ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНCКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются меры по организации деятельности Службы пробации в Азербайджанской Республике, указываются перспективы ее развития.

Ключевые слова:
пробация, наказания без изоляции осужденного от общества, средства электронного контроля, Кодекс по исполнению наказаний, Азербайджанская Республика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Уже четыре года в структуре Министерства юстиции Азербайджанской Республики функционирует Служба пробации. Этот новый правовой институт был создан распоря- жением Президента Азербайджанской Республики от 10 февраля 2017 г. «Об усовершен- ствовании деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики назначения наказания, расширении применения альтернативных мер наказаний и процессуального принуждения, не связанных с изоляцией от общества» и призван обеспечить действен- ный контроль за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и повышение эффективности управления в этой сфере. Первые итоги рабо- ты по организации деятельности Службы пробации, а также имеющиеся трудности при исполнении альтернативных наказаний нами были рассмотрены ранее [1-5]. За прошедшее время в рамках изменения соответствующего законодательства и согласно Государственной программе от 18 декабря 2018 г. «О развитии азербайд- жанской юстиции в 2019-2023 годах» был осуществлен комплекс мер для организации эффективной деятельности новой службы и достигнут ряд положительных результа- тов. Созданной министром юстиции страны в мае 2018 г. специальной рабочей группой с учетом международной практики была проанализирована правовая база исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Следует отметить, что внесенные за последние двадцать лет изменения в Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики, вступивший в силу с 1 сентября 2000 г., в основном были связаны с совершенствованием порядка исполнения наказаний в виде лишения свобо- ды, приведением условий их отбывания в соответствие с международными нормами. Процедура исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, практически осталась без изменения. Так, порядок исполнения наказаний в виде штра- фа, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, исправительных работ с незначительными изменениями перешел из Исправительно-трудового кодекса 1970 г. в Кодекс по исполнению наказаний. Несмотря на принятие за прошедшее время ряда законодательных актов, затрагивающих содержа- ние этих видов наказаний и порядок их исполнения, они не нашли отражения в Кодексе по исполнению наказаний. Кроме того, имеются некоторые коллизии в законодатель- стве, а также трудности, возникающие на практике, которые требуют своей правовой коррекции. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть и усовершенствовать соответствующие механизмы исполнения названных наказаний. Несмотря на то что общественные работы и ограничение свободы являются новыми видами наказаний в УК Азербайджанской Республики от 2000 г., они также нуждают- ся в совершенствовании. В результате рабочей группой было подготовлено несколько законопроектов по внесению изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Ми- грационный кодексы, кодексы по исполнению наказаний, по административным право- нарушениям, Закон о судебных исполнителях и в некоторые другие законодательные акты. Ряд изменений уже приняты и успешно применяются, другие находятся на стадии согласования. В ходе проведенного анализа законодательства по исполнению альтернативных наказаний и практики их реализации рассмотрению подверглись также вопросы, свя- занные с содержанием и назначением соответствующих наказаний, был подготовлен ряд предложений по их изменению. Для закрепления института пробации на законо- дательном уровне, определения его задач, полномочий, вопросов взаимодействия с государственными органами, мер реабилитации и социальной адаптации, а также для регулирования других вопросов был подготовлен проект закона «О деятельности про- бации», который находится на завершающем этапе согласования с заинтересованны- ми структурами. Одним из направлений деятельности Службы пробации, предусмотренных законо- дательством, является использование современных информационно-коммуникацион- ных технологий в процессе исполнения наказаний. В связи с этим с апреля 2018 г. было начато применение электронных средств контроля (ЭСК) при исполнении наказания в виде ограничения свободы, а также при осуществлении контроля за лицами, условно осужденными и условно-досрочно освобожденными. За прошедший период в отношении более девяти тысяч осужденных были применены ЭСК, а к 1 сентября 2021 г. под элек- тронным контролем находились более четырех тысяч лиц, состоящих на учете Службы пробации. В настоящее время в Азербайджане используется ЭСК как собственного, так и зарубежного производства. В соответствии с Государственной программой развития органов юстиции в конце 2019 г. было спроектировано и разработано соответствующее программное обеспече- ние, а также налажено производство нового вида ЭСК в Азербайджане. Оно введено в эксплуатацию после внесения изменений в законодательство с конца августа 2020 г. и применяется в отношении лиц, осужденных, а также привлеченных к административ- ному взысканию в виде общественных работ. Новые ЭСК обеспечивают постоянный контроль за нахождением лиц, выполняющих общественные работы в назначенных для них местах, с их помощью также ведется электронный учет отработанных часов. Результаты использования ЭСК показывают их эффективность, наблюдается значи- тельное снижение как числа нарушений порядка исполнения общественных работ, так и служебной нагрузки на сотрудников Службы пробации. Азербайджанская Республика по применению ЭСК к осужденным, состоящим на учете Службы пробации, за послед- ние два года находится на первых позициях в Европе. В настоящее время завершена работа по внедрению подсистемы «Электронная пробация», являющейся частью разработанной единой государственной информаци- онной системы «Осужденные и лица, в отношении которых применена мера пресече- ния в виде заключения под стражу», отвечающей международным требованиям. Это подсистема в реальном режиме времени будет обеспечивать обмен соответствующими данными между правоохранительными структурами, а также органами и