НУЖНА ЛИ КАТЕГОРИЯ «АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ДЛЯ КРИМИНОЛОГИИ?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается категория антиобщественного образа жизни, приводятся его основные характеристики, классификация. Под антиобщественным образом жизни подразумевается повседневная деятельность, обусловленная возрастными и психологическими особенностями личности, сферы которой или одна из них (учебно-трудовая, семейно-бытовая, производственная, досуговая) получили под влиянием негативной среды определенную деформацию, что способствовало формированию отклоняющегося от социальных и правовых норм поведения, в том числе совершению правонарушений. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что категория «антиобщественный образ жизни» нуждается в детальном изучении.В настоящее время отечественная уголовно-правовая система направлена на борьбу с преступностью и антиобщественным поведением. Необходимо ее переориентировать на антиобщественный образ жизни, порождающий указанные негативные явления. Для этого, по всей вероятности, нужна реформа самой уголовно-правовой системы, особенно силовых структур (смена названия «милиция» на «полиция» не меняет сути дела, преступность продолжает расти и становится более агрессивной и организованной). Категория «антиобщественный образ жизни» подлежит обязательному включению в учебные программы по курсу «Криминология», основу которого должна составлять не борьба с преступностью, к предупреждению именно антиобщественного образа жизни как причины преступности. Таким образом будет сформирован новый подход к предупреждению преступности, имеющий упреждающий характер, при котором внимание будет уделяться не борьбе со следствием - преступностью, а предупреждению антиобщественного образа жизни, то есть причине преступности.

