Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Введение Изучение факторов, обусловливающих склонность к криминальному поведению, име- ет большое практическое значение для профилактики и коррекции такого поведения. Среди этих факторов особое место занимают биологические и социальные предпосыл- ки. Научные концепции, рассматривающие в качестве ведущего фактора преступного поведения биологические предпосылки, постулируют положение, согласно которому склонность личности к агрессии, насилию, преступному поведению определяется свой- ствами нервной системы, генетической предрасположенностью, особенностью проте- кания биохимических процессов в организме [1], а также психическими аномалиями [2]. С точки зрения биологической детерминации преступного поведения по своему проис- хождению оно является врожденным. Следовательно, ведущая роль в профилактике, пресечении и коррекции преступного поведения отводится корригирующим мероприя- тиям преимущественно медицинского характера. Согласно концепциям, рассматривающим в качестве детерминант преступного пове- дения социальные факторы, это поведение является следствием влияния специфиче- ских социальных условий существования человека, одобряющих или провоцирующих человека на совершение преступления. Так, согласно концепции социального научения А. Бандуры люди научаются агрессии и противоправному поведению не только потому, что это бывает выгодно им, но и потому, что при наблюдении они видят, какие дивиденды приносит такое поведение другим людям. Часто это происходит в семье, в субкульту- ре и в средствах массовой информации [3]. Преступное поведение нередко возникает и как протест против такой социальной среды, которая не дает личности возможности реализовать себя, удовлетворить свои потребности, что порождает бессилие, отча- яние, неконструктивную агрессию и насилие [4]. В этом случае социальные факторы преступного поведения представляют собой ситуации социального, экономического, политического неравенства. Таким образом, с точки зрения социальной детерминации по своему происхождению преступное поведение является следствием научения, то есть приобретенным. Ведущая роль в его профилактике и коррекции отводится соци- альным, педагогическим и психологическим корригирующим воздействиям. Наконец, в системе детерминации преступного поведения необходимо выделить третью груп- пу факторов, которые могут быть обозначены как личностные, или индивидуально- психологические, факторы. Именно эти факторы являются тем механизмом, который либо одобряет, либо препятствует актуализации биологических и социальных предпо- сылок преступного поведения. Акцентируя внимание исключительно на биологических и социальных факторах преступного поведения, мы неизбежно сталкиваемся со следующей проблемой. Чело- век - это не только продукт наследственности и социального научения, но и личность, обладающая такими атрибутами, как самосознание, воля, свобода, ответственность и т. д. Оставляя без внимания этот пласт характеристик человека, мы приписываем от- ветственность за преступное поведение среде и наследственности и снимаем ответ- ственность за свое поведение с самого человека. Иными словами, нельзя утверждать, что преступное поведение является резуль- татом только негативного влияния среды или наследственности, а сам человек «ни при чем». Социальные и биологические факторы не напрямую порождают преступное поведение [5]. Как справедливо заметил В. Франкл, поведение человека обусловлено множеством факторов и обстоятельств, человек не свободен от них, но он всегда сво- боден в выборе своего отношения к ним. Именно человек решает, как ему поступать, столкнувшись с теми или иными обстоятельствами своей жизни [6]. Таким образом, социальные и биологические предпосылки могут провоцировать склонность к противоправному поведению, но регулирующую функцию, одобряющую или препятствующую такому поведению, осуществляют личностные факторы, а имен- но особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой и морально-нравственной сферы личности. В статье в качестве одного из таких факторов рассматривается способность человека к переживанию моральных чувств, то есть таких чувств, которые отражают отношение человека к другим людям, к обществу в целом [7, с. 575]. Предполагается, что у лиц, со- вершающих преступления, эта способность снижена по сравнению с законопослушными людьми. В свою очередь, это предположение базируется на результатах исследований мозговой активности преступников-психопатов, проведенных К. Килом. В ходе этих ис- следований было обнаружено, что психопаты не дают эмоциональных реакций в ответ на стимулы, которые вызывают эмоциональный отклик у людей без криминальных на- клонностей. Проанализировав полученные результаты, К. Кил пришел к выводу о том, что психопаты отличаются эмоциональной «глухотой», дефицитом моральных чувств, что выражается в отсутствии способности к сопереживанию, сочувствию, эмпатии. В свою очередь, такая бесчувственность объясняет, почему они с легкостью причиняют моральную и физическую боль другим людям, не испытывая при этом каких-либо со- мнений и сожалений [8]. В соответствии с этим предположением целью исследования выступило проведение сравнительного анализа способности к переживанию моральных чувств между лицами, совершившими преступления, и законопослушными гражданами. Методы исследования Для проведения сравнительного анализа была