на индивида в период его формирования и развития, а также предоставления ему возможности раскрыть собственные внутренние ресурсы [6]. По мнению А. С. Спиваковской, наиболее значимым в проведении психокоррекцион- ных мероприятий является создание индивидуальных условий и индивидуального под- хода к развитию психологических качеств личности [10]. Р. С. Немов под психологической коррекцией понимает одновременное применение различных психологических приемов с целью устранения у личности поведенческих проблем [7]. Т. Ю. Артюхова определяет психологическую коррекцию в виде психолого-педаго- гического процесса по изменению тех особенностей психического развития личности, которые не соответствуют норме (ориентиру) определенного этапа возрастного раз- вития человека, а также проведению реабилитационной и коррекционной работы, на- правленной на профилактику и преодоление дальнейших отклонений в психическом развитии личности [1]. В пенитенциарной психологии вопросам психологической коррекции личности пре- ступников несовершеннолетнего возраста уделялось внимание в трудах Ф. И. Ушкова, А. В. Новикова, М. Г. Дебольского, А. В. Кокурина, Б. В. Александрова, О. Г. Ананьева, Д. А. Дворецкого, Е. А. Дядченко, Е. В. Ильичевой, В. Н. Казанцева, О. М. Климовой, Н. Е. Колесниковой, С. Ю. Ковтуна, О. А. Шиманской, С. Д. Хачатуряна, Д. Е. Дикополь- цева, О. В. Тетеухиной, И. И. Краснянской, Е. В.Крюковой, А. Н. Ломакиной, О. Е. Макар- киной, В. Е. Матвеенко, Е. А. Рассказчиковой, В. В. Чугаевой и др. Ф. И. Ушков в психо- логической коррекции осужденных видит целенаправленное воздействие на мысли, чувства, установки, ценностные ориентации преступников, формирование и развитие у них коммуникативных способностей, навыков межличностного взаимодействия, устой- чивости к неблагоприятным стресс-факторам [11]. По мнению А. В. Новикова, психокоррекция осужденных представляет собой психо- коррекционное воздействие, направленное на когнитивные уровни имеющихся у осу- жденных лиц психологических проблем [8]. М. Г. Дебольский и А. В. Кокурин в понятии «психокоррекция осужденных» видят процесс восстановления психического здоровья личности, направленный на исправление ее криминально значимых свойств, развитие социальных умений и профессиональных способностей [4]. Обобщая указанные понятия, можно прийти к выводу о том, что психологическая коррекция осужденных - это психолого-педагогический процесс, осуществляемый пу- тем психологического воздействия на психику осужденного, его личностные качества, ценностные ориентации, мировоззрение, чувства, мысли; использования психотехноло- гий (совокупность специальных способов, методов, приемов и техник взаимодействия субъектов деятельности) с целью исправления личности, развития его индивидуаль- ности, активизации и реализации внутреннего потенциала, оптимизации складываю- щихся взаимоотношений. Психокоррекционные технологии являются частью психокоррекционного процесса, результатом которого должно стать общее благополучное развитие человека. Грамот- но подобранные психотехнологии способны оказать положительное влияние не только на развитие личности отдельных осужденных, но и на психологическую обстановку в исправительном учреждении. Психокоррекционный процесс в уголовно-исполнительной системе направлен на достижение одной из целей уголовно-исполнительной политики - создание условий для исправления осужденных и осуществляется на трех уровнях. Коррекционный - исследование причин отклонений и нарушений развития психи- ки осужденного, оказание содействия в преодолении дальнейших (возможных) труд- ностей и проблем. Профилактический - предупреждение аномалий в развитии психики осужденного. Развивающий - стимулирование и обогащение содержания дальнейшего разви- тия психики осужденного. Психокоррекционная работа с несовершеннолетними осужденными представляет собой сложный, целенаправленный процесс перестройки, ломки уже сложившихся сте- реотипов отношения к жизни и поведения, требующий от специалистов, осуществляю- щих психологическое сопровождение, не только базовых психологических знаний, но и специальных профессиональных компетенций в области проведения психокоррек- ционных мероприятий. По мнению О. А. Шиманской и О. М. Климовой, при