ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Психологическая категория «самооценка» является неотъемлемой частью формирования личности несовершеннолетнего в современном социуме. В целях повышения эффективности проведения индивидуальной профилактической работы с подростками необходимо учитывать особенности формирования и развития их самооценки. В статье рассматривается влияние семейного неблагополучия на формирование самооценки подростков, находящихся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Объектом исследования является самооценка подростков из благополучных и неблагополучных семей. Цель исследования - изучить особенности формирования самооценки в подростковом возрасте, в частности особенности самооценки подростков из неблагополучных семей. Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Псковской области и структурного подразделения «Средняя школа № 4» МБОУ «Центр образования Опочецкого района» Псковской области. Выборка исследования, состоящая из 60 несовершеннолетних, была разделена на две сравниваемые группы: с нормативным поведением и противоправным поведением. При диагностике особенностей самооценки подростков были использованы следующие методы и методики: структурированное интервью, тестирование (методика исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; методика диагностики самооценки Дембо - Рубинштейн; опросник «Подростки о родителях» Л. И. Вассерман, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной, методы математической статистики - корреляционный анализ). В результате эмпирического исследования установлено, что самооценка подростков из неблагополучных семей, находящихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Псковской области, ниже, чем у подростков из благополучных семей, обучающихся в средней школе № 4, уровень притязаний средний. Данные подростки более самостоятельны и опираются на свои знания. В семье присутствует попустительский стиль воспитания. Среди подростков из благополучных семей, обучающихся в средней школе № 4, уровень самооценки и притязаний адекватный. В семье отношения построены на доверии и взаимопомощи. Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость для сотрудников таких центров в рамках психологического сопровождения подростков в зависимости от особенностей их самооценки и воспитания в неблагополучной семье.

Ключевые слова:
самооценка, делинквентное поведение, подростки, несовершеннолетние, психологическое сопровождение, неблагополучная семья
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Leavitt, P. A., Covarrubias, R., Perez, Y. A., & Fryberg, S. A. 2015, ‘Frozen in time: The impact of Native American media representations on identity and self understanding’, Journal of Social Issues, iss. 71, pp. 39-53

2. Rosenberg, M. 1965, Society and the adolescent self-image, Princeton University Press, Princeton NJ

3. Emler, N. 2001, Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low Self-Worth, York Publishing Services, York, United Kingdom

4. Дубровина И. В. Практическая психология образования : учебник. М. : Сфера, 2009. 528 с

5. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М. : Педагогика,1989. 208 с

6. Тарасова Т. В., Арсентьева Е. В., Мухадинов В. Р. Особенности самооценки подростка в структуре неформальной группы // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2013. № 3(23). С. 89-97

7. Петрова Н. С., Дмитриева С. Н. Особенности самооценки у подростков из неблагополучных семей // Современное образование: традиции и инновации. 2019. № 2. С. 239-241

8. Григорьева С. А. Семейное неблагополучие как главный фактор заниженной самооценки подростка // Аллея науки. 2019. Т. 2, № 11(38). С. 154-160

9. Kaplan, H. B. 1975, Self-Attitudes and Deviant Behavior, Pacific Palisades, Calif

10. Селихов С. Пол, возраст и конфликт // Журнал практического психолога. 1999. № 2. С. 32-38

11. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка : пер. с англ. М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2017. 165 с

12. Minev, M., Petrova, B., Mineva, K., Petkova, M. & Strebkova, R. 2018, ‘Self-esteem in adolescents. Trakia’, Journal of Science, iss. 16, pp. 114-118, doi:https://doi.org/10.15547/tjs.2018.02.007

13. Perez-Gramaje, A., Garcia, O., Reyes, M., Serra, E. & García, F. 2020, ‘Parenting Styles and Aggressive Adolescents: Relationships with Self-esteem and Personal Maladjustment’, The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, iss. 12, pp. 1-10, doi: 10.5093/ ejpalc2020a1

14. Ганишина И. С., Ушатиков А. И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб. пособие. М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 288 с

15. Ганишина И. С. Влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. 174 с

16. Киселева А. Ю. Влияние неблагополучных семей на самооценку подростков // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 7. С. 59-62

17. Podaná, Z. 2011, Fenomén delikvence mládeže v České republice a středoevropském region, Národohospodářský ústav Josefa Hlávky, Praha

18. Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 4(41). С. 102-114

19. Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29-45

20. Langer, S. 2008, Mládež problémová, její typy a možnosti uplatnění: diagnostické,výchovné aprofesionální modely, Kotva, Hradec Králové

21. Юренкова В. А., Душкин А. С. Психолого-педагогические особенности работы с подростками, находящимися в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : учеб.-метод. пособие. СПб. : С.-Петерб. ун-т МВД России, 2015. 100 с

22. Прокурова С. В., Гайнуллина А. В. Психологическая помощь подросткам с девиантным поведением, находящимся в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 2(77). С. 150-157. DOI:https://doi.org/10.24411/1999-6241-2019-12004

23. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Психологические причины и условия отклоняющегося поведения подростков, находящихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14, № 3(51). С. 400-406. DOI:https://doi.org/10.46741/2686-9764-2020-14-400-406

Войти или Создать
* Забыли пароль?