Текст (PDF):
Читать
Скачать
Введение Деятельность правоохранительных органов осуществляется в условиях интенси- фикации информационных процессов и связана с необходимостью реагирования на © Симакова Т. А., 2022 BY NC SA Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike4.0 НАУЧНЫЙ ФОРУМ 13 коммуникационные вызовы. Это предполагает изучение особенностей использования инновационных видов технологий человеческого общения и их влияния на формиро- вание общественного мнения. Цифровые технологии и Интернет являются распро- страненными средствами взаимодействия сотрудников с представителями всех соци- альных институтов. При использовании интернет-ресурсов субъекты образовательной организации получают возможность освещать свою деятельность, вступать в открытый диалог с представителями широких слоев общественности, осуществлять обмен кон- структивными идеями и обнародовать официальные и персональные точки зрения о происходящих событиях. Однако, несмотря на перечисленные преимущества, важно понимать возрастание степени ответственности - активность сотрудников и обучаю- щихся в интернет-пространстве моментально становится достоянием бесконечной по численности аудитории пользователей, поскольку сеть Интернета практически не имеет границ, неосторожное высказывание или действие, моментально становясь достоянием общественности, может дискредитировать не только самого автора, но и организацию, а также систему, представителем которой он является. Следует учитывать тот факт, что профессиональная деятельность в уголовно-испол- нительной системе (УИС) в настоящее время не является престижной. Общественное мнение склонно к игнорированию степени трудности выполняемых целей и задач, на- ходясь под влиянием информационных потоков о деятельности УИС, где приоритетно освещаются негативные происшествия и замалчиваются положительные результаты. Анализ научной литературы показал, что проблема формирования имиджа ФСИН России в целом и образовательных организаций в частности остается до настоящего времени малоизученной. Имидж сотрудников правоохранительных органов, в том числе ФСИН России, может формироваться под воздействием различных факторов, среди которых особое значение имеют Интернет, социальные сети и средства массовой информации (СМИ), включающие в себя цифровые технологии. В условиях цифровизации общества информационные технологии Интернета ока- зывают серьезнейшее влияние на формирование имиджа сотрудников образователь- ных организаций ФСИН России как в положительную, так и в отрицательную сторону. Сегодня Интернет - это не только средство для получения информации (достаточно часто необъективной, имеющей характер «информационного смога», фейка), но и одно из основных средств коммуникации. Результаты и обсуждение Формирование имиджа правоохранительных органов России имеет особую спе- цифику. Приобретая негативный имидж, любая, а в особенности правоохранительная, структура становится негативно воспринимаемой по сравнению с другими организациями и социальными институтами, что провоцирует отток высококлассных специалистов, сказыва- ется на профессиональном выборе потенциальных сотрудников, и это приводит в конечном итоге к неизбежной деградации такой структуры. Актуальность проблемы развития имиджа образовательной организации ФСИН России определяется наличием следующих причин: высокий уровень конкуренции среди образовательных организаций при осущест- влении набора абитуриентов; доступность ко всем видам ресурсов (человеческим, финансовым, информаци- онным и др.); привлекательность образовательной организации для профессионалов, положи- тельное влияние на поддержание стабильности и осуществление социальной защиты сотрудников, тем самым стимулируя их профессиональное развитие; 14 НАУЧНЫЙ ФОРУМ приобретение образовательной организацией признательности, обладающей определенной силой, создание запаса социального доверия к происходящему образо- вательному процессу образовательного учреждения. В массиве современных исследований, посвященных формированию положитель- ного имиджа ФСИН России и ее сотрудников, отдельно изучаются ведомственные об- разовательные организации. Так, А. С. Гучанова определяет имидж образовательной организации как комплексный феномен, обеспечивающий возможность конструктив- ного взаимодействия с окружающим миром в различных сферах профессиональной деятельности. В этой возможности усматриваются потенциальные ресурсы для повы- шения эффективности исполнения профессиональных обязанностей [1]. А. С. Гучанова к основным направлениям оптимизации имиджа образовательной организации относит следующие параметры: системная подача потребителям целевой информации о достигаемых успехах, о реализуемом