ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРОБАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с осмыслением и характеристикой институциональных принципов пробации, с учетом действия положений Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Принципы пробации как основные руководящие идеи являются векторными ориентирами обеспечения в практической деятельности института пробации. Раскрытие сущности всей системы принципов и каждого принципа в отдельности позволит грамотно осуществлять комплекс мер пробации, что эффективно скажется на единстве правоприменительной практики в отношении лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с совершением преступления. По мнению автора, обращение государства к реализации института пробации является подтверждением обеспечения действующей соци- альной политики и социальных функций. Применение в процессе исследования совокупности общенаучных и частнонаучных методов позволило сформулировать вывод о том, что только при постоянном, системном и единообразном руководстве принципами пробации можно добиться положительной динамики всех пробационных мероприятий и эффективных показателей результативности пробации. Статья отражает субъективную позицию автора по данной проблематике

Ключевые слова:
государство, общество, пробация, принципы, субъекты пробации, трудная жизненная ситуация, права и свободы человека
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Совершенствование и реализация государственной политики Российской Федера- ции направлены на максимальное приведение в соответствие конституционных по- ложений, связанных с гарантиями прав и свобод человека и гражданина. Так, ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются выс- шей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации

«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Современное право учитывает социальную потребность в предоставлении необходи- мых социальных благ населению при возникновении трудных жизненно важных обстоя-

 

тельств, кардинально изменяющих социальное состояние человека (рождение, смерть, инвалидность, бедность, совершение преступления, осуждение, наличие судимости, состояние войны, состояние социального конфликта, состояние потерпевшего, состо- яние пострадавшего от стихийного бедствия, катастрофы, отсутствие родственников, отсутствие места жительства и др.). С учетом наступления возможных трудных жизненно важных обстоятельств происходит дифференциация системы правового регулирова- ния социальной сферы. Государство тем самым реагирует на возможные социальные риски, приводящие к наступлению трудных жизненно важных обстоятельств, которые человек не может преодолеть самостоятельно. Реализуя собственную государствен- ную социальную политику, государство определяет свою социальную идентичность, то есть свой самостоятельный и уникальный путь в модернизации социальных мер. Для обеспечения социальной функции государством создаются оптимальные условия для достойного существования каждого человека. Обращение государства к проблеме ре- абилитации и социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, является подтверждением обеспечения проводимой ею социальной политики. Большое значение при этом имеет способность государства качественно обеспечить действие системы социальных функций. Значимость реализации социальной функции государства в отношении осужденных состоит в том, что эти граждане должны быть возвращены в благоприятные условия жизни на свободе. Дело в том, что лицо, совершившее престу- пление, оказывается в трудной жизненной ситуации, связанной с процессом реализации уголовного наказания и последующего освобождения от наказания.

Следует иметь в виду, что осужденного может сопровождать комплекс трудных жиз- ненных ситуаций, имевших место в жизни гражданина до совершения преступления. В связи с этим данным лицам должна быть оказана комплексная социальная помощь в трудоустройстве, предоставлении социального жилья, медицинская помощь и лече- ние, психологическая помощь и консультирование, юридическая помощь, материальная социальная помощь и т. д. Между тем бывшие осужденные испытывают потребность в необходимости оказания им социальной адаптации. Об этом свидетельствует боль- шое количество жалоб по теме ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, поступивших в адрес региональных уполномоченных за период 2017–2021 гг. – 18 773 жалобы (2017 г. – 3 737, 2018 – 4104, 2019 – 4226, 2020 –

4144, 2021 г. – 2562). Из них по вопросам пенитенциарной ресоциализации – 12 178

(65 %) и по вопросам постпенитенциарной ресоциализации – 6505 (35 %) [1, с. 13]. Не- обходимость в усилении реабилитации и социальной адаптации граждан, вышедших на свободу, весьма значима для ограничения распространения новых криминальных (преступных) связей и сокращения количества постпенитенциарного рецидива. Анализ социально-криминологической характеристики осужденных показывает, что 61,5 % лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых, осуждены к лишению свобо- ды второй и более раз [1, с. 7].

В нашем представлении социальная политика – это комплексная деятельность го- сударства по выработке оптимальных методов и осуществлению целеполагающих дей- ствий, направленных на реализацию эффективных мер государственного воздействия по обеспечению достойной жизни и социальной свободы населения. При этом функции социального государства представляют собой основные направления деятельности по реализации социальной политики, направленной на создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и социальную свободу человека. Результативность

 

действия государственных социальных реформ предопределяет состояние социаль- ного обеспечения и защищенности всего населения. Наличие эффективных социально обеспечительных мер отражается на проекции индивидуального состояния человека в социальной сфере. Образуется своеобразная параллель группового и индивидуаль- ного начала в обеспечении доступности и равенства в предоставлении социальных благ. Каждое начало обладает взаимопроникновением и дополнением в определении положительной динамики результативности социальной политики государства. Макси- мальное устремление к развитию и поддержанию на должном (гарантированном) уров- не системы социальных функций будет способствовать выработке проекции качества социальной защиты государства в удовлетворении как общественных, так и индивиду- альных потребностей отдельно взятого человека.

