РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье определено понятие и раскрыты сущность, особенности, функции физического воспитания осужденных к лишению свободы с целью достижения их личностного развития в этом процессе и подготовки к ресоциализации. Особое внимание уделено научным направлениям, в рамках которых рассматривается личность человека, выступающая объектом физического воспитания, и психологическому содержанию физического воспитания как процесса. По мнению авторов, осужденные имеют скудные представления о значимости физического воспитания и физического саморазвития. В работе отражен краткий экскурс в историю проблемы, который свидетельствует о том, что физическое воспитание возникло на заре человеческой цивилизации, непосредственно связано с физкультурно-спортивной работой, в том числе проводимой в местах лишения свободы с осужденными и способствующей развитию личности. Рассмотрены алгоритм действий и принципы физического воспитания, которые реализуются с целью развития личности осужденных, а также представлена примерная программа физического воспитания, состоящая из таких блоков, как: теоретический (просветительский), практический и контрольный. Отмечены критерии эффективности применения данных программ. Раскрыта также роль физических упражнений, правил личной и общественной, производственной и бытовой гигиены, являющихся важными средствами физического воспитания и формирования личностных качеств осужденных.

Ключевые слова:
физическое воспитание, развитие личности, осужденные, физкультурно-спортивная работа, ресоциализация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Психолого-педагогическим элементом воспитательной системы исправительного уч- реждения является физическое воспитание осужденных, под которым следует понимать процесс формирования и развития физических способностей, эмоционально-волевых качеств осужденных, укрепления и сбережения их физического и психического здоро- вья. Этот процесс идет в особых условиях ограниченного пространства и движений, по- этому очень актуален и избран предметом исследования. Физическое воспитание осу- жденных выполняет три взаимосвязанные функции: оздоровительную, воспитательную (исправительную), сублимирующую (переключающую активность (энергию) субъекта на более высокий уровень). Результатом исследуемого процесса будут степень исправле- ния и развития личности осужденных, а также уровень готовности их к ресоциализации. Изучение научной литературы показывает, что одним из ключевых и сложных вопро- сов науки и практики является проблема развития личности в специально организован- ных условиях. Она многогранна, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, философией и социологией, психологией и педагогикой и др. Педагогическая психология изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе воспитания. В психолого-педагогической литературе по проблеме развития личности выделяются три основные направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения по- требностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться тре- бованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворе- ние естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализи- руется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он контактирует. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологи- ческие черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощу- щение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, ин- тересы, способности личности формируются как явления социальные. Представляется, что такой подход никак не может объяснить ни поведение личности, ни ее развитие. Таким образом, осмысливая вышеизложенное с позиции педагогической психологии, следует сделать вывод: личность человека - единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности отражаются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т. п.). Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом, представ- ляет собой целостную психическую систему (Л. С. Выготский). Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказы- вают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда в основе - желание привлечь к себе внимание (естественная потребность в при- знании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др. Основными составляющими процесса развития личности выступают социальные, культурные, интеллектуальные, физические, профессиональные, творческие, органи- заторские, управленческие, педагогические и прочие способности, познавательные, деловые, волевые и другие качества. Интегральным же показателем развития высту- пает развитость личности, а применительно к осужденным - еще и исправленность. Среди важнейших функций личности следует назвать творческое освоение обще- ственного опыта и ее включение в систему общественных отношений, поскольку лич- ность существует, проявляется и формируется только в деятельности. В современных исправительных учреждениях трудно представить исполнение наказания без специаль- но организованной физкультурно-спортивной деятельности осужденных, в процессе ко- торой осуществляется их физическое воспитание. Кроме того, наблюдение показыва- ет, что оно выступает в качестве важного средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Современная отечественная педагогическая психология стоит на позиции диалектической взаимо- связи воспитания и развития личности: вне воспитания не может быть полноценного раз- вития личности. Психологическим содержанием физического воспитания как процесса являются знания, умения, навыки, компетенции, способы действий. Управляется этот процесс сознательной целью, а продуктом будут внутренние новообразования психики и дея- тельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, знания и умения при- менять их для решения разнообразных практических задач. Организация физического воспитания осужденных видится в двух направлениях: 1) изначальное формирование