комплексе образовательных услуг; обновляющиеся на постоянной основе информационные материалы, пропаганди- рующие образовательную миссию образовательной организации; оригинальность системы воспитательно-профилактической работы, нацеленной на развитие креативных способностей обучающихся, укрепление здорового образа жизни; качественные образовательные услуги более расширенного спектра по сравнению с другими образовательными организациями; комплексная система ценностей, затрагивающая область традиций, обычаев, сти- лей поведения; определенная философская концептуальность, границы образовательных прио- ритетов, видение будущих векторов развития, миссия образовательной деятельности. Е. Б. Перелыгина к основным функциям имиджа образовательных организаций от- носит позиционирование образовательной организации в общественном пространстве, а также побуждение к действиям по ее развитию [2]. Данные функции распространяются и на образовательные организации ФСИН России. Созидание имиджа образователь- ной организации ФСИН России ориентировано на согласование и взаимосвязь ее вну- треннего и внешнего имиджа. Т. Н. Щербаковой были выявлены составляющие имиджа образовательной организации, имеющие характеристики переменных и постоянных па- раметров [3]. К числу постоянных параметров положительного имиджа Т. Н. Щербакова причисляет целенаправленную концепцию образовательной организации; четко сформу- лированную и предметно проявленную научно-педагогическую миссию; благополучный психологический микроклимат в структурных подразделениях образовательной орга- низации как проявление доброжелательности и оптимистического настроя коллектива; наличие основных видов компетентности у сотрудников организации (управленческая, социальная, педагогическая); проявленность образа руководителя-профессионала, возглавляющего образовательную организацию, обладающего качествами вдохнови- теля, личностной яркостью лидера-стратега, наличием неформального авторитета. К числу переменных параметров имиджа образовательной организации относятся: определенность миссии и приоритеты образовательной организации; виды оказывае- мых образовательной организацией образовательных и иных услуг; учебная, научная, материально-техническая база образовательной организации. И. Р. Лазаренко считает, что процесс развития имиджа образовательной организа- ции представляет собой сложную и продолжительную по времени процедуру [4]. Она основывается на эксклюзивных особенностях образовательной организации, которые НАУЧНЫЙ ФОРУМ 15 требуют исследования, активного развития и продвижения на постоянной основе. При этом необходимо наличие целенаправленной единой стратегии продвижения образо- вательной организации, объединяющей сформировавшиеся исторические традиции и инновационные идеи. Важно наличие в структуре образовательной организации специальной группы, функциональными обязанностями которой является продвиже- ние этого учебного заведения в общественном пространстве. Состав такой группы предпочтительно должен включать в себя специалистов, обладающих компетенциями в области цифровых технологий, социальных педагогов, наделенных способностями креативной деятельности. Е. А. Петрова, описывая процесс проектирования имиджа образовательной органи- зации, указывает на то, что в нем востребованными являются компетенции, связанные с областями менеджмента, психологии, логистики, маркетинга, поскольку проект дол- жен быть ориентирован на отражение потребностей потребителей образовательных услуг и интересы партнеров в образовательной деятельности [5]. По мнению О. П. Михайловой и В. Н. Шепель, имидж образовательной организации зависит от высоты уровня качества образовательных услуг, а также от организационной культуры осуществления образовательной деятельности [6]. Авторы отмечают, что со- четание сложного комплекса составляющих элементов маркетинга вуза только в случае сбалансированности обеспечивает принятие оптимальных стратегических решений, ка- сающихся деятельности образовательной организации во внешней конкурентной среде сторонних высших учебных заведений. Это, в свою очередь, является залогом обеспе- чения достижения постоянного притока потребителей образовательных услуг, устойчи- вого положения на конкурентном рынке за счет сформированности лояльности к вузу. Имидж - достаточно динамичное явление, которое может трансформироваться под влиянием обстоятельств, информации, динамических процессов конкуренции в сфере образовательной деятельности. Существует множество примеров, когда создаваемый годами положительный имидж организации был разрушен в одно мгновение. В силу этого к нему нужно относиться бережно и внимательно, так как успех определяется не только