использована авторская методика из- учения способности к переживанию моральных чувств (СПМЧ). Методика предназначена для изучения склонности к асоциальному поведению с помощью наблюдения за эмоцио- нальной экспрессией при предъявлении стимулов морального содержания [9]. В соответ- ствии с теоретическими основаниями методики в качестве одного из основных факторов, определяющих склонность к деструктивному поведению, рассматривается эмоциональное снижение, оскудение испытуемого, его неспособность к переживанию моральных чувств. Стимульный материал методики представлен двумя группами фотографий: фотографии отрицательного содержания на темы: алкогольная зависимость; бедность, болезнь, низкий уровень жизни; дети - жертвы насилия и деструктивного поведения взрослых; взрослые - жертвы насилия (в семье, на улице и т. д.); жестокое обращение с животными; фашизм; фотографии положительного содержания на темы: детство, женская красота, ра- дость материнства, красота животного мира. Всего стимульный материал включает в себя 40 фотографий. Процедура проведения методики состоит в том, что испытуемому с экрана компьюте- ра последовательно предъявляются эти группы фотографий. От испытуемого требуется просто просмотреть их. Психолог в это время ведет наблюдение за особенностями эмо- циональной экспрессии испытуемого и фиксирует результаты в карте наблюдения. По результатам наблюдения делаются выводы о силе, знаке, качественных особенностях эмоций и чувств испытуемого, их адекватности содержанию предъявляемых стимулов. В свою очередь, карта наблюдения содержит описание параметров наблюдения и поля для их регистрации. В качестве параметров наблюдения выступают следующие эмоции и чувства испытуемого, возникающие у него во время просмотра фотографий: Знак эмоций: положительный, отрицательный, нейтральный. Степень выраженности эмоций: сильно или слабо. Основные группы эмоций в рамках диад «удовольствие - неудовольствие», «на- пряженность - расслабленность» и «возбуждение - успокоение». Конкретные виды эмоциональных переживаний и чувств: а) радость, светлые чувства; б) грусть, печаль, сострадание; в) тревожное состояние, страх, испуг; г) гнев, возмущение, негодование; д) удивление, недоумение; е) неприязнь, отвращение, презрение; ж) интерес, любопытство; з) скука, равнодушие; и) цинизм, подчеркнутое равнодушие и пренебрежение. Эти виды и группы эмоциональных переживаний были установлены эмпирическим путем на этапе валидизации методики. Регистрация этих эмоциональных реакций осу- ществляется в дихотомической форме по принципу «есть реакция - нет реакции». Выборку исследования составили: осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях ФСИН Рос- сии, в количестве 77 чел., из них: а) осужденные за преступления насильственного характера - 54 чел.; б) осужденные за преступления корыстного характера - 23 чел.; сотрудники уголовно-исполнительной системы - 33 чел.; курсанты образовательных организаций МВД России - 82 чел. Общий объем выборки исследования составил 192 чел. При этом курсанты рассматривались в качестве группы нормы, сотрудники - в каче- стве группы риска, так как предполагалось, что постоянное профессиональное обще- ние с осужденными, соприкосновение с «темными» сторонами жизни способно вести к эмоциональному снижению, огрубению, притуплению моральных чувств. Сравнительный анализ между группами проводился с помощью критерия φ*- углово- го преобразования Фишера [10]. Сравнивалась частота проявления различных эмоций и чувств, наблюдаемых в группах испытуемых. С помощью бисериального коэффициента корреляции [11] был проведен анализ свя- зей между эмоциональными реакциями осужденных и величиной срока, который они отбыли на момент обследования. Это было сделано с целью выяснить, не являются ли особенности эмоционального реагирования осужденных производной от продолжи- тельности их пребывания в местах лишения свободы. Наконец, при помощи коэффициента корреляции для дихотомических шкал [11] были изучены связи между особенностями реагирования на предъявляемые стимулы и на- личием или отсутствием опыта криминального поведения в биографии испытуемого. Результаты и обсуждение Вначале были изучены различия между группами осужденных. Предполагалось, что осужденные за преступления насильственного характера будут демонстрировать бо- лее выраженное эмоциональное снижение, чем осужденные, которые отбывают срок за преступления, не связанные с применением насилия по отношению к потерпевшим. Были получены следующие результаты (все различия значимы при p ≤ 0,01): у осужденных за преступления насильственного характера при просмотре фото- графий негативного содержания чаще наблюдаются такие эмоции, как грусть, печаль и жалость. Однозначно объяснить эти различия затруднительно, но можно предположить, что они отражают запоздалое сожаление насильственных преступников о непоправи- мом характере совершенных ими преступлений; у осужденных за преступления корыстного характера при просмотре фотографий позитивного содержания чаще наблюдаются, с одной стороны, нейтральный знак эмо- ций, с другой - интерес и любопытство. По другим параметрам значимых различий выявлено не было, то есть в общей мас- се осужденные по своему типу реагирования на эмоционально насыщенные стимулы представляют собой довольно гомогенную группу. При сравнении сотрудников и осужденных были получены следующие различия: у сотрудников при