8 сентября 1802 г. Манифестом Александра I «Об учреждении Министерств» было создано Министерство юстиции. На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, управления деятельностью судов и прокуратуры. Министерство занималось кадровой политикой судебного ведомства, вопросами создания и ликвидации судебных органов, осуществляло надзор за судами. Первым министром юстиции Российской империи был назначен выдающийся русский поэт и государственный деятель Г. Р. Державин. Свою службу он начал в 1762 г. рядовым в лейб-гвардии Преображенского полка. В течение тринадцатимесячного пребывания на посту министра юстиции Г. Р. Державин проявил себя как талантливый организатор новой юстиции и его управленческие способности нашли достойное применение на практике. Под его руководством разрабатывалось Положение о департаментах Министерства, отрабатывался механизм взаимодействия с Сенатом, принимались меры для борьбы с взяточниками и казнокрадами. Министерство юстиции с самого начала своей работы большое внимание уделяло проблеме совершенствования российского законодательства. На начало XIX в. оно было серьезно запутано, так как состояло из множества не связанных между собой законов, боярских приговоров, указов самодержцев и иных актов. Кодификация законодательства была поручена известному государственному деятелю М. М. Сперанскому, который во многом успешно справился с возложенной на него задачей. При министре юстиции Д. В. Дашкове эта работа была окончена: издано 56 томов полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов. На тот период данная работа по систематизации и кодификации была проведена Российским государством одним из первых в Европе. По мере развития Министерства юстиции достаточно остро возникла проблема недостатка профессиональных кадров. В связи с этим в 1835 г. было открыто Училище правоведения, из стен которого вышло немало выдающихся людей своего времени. По итогам проведенной в 1864 г. в России судебной реформы роль Министерства не уменьшилась, а только возросла. Было добавлено право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Данные преобразования проводились при министре юстиции Д. Н. Замятине. Важной вехой явился закон об отмене жестоких телесных наказаний, в частности были отменены плети, шпицрутены, прогнание сквозь строй, а также наложение клейм и штемпелей. Под непосредственным руководством Министерства вводились институты мировых судей и присяжных заседателей. Изменились полномочия судебных органов различных инстанций. С отделением судебной власти от административной возбуждение дел, наблюдение за следствием, а также за законностью в судебном процессе было возложено на лиц прокурорского надзора, которые непосредственно подчинялись министру. Управление местами лишения свободы было передано Министерству юстиции в 1895 г., до этого времени эта функция осуществлялась Министерством внутренних дел. Для выполнения данной работы в Министерстве было создано Главное тюремное управление, которое несло обязанности административного, хозяйственного и финансового характера при управлении местами лишения свободы. С начала XIX в. одной из функций Министерства юстиции стало заведование межевой частью. Под межеванием понималось установление и оформление границ земельных владений путем совершения технических и юридических действий. К генеральному межеванию относилось закрепление границ между землевладельцами, проведение данного процесса аналогично судебному, создание специальных межевых учреждений как в центре, так и на местах. В начале участие министра юстиции ограничивалось только надзором за судебно-межевыми делами, однако по мере развития законодательства о межевании Министерство юстиции активно включилось в эту деятельность. После судебной реформы 1864 г. судебно-межевое разбирательство было отнесено к компетенции судов. В связи с Октябрьской революцией 1917 г. Министерство юстиции было ликвидировано. Однако уже 26 октября 1917 г. было принято решение об учреждении временного рабоче-крестьянского правительства Совета народных комиссаров (СНК). Одним из первых уже 8 ноября 1917 г. создан Народный комиссариат юстиции (НКЮ). Первым законодательным актом явился Декрет о суде, в котором первоначальная задача НКЮ определялась как упразднение органов юстиции прежнего режима, создание народных судов определения правовых источников судебной деятельности, намечались пути создания следственных органов, обвинения, защиты. Для борьбы с контрреволюцией учреждались революционные трибуналы, избираемые Советами. НКЮ занимался вопросами организации судебных органов, мест лишения свободы, определения основных начал карательной политики, подготовки первых советских кодексов. Кроме того, Наркомюст осуществлял надзор за соблюдением законности в деятельности советских учреждений. Имелись функции по надзору за проведением расследований по уголовным делам, контролировалось соблюдение законности в деятельности ВЧК и революционных трибуналов. По мере становления советской судебной системы НКЮ фактически взял на себя надзор за соблюдением судами законности при осуществлении правосудия. В связи с необходимостью укрепления законности в жизни страны 28 мая 1922 г. было утверждено Положение о прокурорском надзоре. Прокуратура РСФСР создавалась в составе Наркомата юстиции во главе с наркомом юстиции, который одновременно был прокурором республики. В дальнейшем прокурор республики являлся заместителем Наркома юстиции. 