характером внешнего восприятия целевой аудитории и общественности, но и целенаправленной внутренней деятельностью всей образовательной организации, ее структурных подразделений и персональной ответственностью ее субъектов. Изложен- ное дает основание полагать, что положительный имидж - это представление, которое целенаправленно создается людьми, сознательно и продуманно как образ, направлен- ный на формирование положительного отношения, которое находится под контролем и требует постоянного поддержания и развития. Образовательные организации ФСИН России в деле формирования общего имиджа УИС играют особую роль и в этом смысле должны отвечать всем перечисленным параме- трам, поскольку специфика их деятельности в первую очередь касается подготовки вы- сококвалифицированных кадров для учреждений и органов УИС. Для образовательных организаций ФСИН России имидж имеет особенное значение, поскольку является пря- мым показателем доверия широких слоев населения и одновременно критерием оценки эффективности образовательной деятельности. Имидж образовательной организации указывает на степень соответствия осуществляемой образовательной деятельности ожиданиям и образовательным потребностям различных слоев современного социума. Формирование позитивного имиджа образовательных организаций ФСИН России с помощью СМИ является залогом оптимального функционирования и развития всей УИС. В условиях современной конкурентоспособности вузов достаточно непросто 16 НАУЧНЫЙ ФОРУМ представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. А если учесть, что это высшее учебное заведение подведомственно какой-либо право- охранительной системе (МВД России, ФСИН России, МЧС России и т. п.), то и внимание к нему со стороны общественности более пристальное, так как впечатление о ведом- стве и его образовательной организации рассматривается как единое целое. Напри- мер, нарушения закона, случаи коррупции в среде сотрудников правоохранительных органов вызывают резкую негативную оценку в обществе как ведомства в целом, так и его структурных подразделений. Благодаря богатой истории УИС у многих в обществе сложилось впечатление о ней как о репрессивной организации с ужасными условия- ми содержания. Вместе с тем сегодня это далеко не так. И это мешает сформировать устойчивый положительный имидж ФСИН России. Имидж образовательных организаций ФСИН России является важнейшим фактором формирования положительного выбора у потенциального абитуриента получения обра- зования в данной образовательной организации. Для того чтобы у вуза сформировался положительный имидж, необходимо выявить его слабые и сильные стороны с целью определения приоритетов и стратегии дальнейшего развития. Безусловно, важно дать объективную оценку своим достоинствам и недостаткам, в результате чего достоинства следует популяризировать, а недостатки - устранять. Формирование имиджа - это система процессов, которая позволяет создать запла- нированный образ. К числу основных этапов формирования имиджа образовательной организации ФСИН России следует отнести: определение цели образовательной организации с учетом ее специализации. Про- думанность и предметность в определении цели позволяет грамотно выстроить страте- гии ее достижения и оптимизировать процесс развития образовательной организации; планирование. Логический, последовательный критериально выверенный план является надежным залогом успеха, при этом важно подвергать контролю реализацию намеченных планов, осуществлять рефлексивную оценку намеченных плановых меро- приятий, выявляя препятствия и причины их возникновения; анализ эффективности. После реализации плана необходим тщательный анализ выполненного с определением дальнейших перспектив и аналитическим разбором недостатков; определение целевой аудитории образовательной организации. Это могут быть не только обучающиеся (курсанты и студенты), но и их родители, сотрудники УИС. Осо- бое внимание необходимо уделять выпускникам образовательной организации. Они в первую очередь являются внештатными «пиарщиками» учебного заведения. От того, как они выполняют свои служебные обязанности, ведут себя в общественных местах, демонстрируют определенные способности и навыки, зависит уровень восприятия обществом образовательной организации. Кроме того, родители выпускников образо- вательных организаций ФСИН России - это также активные представители целевой аудитории, причем отличающиеся особой эмоциональной включенностью. От их оценки изменяется общественное мнение об образовательной организации как в положитель- ную, так и в отрицательную сторону. Резюмируя изложенное, следует отметить, что имидж образовательных организаций ФСИН России - это эмоционально окрашенный