Ключевые слова:
образ жизни, антиобщественный образ жизни, деформация, особенности, досуг, профилактика, подросток, преступление
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Ни в одном из отечественных учебников по криминологии не рассматривается кате- гория «антиобщественный образ жизни». Может быть, она вообще не нужна? Известно, что в любой науке имеются так называемые белые пятна, то есть проблемы малоизученные или вообще не исследованные. В криминологии таким белым пятном является категория «антиобщественный образ жизни». Определяя социологическую природу этой категории, следует признать ее юридическую сущность, в связи с чем она должна изучаться криминологической наукой. Совершенно справедливо немецкий криминолог Г. Шнайдер, автор учебника «Криминология», пишет: «Криминолог должен быть не только юристом, но и обществоведом (социологом, психологом, педагогом)» [1, с. 9]. Криминологи за основу категории «антиобщественный образ жизни» взяли по- нятие, принятое в социологии, рассматривающей образ жизни как реально практикуе- мые нормы поведения людей, способ их повседневной деятельности в сферах труда, быта, досуга в производстве материальных и духовных благ [2, с. 46]. Чтобы на научной основе анализировать и характеризовать антиобщественный образ жизни, нужно знать, что такое образ жизни. Из социологической литературы известно, что образ жизни - это сложная и противоречивая категория, которая определяется об- щественным строем, развитием производительных сил и производственных отноше- ний, степенью культуры и цивилизации. Все это ведет к формированию общепринято- го, благополучного образа жизни, под которым понимаются одобряемые обществом и большинством населения способы поведения, что стимулирует его нравственные и за- конопослушные формы проявления. От образа жизни следует отличать уровень жизни. По мнению А. С. Ревайкина, уровень жизни - это «сложная социально-экономическая категория, которая выражает уровень их удовлетворения, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей» [3, с. 11]. Следует обратить внима- ние и на культуру образа жизни, которая проявляется в поведении и общении, стиле одежды, разговоре, соблюдении традиций и норм человеческого общежития. В образе жизни проявляется и статус личности: молодой человек может быть рабочим, служа- щим, спортсменом, лидером группы и т. п. Известно, что такие негативные явления, как пьянство, наркомания, проституция, являются лишь внешним выражением поведения, а внутренней сущностью будет об- раз жизни человека, который подчиняет себе все помыслы, интересы, потребности. Раньше негативные формы и особенности образа жизни существовали под названием «нормы другой жизни». Образ жизни, определяясь объективными условиями среды, зависит и от субъективных факторов, от того, какие цели ставит перед собой личность, чему посвящает свою жизнь, какую направленность имеют его взгляды, потребности и устремления. Усвоив основные черты образа жизни, можно перейти к анализу категории «антиобще- ственный образ жизни», особенности которого включают в себя и значительную часть об- щепринятого образа жизни, то есть антиобщественный образ жизни нельзя отгораживать китайской стеной от общепринятого, благополучного образа жизни. Категорию «антиоб- щественный образ жизни» впервые применил известный ученый доктор юридических наук, профессор Ю. М. Антонян. Он пишет: «Изучение антиобщественного образа жизни - это один из путей (пока еще только используемых) более глубокого исследования преступ- ного поведения, а следовательно, и совершенствования профилактики преступлений» [4, с. 69]. Следует обратить внимание на то, что писать об антиобщественном образе жизни при социализме в начале 80-х годов - это, можно сказать, определенная сме- лость и даже героизм, когда в стране господствовала концепция, выраженная в словах профессора Н. Ф. Кузнецовой: «Полная ликвидация преступности и искоренение всех причин, ее порождающих, - историческая перспектива длительного перерастания со- циализма в коммунизм» [5, с. 202]. Профессор С. И. Дементьев пишет: «За последние десять лет рождаемость в России резко упала, стало больше самоубийств среди детей; больше двух тысяч из них еже- годно кончают свою жизнь, за ничтожно малым исключением население России стало жить хуже, беднее, бесправнее» [6, с. 159-160]. Все это порождает антиобщественный образ жизни. В связи с тем что в криминологической литературе имеется лишь оценка важно- сти указанной категории, эту проблему придется рассмотреть более подробно и из- лагать собственное мнение об этой малоизвестной в криминологии проблеме. Кате- гория «антиобщественный образ жизни» является ценной для криминологии потому, что включает в себя такие важные понятия, как «делинквентность», «девиантность», а также давно известные на Руси пороки: пьянство, наркотизм, проституция и другие антиобщественные явления. Можно сказать, что антиобщественный образ жизни - это индикатор, который помогает уловить все тонкости порочного поведения и общения, степень их деградации и на этой основе определить пути его исправления. Антиоб- щественный образ жизни, являясь негативным явлением, играет определенную роль в борьбе с преступностью. Известно, что от совершения преступлений удерживает не столько тяжесть наказания, сколько вероятность разоблачения и его неотврати- мость. Вероятность разоблачения тем выше, чем больше известно о таком образе жизни. Даже не зная о фактах совершения преступлений, но выяснив особенности поведения и образа жизни личности, можно с высокой степенью вероятности опре- делить преступника. Уяснив и оценив важность категории «образ жизни» для криминологии, можно дать определение антиобщественного образа жизни - это повседневная деятельность, обу- словленная возрастными и психологическими особенностями личности, сферы которой или одна из них (учебно-трудовая, семейно-бытовая, производственная, досуговая) по- лучили под влиянием негативной среды определенную деформацию, что способство- вало формированию отклоняющегося от социальных и правовых норм поведения, в том числе совершению правонарушений. Антиобщественный образ жизни правонарушителей находит выражение не только в противоправном поведении, но и в их искаженной жизненной позиции, которая охваты- вает широкий диапазон отношений личности к различным видам жизнедеятельности - к труду и общественной работе, образованию и культуре, способам проведения досуга и общению с окружающими. Дальнейшее исследование этой проблемы показало, что антиобщественный образ жизни имеет: три уровня: общесоциальный, специально-криминологический (особенный) и ин- дивидуальный; величину (объем) жизненных сфер (одна или несколько из них имеют определен- ную деформацию); НАУЧНЫЙ ФОРУМ 291 структуру (виды деятельности, в том числе негативного характера); степень влияния на окружающих (незначительная, значительная, более значи- тельная); способ приобретения материальных и нравственных ценностей (общепринятый, безнравственный, противоправный). Антиобщественный образ жизни можно классифицировать: по степени лишения свободы: малосвободный, полусвободный, изолированный; степени изоляции: а) значительно изолированный (тюрьма, следственный изоля- тор); б) изолированный (колонии всех видов режима); в) полуизолированный (колонии- поселения). Характеризуя антиобщественный образ жизни, следует исходить из общеприня- тых понятий образа жизни, содержание которых определяется тремя основными па- раметрами: уровнем жизни, то есть наличием комфортабельного жилья, величиной зарплаты, материальных ценностей (машина, дача, видеотехника и т. п.); иными словами, уровень жизни свидетельствует о возможности удовлетворения интересов и потребностей; качеством жизни, то есть насколько качественно и полно удовлетворяются матери- альные и духовные потребности (питание, одежда, обувь, посещение развлекательных заведений, зарубежные поездки и т. п.); стилем жизни, в котором проявляются устоявшиеся умения и навыки, то есть сте- реотипы привычного поведения в соответствующих жизненных ситуациях, проявляю- щихся в различных сферах образа жизни. Именно этими тремя основными элементами характеризуется степень благополу- чия образа жизни и различные от него отклонения, ведущие к его деформации и пре- вращающие его в антиобщественный. Заслуживает внимания классификация анти- общественного образа жизни по степени деформации. Деформация - это изменение предмета или явления под воздействием каких-либо сил (факторов). Касаясь вопроса деформации, профессор Г. А. Аванесов отмечает: «Социальная деформация форми- руется тогда, когда в общественном развитии перевешивают негативные отношения, в том числе и криминального свойства» [7, с. 7]. Антиобщественный образ жизни имеет своеобразную идеологию, взгляды, ценностные ориентации и в соответствии со степе- нью деформации делится на следующие типы. Аморальный образ жизни имеет малозначительную деформацию, связанную с нарушением нравственных норм, регулируемых моральными правилами и кодексами (клятва Гиппократа, Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных служащих уголовно-исполнительной системы и т. п.). Асоциальный образ жизни имеет незначительную деформацию, связанную с на- рушением правил человеческого общежития (неправильная парковка машин, выгул собак без ошейника или в запрещенном месте и т. п.). Следует отметить, что понятия «аморальный образ жизни» и «асоциальный образ жизни», близкие по смыслу, в уго- ловно-правовой литературе нередко используются как однопорядковые, но в теории антиобщественного образа жизни этого допускать не следует, они совершенно разные и регулируются соответствующими правилами и нормами. Предкриминальный образ жизни имеет значительную деформацию, связанную с нарушением не только нравственных норм, но и норм права: административного, трудового, гражданского и других правовых норм. Такой образ жизни становится кри- минальным при повторном нарушении норм права, например, административного. Криминальный образ жизни имеет значительную деформацию, связанную с нару- шением норм уголовного права. При криминальном образе жизни используется уголов- ный жаргон, который нужен для того, чтобы: а) выделиться из окружающих; б) законспи- рироваться; в) понимать и правильно общаться с членами криминальной группировки; г) обеспечить криминальную специализацию; д) соблюдать воровские традиции, клятвы и т. п. Нередко эти элементы образа жизни наблюдаются и в менее деформированных типах антиобщественного образа жизни. Преступный образ жизни имеет более значительную деформацию, связанную с нарушением правил человеческого общежития и правовых норм, отличается большим влиянием на окружающих, нередко превращается в нелегальную криминальную про- фессию. В его основе - рецидив преступлений, а сам образ жизни является средством существования и превращается в нелегальную криминальную профессию. Тюремный образ жизни имеет сильную деформацию, связанную с лишением сво- боды. Такой образ жизни зависит от нарушения норм уголовно-исполнительного права и регулируется правилами соблюдения режима отбывания наказания. Приведенная классификация позволяет оценивать личность не только по внешним проявлениям, то есть по антиобщественному поведению, но и по степени деформации образа жизни, что способствует более глубокой и реальной оценке личности правона- рушителя. Нередко антиобщественный образ жизни прикрывается легальной деятель- ностью, общепринятым образом жизни. Так, двойную жизнь вели ряд выявленных пра- воохранительными органами губернаторов и высокопоставленных работников силовых структур, в том числе руководителей различных учреждений и ведомств, генералов, министров и других чиновников высокого ранга. В чем же заключается проблема