ГУМАННЫЙ МОТИВ КАК КОМПОНЕНТ ПРЕСТУПНОЙ МОТИВАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования преступного гуманного мотива несовершеннолетних правонарушителей как внутреннего побуждения, направленного на то, чтобы принести пользу, сделать добро другим людям способом, запрещенным законом, а также диагностики иных личностных качеств и свойств несовершеннолетних правонарушителей, влияющих на формирование преступного гуманного мотива. Продемонстрированы результаты сравнения полученных данных с соответствующими показателями законопослушных несовершеннолетних. В качестве психодиагностического инструментария применена специализированная авторская методика диагностики потенциальных мотивов делинквентного имущественного поведения несовершеннолетних и неспециализированные методики диагностики общей мотивации: «Пирамида потребностей» (В. В. Скорцов), «Пословицы» (С. М. Петрова) и «Метод диагностики мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман). Полученные результаты имеют практическую значимость при разработке и реализации реабилитационно-профилактических программ субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова:
преступность несовершеннолетних, мотив преступления, потребности несовершеннолетних правонарушителей, преступный гуманный мо- тив, диагностика мотивов преступного поведения, профилактика правонарушений несовершеннолетних
Список литературы

1. Горьковая И. А. Направления профилактики противоправного поведения подростков в России // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 3. С. 265–276. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-265-276; EDN: https://elibrary.ru/JMYBKV

2. Антонян Ю. М. Некоторые принципиальные возможности исправления осужденных // Человек: преступление и наказание. 2021. Т. 29, № 3. С. 327–335. DOI: https://doi.org/10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).3.327-335; EDN: https://elibrary.ru/HWWINS

3. Васильева Н. В., Горьковая Н. В. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. СПб. : Балтийская педагогическая академия, 1997. 170 с. EDN: https://elibrary.ru/SIWVNH

4. Коновалова И. А. Криминологическая характеристика корыстной преступности несовершеннолетних. М. : МГОУ, 2007. 141 с. EDN: https://elibrary.ru/QQSBPN

5. Логинова К. Ю. Имущественная преступность несовершеннолетних и меры по ее предупреждению : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2015. 24 с. EDN: https://elibrary.ru/ZPUPRH

6. Устинов Д. В. Проблема учета психологических конструктов в формировании понятия мотива преступления // Психолог. 2020. № 3. С. 37–52. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8701.2020.3.32570; EDN: https://elibrary.ru/XTVJTR

7. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб. : Питер, 2013. 304 с EDN: https://elibrary.ru/TQZJRN

8. Устинов Д. В., Сафуанов Ф. С. Методика диагностики потенциальных мотивов противоправного имущественного поведения несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 39–50. DOI: https://doi.org/10.33463/2072-8336.2023.1(62).039-050; EDN: https://elibrary.ru/OLTEFA

9. Мильман В. Э. Мотивация творчества и роста (структура, диагностика, развитие): теоретическое, экспериментальное и прикладное исследование диалектики созидания и потребления. М. : Мирея и К°, 2005. 165 с.

10. кворцов В. В. Психология руководства и подчинения. М. : Дело, 2019. 208 с.

11. Акиндинова И. А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2000. 156 с. EDN: https://elibrary.ru/NLTMJF

12. Петрова С. М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук. СПб., 1995. 191 с. EDN: https://elibrary.ru/ZLHRAJ

13. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза : учебник. М. : Юрайт, 2021. 309 с. EDN: https://elibrary.ru/QMRMHG

14. Устинов Д. В. Содержание потребности как критерий классификации мотивов противоправного имущественного поведения детей // Психология и право. 2018. Т. 8, № 1. С. 63–76. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080105; EDN: https://elibrary.ru/YSTZMC

15. Аникина В. Г. Диалогический подход к разработке модели рефлексии как механизма межличностного восприятия // Познание и переживание. 2021. Т. 2, № 2. С. 53–67. DOI: https://doi.org/10.51217/cogexp_2021_02_02_03; EDN: https://elibrary.ru/JBSJBE