образ, оказывающий психологическое влияние на определенные группы людей, предполагающий определение и решение ряда задач по изучению общественного мнения; распространению позитивных ново- стей о развитии образовательной организации контроля за ними; освещению событий НАУЧНЫЙ ФОРУМ 17 о деятельности образовательной организации; размещению информационно-справочного материала и демонстрации достижений образовательной организации. При этом про- ектирование имиджа образовательных организаций ФСИН России должно иметь си- стемный целенаправленный и имманентный характер. Основными функциями имид- жа образовательных организаций ФСИН России следует рассматривать, во-первых, позиционирование учебного заведения в СМИ широкой общественности на основе дифференцированного подхода с учетом комплексных характеристик различных слоев населения, а во-вторых, побуждение к имманентному действию по внутреннему раз- витию организации. Организация образовательного процесса - технологии и системы обучения, воспи- тания и развития обучающихся, задействование в учебном процессе профессионалов- практиков и органичное сочетание информационных и традиционных технологий об- разовательной деятельности - является важнейшим фактором, детерминирующим процесс становления и развития имиджа образовательной организации. Материально- техническая база, включающая в себя современное компьютерное, мультимедийное оборудование, спортивные комплексы, комфортабельные помещения общежитий, яв- ляется важным условием формирования имиджа. Еще одним значимым параметром создания и развития имиджа образовательной организации считается патриотизм как ценностное отношение к историческому прошлому своей образовательной организации, проявляющееся в сохранении исторического наследия и определении современного вклада в развитие своего региона и страны. Таким образом, в современном российском обществе давно назрела необходимость оптимизации существующего имиджа как УИС в целом, так и образовательных орга- низаций ФСИН России и их сотрудников в частности. Это обусловлено и тем, что сло- жившийся к настоящему времени имидж является замедляющим фактором развития образовательных организаций ФСИН России, которые, наоборот, в связи со специфи- кой своей деятельности и выполняемых задач должны формировать положительный имидж УИС. Решению указанной проблемы может способствовать повышение роли СМИ в процессе формирования имиджа образовательных организаций ФСИН России на всех уровнях. Необходимо обратить внимание на то, что сегодня трудно представить себе процедуру формирования имиджа без участия СМИ (телевидения, периодической печати, Интер- нета и т. п.). Представляется, что формирование имиджа - это воздействие во многом через СМИ на определенную аудиторию в целях формирования у ее членов психоло- гического притяжения к данному объекту. Отсюда следует вывод о том, что аудитория имиджа - это группа людей, у которой необходимо сформировать нужное мнение о чем-либо или о ком-либо. СМИ для образовательной организации ФСИН России явля- ются своеобразным посредником при общении с обществом. От того, какая информация будет размещена в СМИ о вузе, зависит формирование его положительного имиджа. Процесс создания имиджа в современном обществе может происходить парал- лельно, когда наряду с целенаправленной, организованной деятельностью происхо- дит стихийное деструктивное влияние на общественное сознание как побочный про- дукт работы социальных сетей. Последние статистические данные свидетельствуют об эскалации такого влияния в жизни современного общества. Крупный исследова- тельский центр Mediascope обнародовал следующие данные: средний пользователь проводит в Интернете 183 минуты в день. Чем моложе аудитория соцсети, тем больше времени она проводит онлайн. Данные исследования Deloitte также подтверждают по- 18 НАУЧНЫЙ ФОРУМ пулярность социальных сетей: по итогам 2020 г. в рейтинге использования лидируют соцсети: «ВКонтакте», «YouTube» и «Одноклассники». На пятой строчке - «Instagram», на шестой - «Facebook» [7]. Например, сегодня социальная сеть «ВКонтакте» пользу- ется большой популярностью среди различных категорий населения. Она позволяет ее пользователям создавать группы по интересам. В результате поиска по ключевому запросу «ФСИН» по России было найдено всего 648 сообществ, крупнейшим из которых является официальное сообщество ФСИН «ВКонтакте» (18 324 участника). Кроме того, ни одной группы, имеющей явно негативное отношение к ФСИН России, выявлено не было. Согласно статистике в настоящее время более 80 % организаций и компаний по всему миру используют социальные сети в своей работе [8]. Современные социальные сети размывают границы между профессиональной