20 июня 1936 г., в соответствии с постановлением ЦИК СНК СССР «Об образовании Народного комиссариата юстиции Союза ССР», прокурорско-следственные органы союзных республик были выделены из наркоматов юстиции республик и переданы в подчинение прокурора Союза ССР. В 1922 г. завершилась в основном начатая после революции судебная реформа. В этом же году места заключения, бывшие под управлением Наркомюста, были переданы Народному комиссариату внутренних дел. В 1936 г. в связи с принятием Положения о Народном комиссариате юстиции СССР на Наркомюст возложены организация и руководство деятельностью судебных учреждений. Основными функциями Наркомюста являлись: наблюдение за применением судами советских законов; обеспечение правильности и единообразия судебной практики; руководство организацией судебной системы, выборов судей и организационно-хозяйственным обслуживанием судов; осуществление общего руководства и надзора за деятельностью коллегий защитников и организация юридической помощи населению; общее руководство и надзор за работой нотариата; руководство системой юридического образования. Кроме того, на Наркомат юстиции были возложены функции по организации и руководству военными трибуналами и транспортными судами. С принятием в 1938 г. нового закона о судоустройстве были внесены изменения в компетенцию Наркомата юстиции СССР. Необходимо отметить, что функция судебного управления осуществлялась главным образом путем проверки деятельности судов и правильности применения ими законов при рассмотрении уголовных и гражданских дел, направления неправильно разрешенных дел председателям соответствующих судов для решения вопроса об опротестовании приговоров, решений, определений и постановлений; изучения и обобщения судебной практики и постановки перед пленумами верховных судов вопросов о даче судами руководящих указаний, а также путем издания приказов и инструкций по улучшению работы судов. Одновременно с созданием центрального аппарата происходило становление местных органов юстиции. В регионах Советами депутатов избирались особые комиссары, в обязанности которым вменялось принятие архивов и имущества ликвидированных судебных учреждений, прокурорского надзора и осуществление общего руководства по направлению неоконченных дел по подсудности. В Рязанской губернии комиссар юстиции Рязанского губисполкома осуществлял свои функции с ноября 1917 г. Губернские и уездные комиссары юстиции выполняли задачи по организации, объединению и руководству всеми юридическими учреждениями на местах, созданию юридических центров разрешения неотложных судебных дел. Часто в связи со сложной обстановкой губернские комиссариаты сами разрабатывали и принимали инструкции об организации судов, положения о комиссариатах юстиции. В исключительных случаях комиссары юстиции принимали на себя производство предварительного расследования и имели право выступать в суде в качестве общественных обвинителей. Если отсутствовали судебные органы, то в исключительных случаях могли выполнять судебные функции. Для выполнения этих задач создавался аппарат, состоящий из отделов, в частности: следственного, тюремного, по управлению колониями несовершеннолетних, нотариального, по борьбе с преступностью, юридического и кассационного отделения. В связи с возникающей необходимостью проводились губернские съезды, где разрешались вопросы судебного и тюремного характера. За время работы данных органов произошло создание местных народных судов, окружных судов, революционных трибуналов, следственных комиссий при трибуналах и по общеуголовным делам, коллегий правозаступников, комиссий судебных исполнителей. Институт комиссаров просуществовал до середины 1918 г., до момента создания отдела юстиции при Рязанском губисполкоме. Данный отдел был непосредственно связан с Народным комиссариатом. Губернские отделы юстиции имели достаточно широкие полномочия, к которым относились: организационное руководство судами, надзор за соблюдением законности советскими учреждениями, управление всеми местами лишения свободы губернии. Они также давали консультации по всем юридическим вопросам. Данные отделы состояли из подотделов: общего, административно-хозяйственного, судебно-следственного и карательного. Рязанский губернский отдел юстиции выполнял следующие функции: по судебно-административной политике, организационной статистике, следственной, исправительно-трудовой и нотариальной работе. Руководил отделом юстиции при Рязанском губисполкоме А. С. Сыромятников, ставший впоследствии начальником отдела нотариата Наркомата юстиции. На местах в уездах создавались уездные бюро юстиции, которые избирались из числа судей общим собранием народных судей и следователей уезда. Председатель утверждался уездным исполкомом и губернским отделом юстиции. Функции уездных отделов были аналогичны функциям губернских отделов в границах уезда. Кроме того, они организовывали общий надзор за законностью и возглавляли борьбу с преступностью в уездах. Бюро имели право пресечения незаконных действий местных органов власти, с их участием осуществлялся контроль за деятельностью судебных и следственных органов. В 1920 г. в связи с утверждением Положения о местных органах юстиции произошло дальнейшее развитие функций данных органов юстиции. Губотделы юстиции не только осуществляли наблюдение за производством дознания, но и получили право производить расследования незаконных действий местных органов власти по поручению центральных учреждений РСФСР, возбуждать в порядке общего обвинения расследование, судебное преследование в случае нарушения закона местными органами власти, а также недостаточно активного раскрытия преступления и непринятия соответствующих мер. Губернские отделы наделялись некоторыми надзорными функциями по осуществлению правосудия. Изменились и функции уездных бюро юстиции, к ним добавились функции по производству расследований о незаконных