антиобщественного образа жизни? Следует отме- тить, что интерес к этой теме у нас возник еще в начале 1970-х годов во время работы в Свердловском юридическом институте при подготовке кандидатской диссертации и выяснении причин преступности в стране. В дальнейшем в период службы работы в Рязанской высшей школе МВД СССР, готовившей сотрудников для пенитенциарной системы страны, данная проблема получила свое практическое воплощение в рамках шефской работы с несовершеннолетними правонарушителями. Результаты не заставили себя долго ждать: преступность в регионе за два года сни- зилась в три раза. Наше выступление на заседании Российской криминологической ассоциации (президент - профессор А. И. Долгова) и на VI Международном конгрессе криминологов социалистических стран, который состоялся в 1986 г. в г. Москве, посвя- щенное проблемам антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, вызвало диссонанс на фоне выступлений представителей других стран, содержание которых было пропитано партийной идеологией и восхвалением преимуществ социалистиче- ского образа жизни по сравнению с капиталистическим [8]. Отсутствие в криминологии категории «антиобщественный образ жизни» обуслови- ло тему докторской диссертации «Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних (криминологический и пенитенци- арный аспект)», которая была защищена в Московском юридическом институте (научный консультант - профессор Н. И. Ветров) в 1993 г. Диссертационный совет юридического института сделал важный вывод: «Предупреждение антиобщественного образа жиз- ни - это новое научное направление междисциплинарного характера, интегрирующее знания, прежде всего, криминологии, социологии, педагогики, психологии, отдельных отраслей права и управления. В связи с этим категория «антиобщественный образ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 293 жизни» должна стать объектом пристального внимания криминологии и найти широ- кое применение в разработке различных вопросов борьбы с преступностью» [9, с. 340]. Вскоре курс «Антиобщественный образ жизни и его предупреждение» был включен в учебный процесс, но уже через два года удален из учебного плана. Причина - отсут- ствие учебного материала по проблеме антиобщественного образа жизни. В целях устранения этого недостатка нами был подготовлен учебный курс лекций «Антиобще- ственный образ жизни и рецидив преступлений несовершеннолетних (криминологиче- ский и пенитенциарный аспект)», но руководство вуза наотрез отказалось его издавать. Пришлось обратиться за помощью в Псковский юридический институт ФСИН России. Просьбу удовлетворили, и в 2007 г. курс лекций был опубликован. Однако категория антиобщественного образа жизни так и осталась незамеченной в учебной литературе по криминологии. С целью популяризации проблемы антиобщественного образа жизни мы ежегодно стали проводить Всероссийский круглый стол на тему «Антиобществен- ный образ жизни и преступность молодежи». Уже состоялось пять мероприятий по этой проблеме. В сборниках по итогам круглых столов публикуются работы маститых ученых и молодых исследователей (соискателей и аспирантов). По всей вероятности, категорию «антиобщественный образ жизни» не только нуж- но включить в учебник по криминологии, но и более подробно исследовать все важ- ные стороны этой проблемы. В настоящее время отечественная уголовно-правовая система направлена на борьбу с преступностью и антиобщественным поведением. Необходимо ее переориентировать на антиобщественный образ жизни, порождаю- щий указанные негативные явления. Нужна реформа уголовно-правовой системы, особенно силовых структур (смена названия «милиция» на «полиция» не меняет сути дела, преступность продолжает расти и становится более агрессивной и лучше ор- ганизованной). Что касается молодежи, то профессор С. И. Дементьев подчеркивает: «Если не бу- дет государственной программы о воспитании молодежи, которую в первую очередь должны проводить правительство и президент, тогда вскоре пойдет речь о введении в уголовный закон нового состава преступления в виде психолого-физиологического геноцида» [6, с. 245]. Небольшой объем статьи не позволил рассмотреть некоторые важные вопросы. Полагаем, что они будут отражены в будущих публикациях. Считаем, что категория «антиобщественный образ жизни» должна быть включена в учебные программы по криминологии, а еще лучше - подготовлен новый учебник «Криминология», в основе которого была бы не борьба с преступностью, а предупреждение антиобщественного образа жизни, который является причиной преступности. При старом подходе мы все время запаздывали в борьбе с различными антиобщественными явлениями, в том чис- ле с преступностью, а новый подход имеет упреждающий характер.
Список литературы

1. Шнайдер Г. Й. Криминология : учебник. М., 1994. 504 с

2. Бутенко А. П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М., 1978. 365 с

3. Ревайкин А. С. Уровень жизни населения (методология и проблемы регионального исследования). М., 1989. 144 с

4. Антонян Ю. М. Антиобщественный образ жизни как криминологическая проблема // Советское государство и право. 1981. № 3. С. 68-76

5. Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. 208 с

6. Дементьев С. И. Преступления века (политико-правовой анализ). Краснодар, 2004. 319 с

7. Аванесов Г. А. Наука криминология: накопленный опыт, современные проблемы, перспективы развития // Криминологический журнал. 2004. № 1(6). С. 3-9

8. Игнатенко В. И. Борьба с антиобщественным образом жизни подростков - важное направление предупреждения преступности несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. 1988. Вып. 47. С. 181-182

9. Игнатенко В. И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних (криминологический и пенитенциарный аспекты) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1993. 433 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?