де- ятельностью и личной жизнью. В этой ситуации сотрудникам образовательных органи- заций ФСИН России как представителям правоохранительных органов следует быть достаточно ответственными. Личный аккаунт сотрудника правоохранительного ведом- ства воспринимается общественностью в контексте его сопричастности с данным ве- домством. Случаи асоциального поведения сотрудников правоохранительных органов, как правило, не остаются незамеченными социальными медиа, вызывая широкий резо- нанс общественности. Это оборачивается утратой лояльности, снижением доверия ко всей системе и ее представителям. Наибольший урон вызывается случаями поведения сотрудников образовательных организаций ФСИН России, связанными с нарушения- ми ими профессиональной этики, норм нравственности, прецедентами асоциального поведения в общественных местах. Такими примерами являются размещение в сети Интернет видеоматериалов, показывающих, как сотрудники Красноярской колонии танцуют стриптиз; курсанты Ульяновского летного училища танцуют полуобнаженные с элементами форменной одежды. Высокий общественный резонанс вызвал видеоро- лик сотрудников УФСИН России по Республике Бурятия, посвященный Дню сотрудника оперативного отдела. Принято считать, что публикуемая информация должна носить чисто информативно- разъяснительный характер. При этом важно отметить, что только исключительно пози- тивный настрой в предоставляемой информации может привести к апатии со стороны общественности. В этом случае потеря интереса целевой аудитории происходит по при- чине искажения и отсутствия освещения реальных событий, умалчивания о них. Пред- ставляется, что позитивный имидж образовательной организации ФСИН России может формироваться за счет освещения деятельности о решении проблемных вопросов, об устранении и о профилактике конфликтных ситуаций, предпринимаемых мерах по пре- дотвращению насущных проблем, связанных с сохранением всестороннего благополу- чия и здоровья обучающихся и сотрудников, создавая всевозможные информационные поводы. При этом важно сопровождение размещаемой информации качественной визу- ализацией новостных событий. Качество визуализации зависит от органичности выбо- ра ракурса, сочетания эмоциональной тональности фигуры и фона снимка, сочетания деталей с общей концептуальностью снимка, запечатленными событиями. Роль сайтов образовательных организаций в формировании их имиджа подчерки- вается в научной литературе [9]. Содержательное наполнение официальных интер- нет-сайтов образовательных организаций выполняет функцию немаловажного фак- тора, оказывающего влияние на их имидж. На официальных сайтах образовательных организаций ФСИН России размещается новостная лента с наиболее значимыми со- бытиями, прошедшими либо планируемыми. В целях полноценного функционирования НАУЧНЫЙ ФОРУМ 19 в контексте развития положительного имиджа предпочтительно, чтобы официальный сайт образовательной организации ФСИН России имел уникальный стиль оформления и подачу содержания; использовал новейшие технологии глобальной компьютерной сети; выполнял представительские функции, рассчитанные на разные социальные категории потенциальных посетителей; брал роль связного между организацией, ее структурными подразделениями, субъектами, сторонними общественными организациями, СМИ. При таких условиях официальный сайт образовательной организации ФСИН России может стать информационным инструментом, способствующим взаимодействию всех обще- ственных институтов и отдельных лиц, причастных к образовательной деятельности. Работа с информацией для размещения ее на официальном сайте образовательной организации ФСИН России и ответственность за данное направление деятельности возлагается на сотрудников пресс-служб. Кроме официального сайта образовательной организации ФСИН России, формирование имиджа происходит с помощью социальных сетей и мессенджеров. За данное направление деятельности также отвечают сотруд- ники пресс-служб. Современные интернет-площадки, включающие в себя блоги, соци- альные сети, форумы обладают ресурсными возможностями формирования имиджа образовательных организаций ФСИН России. В качестве проявления этих возможно- стей прежде всего стоит назвать налаживание обратной связи с внешней средой, кроме того, возможность прямого контактирования с гражданами с учетом их информацион- ных потребностей. При этом важно использовать методы, имеющие непосредственное влияние на формирование положительного имиджа образовательной организации в социальных сетях. Применение метода мониторинга социальных сетей дает возмож- ность производить сбор информации об организации с последующим ее анализом для определения в дальнейшем наиболее эффективных каналов взаимодействия с