действиях местных представителей власти; наблюдению за деятельностью органов юстиции; принятию мер пресечения в случае обнаружения злоупотреблений или преступных действий этих органов. Бюро имели право возбуждения общественного обвинения и обжалования в Совете народных судей неправильных приговоров народных судей уезда. В октябре 1922 г. Рязанский губернский отдел юстиции и бюро юстиции в уездах были ликвидированы. Функции управления судами были переданы губернским судам, а надзор за законностью - прокуратуре. Однако уже в 1938 г. создано Управление народного комиссариата юстиции при Рязанском областном совете. На Управление возлагались следующие функции: организация выборов народных судей; контроль за соблюдением судами как процессуальных вопросов, так и правильности применения действующего законодательства; руководство народными судами; общее руководство деятельностью адвокатуры, юридических консультаций и нотариальных контор. Министерство юстиции СССР было ликвидировано в 1956-1963 гг. в связи с имевшим место перекосом во взаимоотношениях с судебными органами. В Рязанской области Управление юстиции было упразднено в 1956 г. Функции юстиции по руководству народными судами и государственными нотариальными конторами перешли к Рязанскому областному суду. Руководство областной коллегией адвокатов осуществляли органы прокуратуры. Однако достаточно скоро стала очевидна ошибочность принятого решения. В 1970 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о воссоздании органов юстиции. Структура и функции Министерства юстиции РСФСР полностью определились в 1972 г., когда было утверждено Положение о Министерстве юстиции республики. Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 утверждено Положение о Министерстве юстиции, в соответствии с которым на Министерство возложены следующие функции: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности; реализация установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. В 1997 г. на Минюст были возложены функции по координации нормотворческой деятельности, начато формирование службы судебных приставов. В 1998 г. начато формирование системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произошла передача Министерству пенитенциарной системы. На территории Рязанской области органы юстиции были вновь образованы 9 января 1971 г. в соответствии с решением Рязоблисполкома. Был создан отдел юстиции исполкома Рязоблсовета, который подчинялся Министерству юстиции РСФСР и исполнительному комитету Рязоблсовета депутатов трудящихся. В течение 20 лет вплоть до 1990 г. функции отдела юстиции существенным образом не изменялись. Руководил становлением отдела П. М. Малюгин, затем Л. А. Павлова, занимавшая этот ответственный пост в течение 15 лет. С 1990 по 1995 год отдел возглавлял А. П. Музюкин, с 1995 г. - М. И. Филиппов, который успешно руководил прошедшим перестройку органом юстиции до 2005 г. В 1994 г. отдел юстиции Рязанского облисполкома преобразован в Управление юстиции администрации Рязанской области, а в 2000 г. Управление юстиции утратило двойную подчиненность, став Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» проведено реформирование системы Минюста России. В конце 2004 г. приказом Минюста России от 22 ноября 2004 г. № 1465-к «О реорганизации территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области реорганизовано в форме разделения на территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Рязанской области и территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области. В субъектах Российской Федерации по федеральным округам созданы территориальные органы, подведомственные Минюсту России. В 2008 г. согласно приказу Минюста России от 15 июля 2008 г. № 143 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации» были вновь созданы территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Управление Минюста России по Рязанской области создано 31 июля 2008 г., его руководителями в разное время являлись А. В. Тюменев, Р. Р. Клопцов, О. В. Севостьянов. Приказом Минюста России от 4 июля 2019 г. на должность начальника Управления Минюста России по Рязанской области назначен С. В. Солохин, который возглавляет ведомство в настоящее время. Министерство юстиции Российской Федерации сегодня - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. На Минюст России возложены: 1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере: исполнения уголовных наказаний; регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации; адвокатуры; нотариата; государственной регистрации актов гражданского состояния; обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; территориального устройства Российской Федерации; организации местного самоуправления; разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и др.; 2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации; 3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций; 4) функции по контролю и надзору в сфере: адвокатуры; нотариата; государственной регистрации актов гражданского состояния. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России. Основными задачами Минюста России являются: 1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; 2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности; 3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; 5) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 35 министром юстиции Российской Федерации назначен действительный государственный советник юстиции Российской Федерации К. А. Чуйченко. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Почета, орденом Александра Невского. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области