просмотре фотографий отрицательного содержания чаще на- блюдается отрицательный знак эмоций (p ≤ 0,01), состояние неудовольствия и напря- жения (p ≤ 0,01), чувство грусти (p ≤ 0,05); у осужденных при просмотре фотографий отрицательного содержания чаще на- блюдаются нейтральный характер эмоций (p ≤ 0,01), эмоции интереса и любопытства (p ≤ 0,05), равнодушия и скуки (p ≤ 0,01), а также удивления (p ≤ 0,05). Кроме того, осу- жденные чаще испытывали состояние возбуждения при просмотре фотографий отри- цательного содержания (у сотрудников это состояние не наблюдалось); у сотрудников при просмотре фотографий положительного содержания чаще на- блюдались положительный знак эмоций (p ≤ 0,01), сильная степень их выраженности (p ≤ 0,01), состояние успокоения (p ≤ 0,01), чувство радости (p ≤ 0,05). Вместе с тем при просмотре этих фотографий сотрудники чаще испытывали состояние напряжения (p ≤ 0,01); у осужденных при просмотре фотографий положительного содержания чаще наблюдался нейтральный знак эмоций (p ≤ 0,01), а также эмоции скуки и равнодушия (p ≤ 0,01). Вместе с тем осужденные при просмотре таких фотографий чаще испытыва- ли состояние расслабления (p ≤ 0,01). Таким образом, первоначальное предположение о том, что у сотрудников в силу негативного влияния факторов профессиональной деятельности может наблюдаться эмоциональное снижение, в ходе эмпирической проверки не подтвердилось. Сотрудни- ки, по сравнению с осужденными, сохраняют способность к переживанию адекватных по силе и содержанию эмоциональных переживаний и чувств. Наконец, при сравнении курсантов и осужденных были получены следующие ре- зультаты (все различия значимы при p ≤ 0,01): у курсантов при просмотре фотографий отрицательного содержания чаще наблю- дались отрицательный знак эмоций, сильная степень их выраженности, неудоволь- ствие и напряженность, а также такие конкретные виды эмоциональных переживаний, как сострадание и грусть; тревожное состояние; удивление и недоумение; отвращение и презрение; у осужденных при просмотре фотографий отрицательного содержания эмоции чаще носили нейтральный характер, были слабо выраженными, чаще наблюдались цинизм и пренебрежительное отношение к сюжетам; у курсантов при просмотре фотографий позитивного содержания доминировал положительный знак эмоций, чаще наблюдались успокоение и радостные чувства; у осужденных при просмотре фотографий позитивного содержания преобладал нейтральный, слабо выраженный характер эмоций, чаще наблюдались скука и равно- душие, цинизм и подчеркнутое пренебрежение. Таким образом, по сравнению с курсантами осужденные также выявляют выражен- ные признаки эмоционального снижения и искажения. После этого были изучены связи между особенностями эмоционального реаги- рования осужденных и длительностью периода отбывания наказания на момент об- следования. По итогам проведенной процедуры были обнаружены только слабые и очень слабые связи. Это значит, что такая эмоциональная уплощенность является не ситуационной реакцией (например, в ответ на условия отбывания наказания), а, скорее, присуща этим лицам на уровне индивидуально-психологического склада их личности. В завершение эмпирической части исследования были изучены корреляции между особенностями эмоциональных реакций и наличием или отсутствием опыта криминаль- ного поведения (то есть фактом лишения свободы в биографии испытуемого). По итогам проведения этой процедуры были получены следующие результаты: при просмотре фотографий негативного содержания наличие опыта криминаль- ного поведения: а) обратно коррелирует с негативным характером эмоций (r = -0,33 при p ≤ 0,05) и такими конкретными видами эмоциональных переживаний, как тревога и страх (r = -0,32 при p ≤ 0,05); б) положительно коррелирует с нейтральным характером эмоций (r = 0,31 при p ≤ 0,05) и слабой степенью их выраженности (r = 0,31 при p ≤ 0,05); при просмотре фотографий позитивного содержания наличие опыта криминаль- ного поведения обратно коррелирует с положительным характером эмоций (r = -0,31 при p ≤ 0,05) и успокоением (r =- 0,43 при p ≤ 0,05). Эти результаты еще раз показывают, что одним из наиболее выраженных призна- ков, характеризующих особенности эмоционального реагирования лиц, совершивших преступление, является нейтральный и слабо выраженный характер эмоциональных реакций в ответ на предъявление эмоционально «заряженных» стимулов морального содержания. Выводы Таким образом, эмоциональные переживания осужденных характеризуются следу- ющими особенностями: у лиц, совершивших преступление, отмечается снижение эмоционального отклика в ответ на предъявление стимулов морального содержания. Это проявляется нейтраль- ным, слабо выраженным характером эмоциональных реакций и доминированием таких чувств, как равнодушие и скука, цинизм и подчеркнутое пренебрежение; такие особенности не связаны с продолжительностью отбывания наказания, а являются типичным способом реагирования этих лиц в ответ на предъявление указанных стимулов. Различия между лицами, совершившими насильственные и корыстные преступления, минимальны. На основе полученных нами результатов могут были сделаны практические выводы, заключающиеся в том, что для профилактики и коррекции риска преступного поведения необходимы корригирующие мероприятия, направленные на развитие у лиц, склонных к противоправному поведению, способности к эмпатии, переживанию моральных чувств по отношению к другим людям.