целевой аудиторией. Использование в социальных сетях рекламной деятельности, освещение различных event-мероприятий позволяет увеличивать численность целевой аудитории. В связи с этим сотрудникам пресс-служб образовательных организаций ФСИН России в комплексном исследовании проблемы имиджа был задан вопрос: «На каких веб- сайтах в социальных сетях размещается информация (о мероприятиях, событиях) о Ва- шей образовательной организации?» Ответы респондентов распределились следующим образом: ВКонтакте - 23 %, YouTube - 17, Одноклассники - 15, Твиттер - 15, Instagram - 11, Facebook - 7, LiveJournal - 7, Википедия - 5 %. В ходе эмпирических исследований ки- берактивности субъектов образовательных организаций в интернет-пространстве авто- ром были выявлены и обоснованы основные виды интернет-рисков, которые остаются недостаточно исследованными в настоящее время и при этом являются источниками риска разрушения имиджа образовательной организации и саморазрушения личности. К первой группе относятся контентные риски. Они связаны с использованием обу- чающимися и сотрудниками образовательной организации интернет-ресурсов, содер- жащих информацию экстремистского, террористического толка; пропаганду расовой и межнациональной ненависти, агрессии и насилия; призывы к суициду, порнографии. Эти странички открываются неопытными пользователями через спам или посредством ссылок на страничках в социальных сетях. Из-за любопытства и дефицита навыков безопасного персонального поведения в киберсреде, обеспечивающего сохранение репутации и имиджа, мотивируемые любознательностью обучающиеся изучают эти странички, могут отмечать отдельные видеоматериалы, вызывающие интерес или иной эмоциональный отклик, пересылают их своим знакомым. В Академии ФСИН России с поступающими абитуриентами проводится профилактическая работа по развитию на- 20 НАУЧНЫЙ ФОРУМ выков корректного поведения в киберпространстве. Однако, несмотря на это, ежегодно выявляются факты деструктивного использования интернет-ресурсов, которые служат доказательством необходимости комплексного совершенствования развития киберком- петентности обучающихся как субъектов образовательной организации. Коммуникационные риски, с которыми сотрудники и обучающиеся сталкиваются в киберпространстве, связаны с нападками, оскорблениями и унижением достоинства, получаемыми ими в процессе общения в онлайн-среде. Киберпротивоборство без специальной подготовки достаточно часто приводит к неприглядным действиям, психо- логическая травля способствует ослаблению социального самоконтроля поведения и провоцирует асоциальные реакции и действия, которые затем могут стать достоянием широкой аудитории интернет-пользователей. Не имея навыков осмысленного проти- востояния травли в киберпространстве, обучающийся, не анализируя специфику про- текания конфликта, может сам оказаться в роли киберпреследователя. Существует и иное проявление коммуникационного киберриска в виде агрессии в офлайн-среде из- за длительного пребывания в состоянии психологического дискомфорта и страха из-за травли в Интернете. Это проявляется как форма психологической защиты, работающей как перенос ответной реакции не в киберреальности, где по каким-то причинам она не может быть осуществлена, и проживается в более безопасном месте - в реальном со- циуме. В данной ситуации обучающийся становится более конфликтным, агрессивным по отношению к окружающим его людям без видимых причин. Это доказывает, что от- сутствие опыта разрешения сложных психологических ситуаций кибербуллинга у обу- чающихся может привести к асоциальным поступкам и действиям в реальном социуме. Еще одна форма киберриска для обучающихся проявляется в виде взаимодействия с флеймерами. Основной задачей флеймера является втягивание людей в дискуссию и ведение ее с нарушением общекультурных норм полемизирования. При этом приме- няются употребление ненормативной лексики, нарушаются общепринятые нормы веде- ния дискуссий и споров, унижается достоинство человека, используются оскорбления и обзывания. Флеймеры включаются в такие действия, используя вымышленные имена и адреса, в то время как обучающиеся и сотрудники УИС как пользователи Интернета, не имея должного уровня владения сетевым этикетом, действуют открыто. В результа- те провокаций (оскорбления, нападки, унижение достоинства, ненормативная лексика) обучающиеся могут стихийно продемонстрировать неприглядные способы отстаива- ния своих позиций. Впоследствии эти случаи показываются обществу в сопровождении средств, усиливающих неприглядность происходящего. Еще одним коммуникационным риском для обучающихся может стать общение с вир- туальными друзьями. Проведенное нами исследование в 2020/21 учебном