16. Арапова П. И. Преодоление трудностей в школьные годы // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : сб. материалов науч.-практ. конф. / отв. ред. А. И. Савенков. М. : Московский городской педагогический университет, 2019. С. 139–144. EDN: https://elibrary.ru/HCVNMU

17. Локаткова О. Н. Особенности детско-родительских отношений и их влияние на формирование конфликтного поведения в подростковом возрасте // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 8(210). С. 473–477. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p473-477; EDN: https://elibrary.ru/JMGJOW

18. Коновалова А. М. Факторы, связанные с неуважительным отношением подростков к своим родителям // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2020. № 3. С. 69–87. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.04; EDN: https://elibrary.ru/RBRYPH

19. Мымрикова А. И., Истратова О. Н. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. № 10 (111). С. 209–214. EDN: https://elibrary.ru/MWLQYJ

20. Летунова А. Л., Слепухина Г. В. Особенности общения современных подростков со сверстниками // Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 270–272. EDN: https://elibrary.ru/SVPYYU

21. Дубовская Е. М., Жернакова Д. А. Сравнительный анализ понятий «реальной» и «виртуальной» подростковой дружбы // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, № 3. С. 110–133. DOI: https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_03_06; EDN: https://elibrary.ru/QYERGO

22. Кон И. С. Дружба. СПб. : Питер, 2005. 329 с.

23. Кузнецова И. В. Мотив аффилиации в межличностных отношениях : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 200 с. EDN: https://elibrary.ru/NNUFKX

24. Сердюкова Е. Ф., Шаповалова М. Л., Хребина С. В. Потребность в аффилиации у подростков с разным уровнем застенчивости // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4, № 7. С. 20–26. EDN: https://elibrary.ru/XKLZQP

25. Троицкая Е. А. Особенности эмпатии в поликультурной среде // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 6(814). С. 217–229. EDN: https://elibrary.ru/CUOGYM

26. Шалагинова К. С., Декина Е. В. Особенности работы с подростками группы риска по формированию личностной ответственности // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN321.pdf (дата обращения: 06.08.2023). EDN: https://elibrary.ru/DPHOHA

27. Овчинникова Ю. Е. Развитие высших социальных чувств как основа психологической безопасности в молодежной среде // Безопасная образовательная среда в изменяющихся условиях современного общества : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. О. И. Щербаковой, Л. В. Шукшиной. М. : ИП Афанасьев В. С., 2017. С. 73–77. EDN: https://elibrary.ru/ZCKHIH

28. Максимов Л. В. Моральный долг: проблема обоснования // Философская мысль. 2018. № 12. С. 35–45. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8728.2018.12.28213; EDN: https://elibrary.ru/YSRLNZ

29. Пазухина С. В., Шалагинова С. В., Декина Е. В. Социально-личностная ответственность как основа становления подростка группы риска субъектом саморазвития // Перспективы науки и образования. 2021. № 6(54). С. 342–362. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.23; EDN: https://elibrary.ru/UBZMDJ

30. Терещенко Э. В., Макадей Л. И., Осипова Н. В. Восприятие семьи девиантными подростками // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 279–283. EDN: https://elibrary.ru/NUWOIE

31. Зорина Н. С. К вопросу о криминалистической характеристике личности несовершеннолетнего преступника // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 307–308.

32. Посохова С. Т., Акиндинова И. А., Коноплева Е. А. Структура эмоционального комфорта подростков в информационной среде // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст : сб. ст. I Междунар. науч.-практ. конф. Кострома : Костромской государственный университет, 2021. С. 85–89. EDN: https://elibrary.ru/SASKYC

33. Семенова А. В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3, № 3. С. 74–83. DOI: https://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-3-74-83; EDN: https://elibrary.ru/CPVNTX

34. Гусев А. Н. 1С: Школьная Психодиагностика. Базовая версия. Руководство по использованию методик психологами образовательных учреждения. М. : Фирма 1С, 2008. 260 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?