учреждения- ми, исполняющими наказания, она интегрирована с соответствующими государствен- ными информационными системами, предусмотрено также внедрение искусственного интеллекта. С ее помощью будет вестись вся документация, в том числе личные дела осужденных в электронном формате, что существенно облегчит служебную нагрузку и повысит эффективность работы сотрудников Службы пробации. За прошедший период было уделено много внимания совершенствованию органи- зационно-структурного построения службы, обеспечению самостоятельности местных органов пробации. При организации Службы пробации только в двух городах страны (в Сумгаите и Гяндже) были созданы самостоятельные отделы пробации. В других ад- министративных единицах, в том числе в 12 районах г. Баку, деятельность службы была организована на базе служб исполнения судебных решений и на основе двойного под- чинения. В целях изучения возможности постепенного отделения пробации от службы исполнения наказаний и организации ее работы на основе регионального принципа в 2019 г. в качестве пилотного проекта на базе Сумгаитского отдела пробации был создан региональный отдел службы. Новой структуре были подчинены сотрудники пробации четырех районных отделов исполнения и пробации. С учетом успешной реализации пилотного проекта, эффективной организации деятельности пробации на территории г. Баку согласно приказу министра юстиции Азербайджанской Республики в ноябре 2020 г. было создано столичное Управление по пробации. В ближайшее время с учетом нако- пленного опыта, а также логистических и других организационных вопросов планирует- ся создание межрайонных отделов пробации. Обеспечение самостоятельности служб пробации на местах позволит осуществлять эффективное руководство, улучшить орга- низацию работы и контроля за их деятельностью, правильно распределить служебную нагрузку, а также укрепить дисциплину среди сотрудников. Несмотря на предоставленные права и льготы, предусмотренные Законом от 26 мая 2006 г. «О прохождении службы в органах юстиции», усиление социальной защи- ты сотрудников Службы пробации, поиск новых возможностей материального стимули- рования их деятельности занял особое место в организационной работе. В этих целях в июне 2020 г. было внесено изменение в Закон «О судебных исполнителях», которое установило, что 43 % из общей суммы уплаченных штрафов и удержаний из заработка осужденных, отбывающих исправительные работы, а также выплат штрафов со стороны юридических лиц в качестве уголовно-правовой меры, остаются в распоряжении Министерства юстиции. Согласно постановлению Кабинета министров Республики от 28 апреля 2021 г. половина указанной суммы ежемесячно перечисляется в виде допол- нительной выплаты к заработной плате сотрудников и работников Службы пробации, а другая половина направляется на улучшение материально-технической базы службы. В настоящее время внесено предложение об установлении дополнительной выплаты сотрудникам пробации, работающим непосредственно с осужденными. Однако для дальнейшего совершенствования деятельности Службы пробации, эф- фективной организации ее работы, по нашему мнению, необходимо принятие ряда до- полнительных мер. Во-первых, с учетом международной практики, а также рекомендаций Европейских правил о пробации следует оптимизировать служебную нагрузку и в законодательном порядке установить максимальное количество осужденных на одного сотрудника. Не- обходимо усилить правовую защиту сотрудников, а также установить ответственность за вмешательство в деятельность сотрудника пробации при выполнении им своих слу- жебных обязанностей. Во-вторых, для успешной реализации мер, направленных на исправление, реабили- тацию и реинтеграцию осужденных, было бы целесообразно ввести в штаты Службы пробации должности психологов и социальных работников, а также установить инсти- тут оплачиваемых помощников сотрудника Службы пробации и определить их право- вой статус. Следует рассмотреть предложение о подготовке сотрудников для Службы пробации в Академии юстиции Азербайджанской Республики. При этом можно было бы использовать имеющийся положительный опыт Академии ФСИН России, с которой с 1995 г. Министерство юстиции Азербайджанской Республики плодотворно сотрудничает по подготовке квалифицированных кадров для пенитенциарных учреждений страны. Для обеспечения самостоятельности на всех уровнях управления нужно в ближайшее время завершить работу по совершенствованию структуры службы. Некоторые из указанных предложений включены в проект закона «О деятельно- сти пробации». Надеемся, что они будут позитивно оценены и приняты. Реализация предложенных мер поможет дальнейшему успешному развитию Службы пробации в Азербайджанской Республике, создаст дополнительные условия для приведения ее деятельности в соответствие с международными нормами. В завершение отметим, что проделанная работа и внесенные предложения могут быть учтены при создании и развитии системы пробации в Российской Федерации, которая предусмотрена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Пра- вительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р.
Список литературы

1. Гумбатов М. Г. Новеллы в законодательстве Азербайджанской Республики, связанные с уголовным наказанием в виде общественных работ // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13(1-4), № 2. С. 217-221

2. Гумбатов М. Г. Наказания в виде ограничения свободы в Азербайджанской Республике // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 28-29 нояб. 2018 г.) : в 8 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2018. Т. 1 : Материалы пленарного заседания. С. 196-209

3. Гумбатов М. Г. Пробация в Азербайджанской Республике и перспективы ее развития // Уголовно-исполнительное право. 2019. Т. 14 (1-4), № 2. С. 172-173

4. Гумбатов М. Г. Пробация в Азербайджанской Республике: первые результаты и перспективы развития // Международный пенитенциарный журнал. 2020. Т. 2 (1-3), № 1. С. 46-52

5. Гумбатов М. Г. Применение электронных средств контроля за исполнением наказаний в Азербайджанской Республике // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 18-19 нояб. 2020 г.) : в 6 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2020. Т. 1 : Материалы Всероссийского круглого стола с международным участием «Проблемы уголовной ответственности и наказания». С. 52-57

Войти или Создать
* Забыли пароль?