году показа- ло, что больше 69 % обучающихся готовы к виртуальному общению, причем 62 % гото- вы к виртуальному знакомству с противоположным полом и только 31 % отказываются от виртуального общения. При этом большая часть проанкетированных обучающихся считают, что виртуальное общение позволяет глубоко и всесторонне понять и узнать человека. Такое отношение к виртуальному общению может привести к коммуникатив- ным проблемам, ведь за аватаром кибердруга может стоять личность любого возраста, пола, внешности, что в итоге может привести к глубоким разочарованиям, снижению самооценки своих коммуникативных навыков. При получении травматического опыта возможно его распространение на коммуникативные связи с окружающими людьми в реальном социуме. В итоге отрицательный эмоциональный фон может оказывать вли- яние на качество несения службы и результаты учебы. НАУЧНЫЙ ФОРУМ 21 Формирование общедоступного и компрометирующего своего образа сотрудника- ми и обучающимися в интернет-пространстве является также одним из киберрисков. Выкладывая в социальные сети откровенные фото интимного характера в местах от- дыха или в форме, на фоне здания ведомственной образовательной организации, да- леко не всегда сотрудники, а тем более обучающиеся задумываются о последствиях использования такой личной информации в киберпространстве. Эта информация, по- падая в руки спецконтингента, их друзей, родственников, может использоваться в целях снижения персональной репутации сотрудников, шантажа, угроз, троллинга, снижения персональной репутации сотрудников УИС. Каждый сотрудник, заботясь о своей безопасности, должен понимать, что, делая всеобщим достоянием личные фотографии своего дома, имущества, детей, указывая их имена, место учебы, он тем самым провоцирует преступника в последующем использовать эту информа- цию в целях манипуляции. Эмпирические исследования интрапсихической структуры интернет-личности по- зволили нам выявить и предметно определить компоненты киберустойчивости лично- сти обучающихся. К их числу относятся мотивационный, когнитивный, коммуникатив- ный, социально-перцептивный, креативный, ценностно-смысловой и рефлексивный к омпоненты. Функции мотивационного компонента: саморегуляция побуждений, обладающих силой реализации потребностей, устрем- лений, интересов личности, задающих вектор киберактивности; активация развития персональной киберкомпетентности во всех сферах жизнеде- ятельности, включая образование, общение, бытовое самообслуживание, досуг; мобилизация психофизиологических, психических, духовных резервов организма, включающая в себя как стимуляцию, так и торможение для оптимизации поведения в киберсреде; самоограничение от нежелательных поступков и действий в интернет-пространстве, которые могут приводить к потенциальным личностным потерям. Функции когнитивного компонента: знание законов, регулирующих поведение интернет-пользователя; знание качественных отличительных признаков правопослушного и противозакон- ного поведения в интернет-среде; знание маркеров киберрисков и умение обеспечить кибербезопасность личности; знание способов получения, анализа, сохранения и обмена информацией в ки- берпространстве; предотвращение интеллектуального иждивенчества как присвоения результатов чужих интеллектуальных продуктов с использованием интернет-ресурсов; знание и соблюдение навыков цифровой гигиены. Функции коммуникативного компонента: знание и умение осуществлять быстрый поиск и обмен информацией в киберсреде; умение использования ресурсов интернет-пространства для повышения эффек- тивности жизнедеятельности; способности к переводу социально-негативных конфликтов в социально- позитивные; понимание специфики межличностных отношений в киберпространстве, сохране- ние, поддержание и приумножение своей безопасности; владение навыками этикета различных видов общения в онлайн-среде. 22 НАУЧНЫЙ ФОРУМ Функции социально-перцептивного компонента: понимание предъявляемого и скрытого содержания действий и поступков субъек- тов онлайн-среды (распознавание деструктивных намерений, как своих, так и других участников онлайн-общения); умение прогнозировать действия партнеров по общению в сложных жизненных и профессиональных ситуациях; профилактические навыки, препятствующие нарушению персональных границ личностного пространства и психологического благополучия; управление развитием персональной траекторией киберсоциализации; распознавание мотивов партнеров по общению по отношению к себе в общении, протекающем полностью или частично в онлайн-пространстве. Функции креативного компонента: способность поиска неординарного решения задач жизнедеятельности с исполь- зованием интернет-ресурсов; умение осуществления поиска