проведении психологических коррекционных мероприятий с лицами несовершеннолетнего возраста специалистам- психологам необходимо учитывать разнообразные взаимосвязанные и взаимообуслов- ленные факторы девиации осужденных [12]: индивидуальный фактор (биологические предпосылки делинквентного поведения - отягощенная наследственность, дефекты внутриутробного развития, врожденные ано- малии и др.); психолого-педагогический фактор (дефекты внутри семейного воспитания, со- циошколярный синдром): отсутствие авторитета членов семьи, школы, общественных организаций; сложные отношения с родителями; грубые ошибки в воспитании детей (воспитание на окрике, эмоциональной грубости; проявление деспотизма и угнетения всех членов семьи, воспитание в ежовых рукавицах; воспитание по типу «золушка»; по- такание прихотям, капризам ребенка; игнорирование отрицательных привычек и при- митивных влечений; гиперопека - гипоопека ребенка и т. д.); социально-психологический фактор (особенности взаимодействия со своим бли- жайшим окружением: семья, сверстники, друзья и др.): проявление жестокости к окру- жающим людям; обесценивание жизни окружающих и своей; склонность попадать под воздействие ровесников; совершение уголовных преступлений, в том числе совместно со взрослыми преступниками либо под их непосредственным влиянием; личностный фактор (ценностные ориентации подростка, способности к саморегуля- ции своего поведения, личное отношение к окружению, его нормам и ценностям): ранняя алкоголизация / наркотизация подростков; искажение ценностных ориентиров, протест- ные и (или) асоциальные тенденции; беспризорность; стремление к удовольствиям; социально-экономический фактор (условия проживания в семье, финансовое бла- гополучие семьи, нехватка карманных денег и др.). С. В. Бабурин, рассматривая природу девиации обучающейся молодежи, описывает психологические механизмы, способствующие асоциальному поведению подрастающе- го поколения: конвенциональный механизм, как следствие аддиктивной социализации личности; диссоциальный механизм приводит к аффективному поведению и диссоци- альным расстройствам и интегрирующий механизм провоцирует развитие латентных психических аномалий развития личности [2]. Ученые, изучая причины и условия подростковой преступности, приходят к выводам о том, что большинство несовершеннолетних осужденных до осуждения были знакомы с элементами тюремной субкультуры. Часть их них почерпнули знания из социальных сетей, телевидения. Однако значительная часть преступников имеют ранний криминальный опыт - это выходцы из неблагополучных семей, имеющих низкий уровень дохода (воровство, грабеж, разбой - единственно доступные способы для существования). Од- нако значительная часть несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, проживали в достаточно комфортных условиях и не имели криминальной отягощенности. Нельзя упускать из виду, что делинквентное поведение несовершенно- летних преступников обусловлено как влиянием факторов внешней среды (особенно внешнего окружения), так и индивидуальными особенностями личности, которые побуж- дают их на индивидуальное реагирование в случаях возникновения проблем [5]. Это еще раз подтверждает необходимость проведения психокоррекционных мероприятий с несовершеннолетними преступниками с учетом условий и проблем формирования и развития личности до осуждения (внутренние: дефицит интеллектуального и личност- ного развития; психические расстройства; внутриличностные конфликты; асоциальные установки и внешние; приведшие к деликту: проблемы семьи (ее социальный статус и экономическое положение); окружение сверстников с асоциальной направленностью и др.), а также имеющихся ресурсов для последующей реабилитации (внутренние, способствующие позитивному личностному росту: интеллектуальные возможности, имеющиеся умения и навыки, содержание интересов, увлечений, потребностей, от- ношения и привязанности; внешние: определение социально-позитивно ориенти- рованного общества из окружения осужденных, отдельных лиц, способных оказать поддержку). Известные методы и приемы психологической коррекции скоординированы с реше- нием проблем личности, поэтому при проведении психокоррекционных мероприятий целесообразно рассматривать различные формы, методы