мотивации осужденных к занятиям физкультурой и спортом; 2) переориентация уже сформированной мотивации осужденных. В том и другом случае в процессе физического воспитания осужденных определяющая роль отводится конструктивной информации о закономерностях развития природы, общества, человека, о всеобщих причинно-след- ственных связях, о том, что надо делать, как и в каком направлении это осуществляется. Изучение научных источников и практики показало, что осужденные имеют весьма скудные представления о значимости физического воспитания и физического саморазви- тия. В связи с этим педагогически целесообразен краткий экскурс в историю проблемы. Физическое воспитание возникло на заре человеческой цивилизации. Первобытные люди охотились, добывали пищу, обустраивали свое жилище - все эти естественные действия приводили к совершенствованию их физической формы, улучшению таких качеств, как выносливость, скорость, сила. Некоторые направления, формы, методы и средства физического воспитания возникли в первобытнообщинный период, но они не носили целенаправленный характер. Как организованная и целенаправленная деятельность физическое воспитание впер- вые появилось в Древней Греции. Известна спартанская (г. Спарта) система воспитания, ее основным элементом была военная подготовка, которая развивала силу, ловкость и др. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму. Большое значение имели Олимпийские игры и другие состязания. Позже (конец VI в. до н. э.) сложилась афинская (г. Афины) система воспитания, которая сочетала умственное и физическое воспитание. В III в. до н. э. Древний Рим стал ведущим в военном отношении государством. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли спорт, предпочитая бои гладиаторов. Физические упражнения стали использовать в основном для развития выносливости, ловкости и силы, которые необходимы бойцам римской армии для ведения военных действий. Античная система воспитания была в дальнейшем усвоена Средневековьем. Возрождение в истории культуры стран Западной и Центральной Европы - эпоха пере- хода от средневековой культуры к культуре Нового времени (XIV-XVI вв.). Педагогиче- ская мысль Возрождения оказала влияние на европейскую систему воспитания теоре- тическими положениями, подтвержденными практикой. Главными среди них были идеи гармоничного развития, связь умственного, нравственного и физического воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям детей. Одним из основоположников теоретических и практических вопросов физического воспитания детей и взрослых является П. Ф. Лесгафт (1837-1909). Главный принцип теории П. Ф. Лесгафта - единство физического и умственного развития человека. Он рассматривал систему направленных упражнений средством не только физическо- го, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. После 1917 г. научное наследие П. Ф. Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. Массовое физкультурное движение началось в рамках всеобщего военного обучения (всеобуча). С 1918 г. создавались военно-спортивные клубы и кружки, в 1920-е годы проводились многодневные эстафеты, спартакиады, пробеги и пр. В 1930-е годы основу физического воспитания составлял комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО); для детей - ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). В 1990-е годы новые общественно-экономические отношения поставили физкультурно-спортивные орга- низации и коллективы в сложные условия. В настоящее время ситуация изменилась, указ Президента В. В. Путина вернул к жизни физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Применительно к лицам, отбывающим уголовные наказания, следует отметить, что они остаются гражданами своей страны. Объектом уголовной кары являются свобода, материальные, духовные блага, принадлежащие гражданину. Осужденные либо огра- ничиваются в пользовании ими, либо лишаются некоторых из них полностью. Однако личность осужденного, его здоровье не являются и не могут быть объектом уголовного наказания. Наказывая человека за совершенное им преступление, государство исходит из того, что после отбытия наказания он должен быть возвращен в общество здоровым и жизнедеятельным. В местах лишения свободы особо активно проводилась физкультурно- спортивная работа в 1970-1980-х гг. В комплексных планах политико-воспитательной работы с осужденными наряду с другими был раздел «Физкультурно-спортивная рабо- та». Он включал в себя проведение летних и зимних спартакиад, ежедневную утреннюю физзарядку, соревнования по отдельным видам спорта (волейбол, баскетбол, настоль- ный теннис), спортивные игры (шашки, шахматы, домино - по одному комплекту на каж- дые 30 человек, а в ИТУ особого вида режима, в тюрьме и СИЗО - на каждую камеру). Практика не стоит на месте, физкультурно-спортивная работа с осужденными проводи- лась и проводится, о чем свидетельствуют публикации [1, с. 12-15; 2, с. 28-29; 3, с. 16-19]. Осознание вышеизложенного в полной мере рано или поздно приведет осужденного к мысли о неотвратимости быть ответственным за свое здоровье и жизнь. Возникающий таким образом внутренний (психологический) регулятор дает определенные гарантии ориентации поведения на социально полезные модели поведения. Этот регулятор в сфере педагогического взаимодействия сотрудников и осужденных мало использует- ся в силу влияния ряда объективных и субъективных факторов: сложность и тонкость индивидуальной работы; низкий уровень психолого-педагогической компетентности сотрудников; много информации - знаний мало; отсутствие надлежащих условий и др. Следует отметить, что с сотрудниками уголовно-исполнительной системы также про- водится работа в рамках физического воспитания. Анализ существующего и собственного опыта авторов свидетельствует о том, что применительно к физическому воспитанию осужденных возникает необходимость со- блюдения следующего алгоритма действий: просвещение (просветительский