интернет-ресурсов по самообеспечению в процессе разрешения противоречий текущего этапа жизнедеятельности; жизнетворчество на основе использования интернет-ресурсов. Функции ценностно-смыслового компонента: осознание смысложизненных ценностей, обеспечивающих самореализацию в ки- берпространстве; принятие актуальных ценностей гражданского общества в условиях цифровизации; навыки этического поведения, понимание свободы киберпространства как сово- купности владения информацией, компетентного и ответственного ее использования; определение смысложизненных перспектив саморазвития за счет синхрониза- ции активности личности в условиях гибридной среды, синтезирующей онлайн- и офлайн-пространства. Функции рефлексивного компонента: самопонимание себя как субъекта киберсоциализации, обладающего активностью, инициативностью и ответственностью; самооценка своего уровня киберустойчивости и киберкомпетентности; потребность конструктивного имманентного самопреобразования в контексте ки- берсоциализации; осознание проявления психологических защит, проявляющихся в процессе кибер- социализации. Заключение В качестве важнейших факторов формирования положительного имиджа образова- тельных организаций ФСИН России выступают несколько параметров - это качество контента, размещаемого в сети Интернет, компетентность сотрудников, функционально обеспечивающих работу с целевой аудиторией и уровень компетентности киберактивно- сти субъектов образовательной организации. Основными характеристиками качествен- ного контента являются уникальность, полезность, практичность, информативность. В качестве способов оптимизации развития имиджа образовательной организации для сотрудников служб, обеспечивающих работу с целевой аудиторией, следует при- знать взаимодействие с общественными организациями, территориальными органами УИС, осуществление интерактивной функции с целевой аудиторией, повышение каче- ства информации и ее презентации при использовании надежных платформ информа- ционных технологий, а также оперативное согласование материалов с руководством НАУЧНЫЙ ФОРУМ 23 образовательной организации. Формирование имиджа образовательной организации ФСИН России зависит от частоты распространения информации, а также от уровня СМИ, в которых данная информация размещается. Не менее важной стороной развития положительного имиджа образовательной орга- низации следует считать особое внимание к вопросам обучения безопасному общению в киберпространстве курсантов образовательных организаций ФСИН России. Важно отметить, что безопасному общению в киберпространстве нужно обучать и действую- щих сотрудников учреждений и органов УИС, поскольку их навыки общения в Интер- нете находятся иногда на еще более низком уровне по сравнению с молодежью. Если курсанты допускают некорректное общение в киберпространстве вследствие несфор- мированности правовых знаний в области будущей профессиональной деятельности, то сотрудники из-за недостаточной компьютерной грамотности, открывая все подряд ссылки с целью научиться пользоваться интернет-ресурсами, могут случайно выйти на запрещенные сайты. Проявление активности в киберсреде обучающимися способно трансформировать- ся в киберустойчивость личности только при условии реализации комплексной целена- правленной образовательной деятельности вуза. В настоящее время формирование киберустойчивости субъектов образовательного пространства имеет формы просвети- тельской работы преподавателей, сотрудников отдела по работе с личным составом, курсового звена, кураторов учебных групп, индивидуальных наставников обучающихся. При этом следует отметить фрагментарность этой работы, проявляющуюся в форме ре- агирования на обнаруженные факты аддиктивного поведения обучающихся в качестве пользователей интернет-ресурсами, требующего дисциплинарных взысканий, вплоть до исключения обучающихся из образовательной организации. Поскольку уровень компетентности киберактивности всех субъектов образователь- ной организации оказывает влияние на формирование имиджа образовательной орга- низации, работа по развитию киберкомпетентности должна носить целенаправленный плановый характер и быть включенной в учебный процесс (темы учебных дисциплин, факультативные и элективные курсы, программы профессиональной переподготов- ки), воспитательную работу (беседы о киберрисках и их профилактирование, конкурсы киберкомпетентности обучающихся и преподавателей, встречи со специалистами в области цифровых технологий по специальностям будущих профессий), психолого- педагогическое сопровождение (диагностика склонностей к киберзависимому поведе- нию и кибераддикциям, коррекция кибераддиктивного поведения, включающая в себя индивидуальную и групповую работу).