Перечисленные нами тенденции в своей совокупности предопределили принятие Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Феде- рации». Необходимость принятия обозначенного нами Закона предопределена обще- ственной и государственной потребностью в создании действенного механизма ин- ститута пробации и его нормативного сопровождения. Кроме того, данный Закон объ- ективно становится предпосылкой дальнейшего развития уголовно-исполнительного права, когда очевидна необходимость не только изменения УИК РФ и в целом уголовно- исполнительного законодательства, но и издания новых нормативных правовых актов в данной сфере [2, с. 85].

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Феде- рации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р, рассматривает вопросы социальной адаптации осужденных в качестве непосредственного вызова, стоящего перед уголовно-испол- нительной системой. В тексте Концепции отмечается, что «лица, освободившиеся из мест лишения свободы, не адаптированы к жизни в гражданском обществе. Отсутствие системы пробации приводит к потере социальных связей, отсутствию востребован- ности профессиональных навыков, жилья, средств к существованию таких лиц и, как следствие, влияет на рост рецидивной преступности» (разд. II «Вызовы, стоящие перед уголовно-исполнительной системой»). Одним из основных направлений совершенство- вания и развития уголовно-исполнительной системы является создание и развитие системы пробации (разд. IV «Основные направления совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы»).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ под проба- цией понимается совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учрежде- ний, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, кото- рые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц. Между тем законодатель не конкретизировал понятие «трудная жизненная ситуация», что вызывает правовую неопределенность при рассмотрении обстоятельств, относящихся к квалификации данной ситуации, и субъективистское профессиональное толкование.

Положения ст. 4 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ определяют цели пробации. Ими являются коррекция социального поведения, ресоциализация, со- циальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений. Задачами пробации

 

являются создание условий для оказания помощи лицам, в отношении которых приме- няется пробация, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения об- разования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Россий- ской Федерации, обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.

При этом в ст. 3 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ законодатель закрепил систему принципов пробации. К их числу относятся следующие взаимосвя- занные принципы: 1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;

  1. гуманизм; 3) соблюдение законности; 4) рациональность применения мер принуж- дения, мер исправительного, социального и иного характера и мер стимулирования правопослушного поведения; 5) учет индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей; 6) открытость (прозрачность); 7) преемственность, непрерывность, до- бровольность при применении пробации.

    Сущность перечисленных принципов пробации состоит в том, что они выступают системными, институциональными, руководящими идеями, необходимыми для пра- вильной реализации пробации со стороны всех ее субъектов и институтов гражданско- го общества, непосредственно принимающих участие в ее обеспечении. В принципах скрывается своеобразный организационно-информационный подтекст, так как любая норма-принцип несет в себе информационные начала, способствующие выстраиванию качественной организации и последующего сопровождения всего комплекса мер, свя- занных с пробацией. Если обратиться к логическому расположению ст. 3 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ, то мы видим, что законодатель разместил принци- пы пробации перед целями и задачами пробации. Это свидетельствует о своеобразном приоритете и охвате принципами пробации ее целей и задач. Выстраивается ситуация своеобразной зависимости целей и задач от всей системы принципов пробации. Тем самым принципы пробации системно пронизывают все имеющие цели и задачи и явля- ются постоянными ориентационными идеями на пути грамотной реализации пробации, в точном соответствии с предписаниями закона. В связи с этим субъекты и участники пробации должны единообразно понимать идеи, заложенные в смысловой нагрузке принципов пробации, и руководствоваться ими.

    По мнению профессора И. Н. Сенякина, правовые принципы выступают своеобразным критерием качественной оценки законодательного акта с точки зрения его соответствия праву в целом. Такое соответствие достигается посредством собственных принципов законодательства, которые представляют собой определенную совокупность технико- юридических требований, предъявляемых к отдельно взятому нормативно-правовому акту, его структуре или системе законодательства в целом. К числу таких требований можно отнести: конкретность правового регулирования определенных общественных отношений; логическую последовательность изложения нормативных предписаний, име- ющихся в правовом акте; ясность, простоту и доступность языка нормативно-правовых актов; наличие единых технических приемов законотворчества; отсутствие внутренних противоречий, двусмысленности и дублирования положений нормативно-правовых ак- тов; их строгую соподчиненность и т. д. [3].