проект) - обучение (образовательная программа) - формирование (мотивы, способности, физ- культурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные навыки) - включение в дея- тельность (самообразование и самовоспитание) - анализ результатов (состояние фи- зического и психического здоровья, уровень исправленности и развитости). При этом важно знать и применять следующие принципы: принцип добровольности - отражает необходимость добровольного участия осу- жденных в физкультурно-спортивной деятельности для физического (телесного) и ду- ховного развития личности; системности - отражает необходимость заниматься физическими упражнениями в течение определенного отрезка времени без перерывов, что позволит определить необходимый (достаточный) уровень физической нагрузки при выполнении того или иного упражнения, соотнеся ее с собственными возможностями; деятельности - ориентирует осужденных на освоение новых знаний, компетенций и навыков, а также на возможность реализации духовного и интеллектуального потенциала; оптимальности - предполагает целесообразный подбор форм, методов и средств физического воспитания осужденных с учетом их индивидуальных особенностей, ин- тересов, потребностей и возможностей исправительного учреждения; сотрудничества - предусматривает постоянный диалог и взаимодействие между субъектами педагогического процесса, взаимное уважение и доверие; саморазвития - предполагает постоянное самовоспитание и самообразование че- рез самостоятельные занятия, используя ранее имеющийся жизненный опыт и стрем- ление к овладению новыми знаниями, формирование новых умений и навыков. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 541 В соответствии с изложенным алгоритмом действий и принципами физического вос- питания с целью развития личности осужденных разрабатывается программа, которая может состоять, например, из трех блоков: теоретического (просветительского), прак- тического и контрольного. Теоретический блок направлен на просвещение осужденных в области физкультурно- спортивной работы исходя из следующих приоритетов: компенсация недостатков су- ществующего физического развития осужденных; обеспечение необходимого двига- тельного режима; формирование и совершенствование важных для жизни качеств и способностей; формирование уверенности в своих силах и убежденности в том, что разносторонняя физическая подготовленность является основой духовного и телесного развития личности и ее коррекции. Содержание практического блока предполагает на обучение осужденных методам и способам физкультурно-спортивной деятельности, освоение ими различных видов физических упражнений, в первую очередь общеразвивающих, формирование навыков самосовершенствования, саморазвития, повышение уровня психофизических, двига- тельных функциональных и социальных способностей. Контрольный блок предусматривает анализ, объективный контроль и учет резуль- татов физкультурно-спортивной деятельности, мониторинг показателей физической подготовленности осужденных и их психофизического развития. Основными критериями эффективности предложенной примерной программы фи- зического воспитания осужденных в условиях конкретных исправительных учреждений предполагаются сформированность потребности у них в занятиях физкультурой и спор- том, а также степень развитости личности, что является основанием ее исправления. Важными средствами физического воспитания осужденных являются физические упражнения, соблюдение правил личной и общественной, производственной и бытовой гигиены. Это обусловлено тем, что физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей личности. Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения дают возмож- ность использовать физические упражнения для достижения целей физического вос- питания. Соблюдение правил гигиены выступает в качестве условия успешной органи- зации и проведения занятий физическими упражнениями. Кроме того, соблюдение ги- гиены необходимо для сохранения и укрепления психического и физического здоровья. Результаты проведенного теоретико-методического исследования позволяют сде- лать следующий вывод: физкультура и спорт как составные элементы процесса физиче- ского воспитания осужденных оказывают настолько сильное воздействие на личность, ее исправление и развитие, что трудно представить, чем их можно заменить или ком- пенсировать в условиях лишения свободы, ограниченности пространства и движений. Однако важно отметить, что прогрессивный результат будет давать только системати- ческая и целенаправленная работа по физическому воспитанию осужденных при со- блюдении следующих условий: целостность системы знаний и умений в контексте раз- вивающей функции процесса физического воспитания; постоянное совершенствование компетентности и компетенций руководителей и сотрудников воспитательных отделов исправительных учреждений; развитие и популяризация видов спорта, разрешенных в местах лишения свободы; использование традиционных физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных методик, инновационных технологий, адаптированных к возрастным и психологическим особенностям личности осужденного, а также мате- риальным возможностям исправительного учреждения.
Список литературы

1. Тюгаева Н. А. Реализация физического воспитания осужденных через физкультурно-спортивную работу с ними // Человек: преступление и наказание. 2016. № 4(95). С. 12-15

2. Шишигин В. Энергия, помноженная на целеустремленность // Преступление и наказание. 2014. № 10. С. 16-19

3. Tyugaeva, N. A. 2016, ‘Realization of convicts physical education through physical culture and sports work with them’, Man: crime and punishment, iss. 4(95), pp. 12-15

4. Danilin, E. M. & Evdokimov, I. V. 2014, ‘How to evaluate educational colonies’ activities’, Journal of the penal system, iss. 10, pp. 28-29

5. Shishigin, V. 2014, ‘Energy multiplied by purpose’, Crime and punishment, iss. 10, pp. 16-19

Войти или Создать
* Забыли пароль?