и приемы, способные ока- зать эффективное корригирующее воздействие на личность. Цель психокоррекции не- совершеннолетних преступников - содействие индивидуальному развитию подростков с учетом их личностных особенностей, положительных качеств личности, раскрытие скрытых (подавляемых) возможностей. Все проводимые с несовершеннолетними осу- жденными психологические коррекционные мероприятия нацелены на решение сле- дующих основных задач. Формирование адекватной самооценки (анализируются обстоятельства и условия жизни, содержание труда, учебы, отношения с семьей, лицами, мнение которых значи- мо для несовершеннолетнего). Обучение саморегуляции и самоконтролю (освоение различных навыков само- контроля, позитивно снижающих напряжение, нейтрализации агрессивности, обучение методам аутогенной тренировки, мышечной релаксации и дыхательной гимнастики). Формирование положительной концепции окружающего мира, построение адек- ватной и приемлемой картины будущего (проведение мероприятий, направленных на развитие личности, целеполагание, формирование навыка поиска положительного в явлениях, оцениваемых подростком как негативных, построения адекватных планов на будущее и стратегии их реализации). Обучение адекватному социальному взаимодействию (установление позитивных социальных контактов, поиск своего места в социуме, формирование и развитие навы- ков эффективного общения и конструктивного взаимодействия). Формирование положительного отношения к себе, другим, обучение рефлексии (формирование навыков коммуникативной грамотности, бесконфликтного общения, взаимоуважения, адекватного восприятия окружающих, развития ощущений, прогно- зирования поведения). Психокоррекционные мероприятия можно представить в виде следующей класси- фикации: по характеру направленности - симптоматические и каузальные; содержанию работы - определение конкретной области для коррекционного воз- действия; форме работы - индивидуальные; групповые (открытая и закрытая группы); сме- шанные (индивидуально-групповые); наличию специальных программ - программа в наличии либо психокоррекционное мероприятие проводится экспромтом; характеру управления корригирующими воздействиями - авторитарные; лояльные; продолжительности - сверхкороткие (период длительности - от нескольких минут до нескольких часов, результат неустойчивый, применяется для решения острой про- блемы); короткие (длительность проведения - от нескольких часов до нескольких дней, проводится для решения актуальной проблемы); длительные (от нескольких месяцев до года, направлены на разрешение имеющихся личностных проблем; имеют стойкий результат); сверхдлительные (продолжительность - от одного года и более, оказывают влияние на бессознательный уровень психики, имеют стойкий, длительный результат); характеру решаемых задач - общие (мероприятия общего психокоррекционного порядка); частные (психокоррекционное воздействие оказывается с учетом особенно- стей возраста подростка, актуальных для возраста проблем); специальные (психокор- рекционные мероприятия проводятся с учетом индивидуальных личностных проблем подростка, связанных с особенностями воспитания, социализации, индивидуально- психологических характеристик). При проведении психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными целесообразно осуществлять следующие подходы. Социально-педагогический подход: выявление индивидуальных факторов фор- мирования криминального поведения: составление полной характеристики личности; получение образования: формирование и развитие жизненных навыков; обучение об- щественно одобряемому поведению; духовно-нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, физическое, санитарно-гигиеническое, эстетическое воспитание. Психологический подход: диагностика психологических параметров личности; со- ставление психологической характеристики; формирование и развитие коммуникатив- ных навыков; обучение противостоянию групповому давлению, бесконфликтному пове- дению; оказание помощи в осознании своих желаний, мотивов поведения, актуальных потребностей, поиск адекватных способов их удовлетворения. Социальный подход: восстановление социально значимых связей, формирова- ние и развитие социальных навыков, подготовка к освобождению, взаимодействие