    Следует отметить, что законодатель не стал разграничивать в положениях ст. 3 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ общеправовые и специальные принципы, тем самым законодатель из смысловой конструкции данной статьи, види-

     

    мо, преднамеренно сохраняет единство принципов пробации, рассматривая их в ка- честве совместного процесса достижения цели. Однако, по мнению П. В. Тепляшина, принципы пробации можно разбить в зависимости от функционального назначения на следующие три группы: 1) принципы, характеризующие правовые основы реализации пробации (приоритет прав и законных интересов человека и гражданина, соблюдение законности); 2) принципы, отражающие статус ее участников, или организационно-пра- вовые принципы (учет индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей, добровольность); 2) принципы, характеризующие порядок реализации пробации, или, иначе, процедурные принципы (гуманизм, рациональность применения мер принуж- дения, мер исправительного, социального и иного характера и мер стимулирования правопослушного поведения, открытость (прозрачность), преемственность, непре- рывность) [4, с. 18].

    Каждый принцип несет смысловую прогностическую идею, образуя сплоченные зве- нья для создания оптимальных условий реализации пробации и достижения ее цели. Именно в этой цепочке раскрывается уникальность как отдельно взятого принципа проба- ции, так и всей системы принципов. Только при постоянном, системном и единообразном воплощении принципов пробации можно будет в последующем добиться положительной динамики пробационных мероприятий и эффективных показателей результативности пробации. Несмотря на это, законодатель не стал расшифровывать смысловое значе- ние принципов пробации, что, с нашей точки зрения, может способствовать возникно- вению юридического риска правовой неопределенности и неоднозначного понимания принципов пробации со стороны ее субъектов. В связи с этим важно знать сущностную характеристику каждого принципа пробации, чтобы сформировать единство их пони- мания для субъектов пробации в практической деятельности. С учетом изложенного, применяя приемы доктринального толкования права, обратимся к детальному анализу принципов пробации, исходя из положений текста Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ.

    Приоритет прав и законных интересов человека и гражданина. Этот принцип раскрывает ценностные компоненты – приоритет прав и законных интересов человека и гражданина на всех этапах реализации пробации. Он целенаправленно ориентиро- ван на интерполяцию конституционных положений, связанных с государственным при- знанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, их обеспечением и защитой. Данные компоненты должны рассматриваться в единстве и могут сочетать в себе од- новременно признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и их защиту в соответствии с положениями российского законодательства.

    В частности, в ст. 2 Конституции Российской Федерации определено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Одновременно положе- ние ст. 18 Конституции Российской Федерации закрепляет конституционную норму, со- гласно которой «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятель- ность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспе- чиваются правосудием».

    Таким образом, обозначенный нами принцип пробации определяет главенствующее направление – приоритет прав и законных интересов человека и гражданина в систе- ме мер пробации и ориентирует правоприменителя на неукоснительное соблюдение

     

    российского законодательства в части защиты прав и свобод человека и гражданина и обеспечение их действия.

    Гуманизм означает, что действие закона должно быть ориентировано на конститу- ционные основы в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Госу- дарство, субъекты пробации и все заинтересованные в пробационном процессе лица должны уважать личность, в отношении которой будет реализовываться институт про- бации, соблюдать ее права, интересы и не допускать совершения деяний, посягающих на человеческое достоинство во время осуществления пробации.

    Соблюдение законности предполагает точную и неукоснительную реализацию правовых норм, обеспечивающих действие пробации со стороны всех непосредствен- ных субъектов пробации и заинтересованных участников, перечисленных в ч. 2, 3 ст. 6 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ. Это подразумевает под собой, что все субъекты и участники пробации должны действовать в пределах своей компетенции в части, касающейся обеспечения пробации; руководствоваться положениями Консти- туции Российской Федерации, положениями законов и подзаконных актов, связанных с обеспечением пробации; требовать соблюдения положений российского законода- тельства, связанного с обеспечением пробации, от иных участников правоприменения.

    Рациональность применения мер принуждения, мер исправительного, соци- ального и иного характера и мер стимулирования правопослушного поведения. Сущность рассматриваемого принципа состоит в разумности применения необходимых мер принуждения в отношении лиц, к которым применяется пробация, в случаях укло- нения без уважительных причин от выполнения мероприятий, предусмотренных инди- видуальной программой пробации; избирательность выбора необходимых мер испра- вительного, социального и иного характера в зависимости от уровня правопослушного поведения, состояния безопасности личности освобождаемого, сложности проведения коррекционных мероприятий; использование различных мер стимулирования правопо- слушного поведения с учетом состояния правосознания и осознанности мер пробации.