с общественными организациями. Реабилитационный подход: психокоррекция личности, восстановление психиче- ского и общего здоровья. В местах лишения свободы лица несовершеннолетнего возраста отбывают наказа- ния за совершение тяжких преступлений. А. А. Григорьева отмечает, что по сравнению с преступлениями, совершаемыми взрослыми, преступления, совершаемые на этапе взросления, отличаются непредсказуемостью, изощренностью и жестокостью. Порой преступные деяния сопровождаются глумлением, издевательством над потерпевшим, нередко преступники используют фото- и видеосъемкку, что еще в большей степени подстегивает их к истязанию [3]. Это указывает на серьезные проблемы в психике, характере подростков, моделях и сценариях их поведения. В силу этого для проведения психокоррекционной работы необходимо учитывать различные сферы личности несо- вершеннолетних как мишени для психолого-педагогического воздействия. При проведении психокоррекционных мероприятий целесообразно применять ме- тоды психологической коррекции несовершеннолетних осужденных, направленные на решение их личностных проблем, способные оказывать эффективное корригирующее воздействие на личность преступников. Предлагаем в качестве психокоррекционного воздействия применять следующие подходы: телесно-ориентированная психологическая коррекция личности; психологическая коррекция по развитию продуктивной ориентации характера (Э. Фромм); экзистенциальный гештальт-терапевтический подход (Ф. С. Перлз); клиентцентрированный подход (К. Р. Роджерс); нейролингвистическое программирование. Психокоррекционные программы несовершеннолетних осужденных могут базиро- ваться на различных стратегиях: обучение жизненным навыкам: ассертивности (настойчивости, уверенности в себе, напористости), общения, эмоциональной саморегуляции, принятия решений, преодо- ления проблем (цель - повышение личностной и социальной индивидуальной компе- тентности; устойчивости к негативным социальным влияниям); коррекция мотивационной сферы посредством самокоррекции и саморазвития; коррекция моральных принципов через понимание аномальности и недопустимо- сти аморального и антиобщественного образа жизни (наиболее успешно реализуют представители традиционных религиозных конфессий, общественных организаций и молодежных движений); коррекция фактических знаний: предоставление объективной информации, раз- бор реальных фактов и их последствий с целью предоставления возможности делать самостоятельный общественно полезный ответственный выбор; оказание социальной поддержки: принятие несовершеннолетним себя как члена со- циальной сети, ощущающего на себе любовь, заботу и имеющего взаимные обязательства (в результате - смягчение влияния стрессогенов; облегчение пенитенциарной и постпе- нитенциарной адаптации; легкость в преодолении повседневных жизненных трудностей; сохранение физического и психического здоровья; стимулирование инициативы; спо- собствование психологическому и личностному благополучию, социальному и духовно- нравственному развитию; формирование позитивной мотивации, адекватной самооценки). формирование копинг-поведения (от англ. coping - преодоление стресса, совла- дание с ним): поддержание и сохранение баланса между требованиями окружающей действительности и собственными ресурсами; развитие эмпатии, социальной компе- тентности; пропаганда здорового образа жизни; стратегия эмоциональной стабильности: обучение навыкам регулирования эмо- ционального состояния; стратегия альтернативной деятельности: формирование и развитие активной жизненной позиции; удовлетворение актуальных потребностей посредством обще- ственной и социальной активности (в итоге: адекватная самооценка, уважение себя, контроль поведения, рефлексия, умение эффективно действовать в определенных условиях). Несмотря на значительный опыт проведения психокоррекционной работы с несовер- шеннолетними преступниками, специалисты-психологи нуждаются в разработке новых методик и психокоррекционных программ, способствующих изменению личности под- ростков, снижению рецидивной преступности, перестройке сложившихся систем поведе- ния и отношения к жизни. Для этого необходимо адекватно подбирать психотехнологии для возможности индивидуального подхода к коррекции личности.