    Учет индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей означа- ет, что субъекты пробации должны, во-первых, уделять должное и непосредственное внимание при осуществлении системы мер пробации учету всех индивидуальных осо- бенностей лица, к которому применяется пробация; во-вторых, принимать во внимание все без исключения обстоятельства, связанные с причинами совершения преступле- ния и способствовавшие формированию трудной жизненной ситуации; в-третьих, вы- являть необходимые жизненно важные и социальные потребности у лица, к которому применяется пробация, с целью последующего оказания социальной помощи. Следует иметь в виду, что данный принцип направлен на учет целого комплекса обстоятельств, обусловленных трудной жизненной ситуацией, потому как трудная жизненная ситуация может быть сложной и связана одновременно с несколькими обстоятельствами, ее об- разовавшими, например, наличие тяжелого медицинского заболевания, инвалидность, отсутствие работы, смерть близкого родственника, отсутствие жилья. Действие данно- го принципа позволяет субъектам пробации грамотно проецировать все необходимые меры пробации заблаговременно с учетом трудной жизненной ситуации лица, в отно- шении которого применяется пробация.

    Открытость (прозрачность) – это доступность всех мер пробации, а также прида- ние гласности процессу реализации пробации на территории Российской Федерации. Рассматриваемый принцип имеет, на наш взгляд, тройственное значение. Во-первых, он

     

    направлен на прозрачность всех проводимых мероприятий в отношении лиц, к которым применяются меры пробации. Эти лица должны получать всю необходимую и доступ- ную информацию о своем статусе в пробационных отношениях и реализуемых в отно- шении их мерах пробации. Во-вторых, государство должно открыто информировать все государственные структуры о качестве проводимых мер пробации с целью выстраива- ния прогноза дальнейшего развития этого института, изучения динамики мер пробации, эффективности института пробации в сопоставлении с ее целями и задачами в рамках федеральной и региональной практики, выявления рисков при осуществлении пробации. В-третьих, оглашение результатов реализации пробации общественности в целях полу- чения общественного мнения, осуществления общественного контроля, привлечения большего количества институтов гражданского общества к реализации пробации и раз- работке совместных предложений по совершенствованию рассматриваемого института.

    Преемственность, непрерывность, добровольность при применении проба- ции понимается нами в качестве руководящей идеи, сочетающей в себе качественные признаки, характеризующие пробацию как особый комплекс мер. Во-первых, систем- ные меры пробации связаны с непосредственной деятельностью ее субъектов в рам- ках установленного законодательного порядка реализации их функций в рамках про- бации. Кроме того, сами меры пробации имеют определенную последовательность, о чем свидетельствует, например, подготовка индивидуальных программ ресоцализа- ции, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных в рамках ст. 17, 28 Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ. Во-вторых, непрерывность системы оказываемых мер при реализации исполнительной, пенитенциарной и постпенитенци- арной пробации для достижения установленной законом цели и решения поставленных задач. В-третьих, система мер пробации должна выстраиваться на добровольных нача- лах самого лица, в отношении которого проводится пробация, человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, должен иметь свои собственные целеустремления и на- мерения, способствующие преодолению возникшей ситуации. Кроме того, институты гражданского общества, обозначенные в законе, а также любые граждане Российской Федерации могут проявлять и активизировать свои добровольческие намерения при оказании мер пробации. Полагаем, что в этом большую роль должна играть социальная реклама, оказывающая информационное воздействие на привлечение общественных организаций и волонтеров из числа граждан для оказания социальной помощи при ре- ализации пробации.

    Таким образом, нами была предпринята попытка анализа, характеристики и выяв- ления сущностных особенностей как всей имеющейся системы принципов пробации, так и каждого принципа отдельно. Понимание сущности и предназначения принципов пробации для всех ее субъектов крайне необходимо в силу введения в практическую деятельность на территории Российской Федерации нового института – пробации. Пра- вильное руководство принципами со стороны субъектов пробации будет способствовать оптимальному обеспечению всех мер пробации и снижению возможных юридических рисков правоприменения.

     

Список литературы

1. Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы : тематический доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М. : Издат. центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2022. 122 с.

2. Скиба А. П., Малолеткина Н. С. Закон «О пробации в Российской Федерации» как предпосылка дальнейшего развития уголовно-исполнительного права // Вестник Кузбасского института. 2023. № 1. С. 80–90.

3. Сенякин И. Н. Понятие и сущность принципов российского законодательства. URL: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes/9640/08.pdf (дата обращения: 21.12.2023).

4. Тепляшин П. В. Принципы пробации (в контексте Федерального закона от 6 февраля 2023 года «О пробации в Российской Федерации»): вопросы законодательного учета и перспективы реализации // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : материалы Всерос. науч.-практ. конф. к 100-летию со дня рождения проф. Александра Львовича Ременсона – юриста, ученого, пенитенциариста, педагога, основателя Томской школы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права. Томск, 2023. С. 17–20.

Войти или Создать
* Забыли пароль?